Особенности анализа бенчмаркинговой деятельности
Бенчмаркинг представляет собой систематическую работу, которая ориентирована на поиск, оценку и изучение лучших предприятий вне зависимости от их размера, территориального положения и сферы деятельности.
Бенчмаркинг входит в топ-3 самых распространенных инструментов менеджмента в мировом бизнесе. Эволюция его развития насчитывает не один десяток лет, в течение которых сменилось пять поколений бенчмаркинга:
- ретроспективный анализ товаров/услуг;
- конкурентный бенчмаркинг;
- функциональный бенчмаркинг;
- стратегический бенчмаркинг;
- глобальный бенчмаркинг.
Анализ бенчмаркинга – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:
- определение лучших результатов;
- анализ собственной деятельности;
- выявление недостатков и проблем;
- устранение слабых мест.
Различают три типа анализа бенчмаркинга:
- внутренний;
- внешний;
- функциональный.
В первом случае осуществляется сравнительный анализ внутри компании, между бизнес-единицами, подразделениями или группами товаров.
Второй вид анализа бенчмаркинга предполагает сравнение сходных видов деятельности в различных сферах, например, между конкурирующими фирмами или партнерами, коллегами, которые работают на различных рынках.
Третий тип анализа заключается в сопоставлении схожих функций или процессов в различных отраслях.
Основная идея бенчмаркинга – это поиск наилучших результатов везде, где только они могут иметь место. Но анализ и выявление удачных и эффективных стратегий конкурентов и лидеров рынка – это малая часть успеха компании. Самая сложная работа состоит в их внедрении
Опыт применения бенчмаркинга в компаниях
Трудная часть процесса бенчмаркинга является признание того факта, что компания имеет достаточные знания для достижения внушительных результатов.
Процедура бенчмаркинга на предприятиях уменьшает себестоимость товаров и услуг, продолжительность цикла, а также частоту ошибок. Если сравнивать с непрерывным повышением качества, то бенчмаркинг может гарантировать прогресс даже до 200% меньше, чем за год.
Те процессы бенчмаркинга, которые внедряют оптимальные по стоимости решения, реально улучшают функционирование компании на рынке. Эксперты маркетинга и менеджмента рекомендуют использовать бенчмаркинг, даже если компания успешно работает на протяжении нескольких лет. То есть бенчмаркинг подходит таким предприятием, которые довольны своими показателями, но постоянно сравнивают их с конкурентами.
В Европе достаточно успешных компаний. В Германии каждый год проходит конкурс бенчмаркинга. Подобные мероприятия позволяют предприятия посмотреть свой потенциал со стороны увидеть возможности для совершенствования. Существует четыре полезных аспекта, которые это подтверждают:
- успех через анализ (исследование собственного предприятия с целью выявлений новых идей);
- успех через партнерство (конкурсы приносят новые контакты, появляется обмен, которые переходит в партнерство и приносит пользу участникам);
- успех через изменения (активные изменения держат компанию в форме);
- успех через ориентирование (регулярное сравнение с успешными организациями – толчок к собственному успеху).
В результате бенчмаркинга компания получает улучшение своей деятельности, что в свою очередь дает:
- клиентов;
- уровень вознаграждения;
- признание;
- уважение;
- власть;
- удовлетворение персонала и руководства.
На пути к совершенству любая компания предпринимает следующие шаги:
- изучение собственных сильных сторон и ограничений;
- определение того, как конкуренты достигли успеха в своей сфере;
- применение самых лучших методик конкурентов в своей работе;
- на основе опыта лучших разработать более совершенные методики;
- непрерывный процесс улучшения.
Российские предприятия также используют бенчмаркинг в своей деятельности, а также участвуют в программах премий правительства в области качества.
Ключевая проблема современной экономики России – это достижение глобальной конкурентоспособности и обеспечение стабильных темпов роста ключевых отраслей промышленности.
Поэтому отечественные компании независимо от размера и сферы деятельности систематически изучают и используют передовой мировой опыт во всех направлениях деловой активности, а также различные технологии, повышающие эффективность функционирования компании, в частности бенчмаркинг.
Процесс бенчмаркинга
Процесс бенчамаркингового анлиза включает четыре основные фазы:
- фаза 1 – подготовка;
- фаза 2 – анализ;
- фаза 3 – внедрение;
- фаза 4 – повторение.
Во-первых, компания должна определить объект процесса анализа. В этом случае измеряется и изучается значение и уровень актуальности объекта, который предназначен для реализации основных функций компании.
На данном этапе рассматриваются те области, где присутствуют серьезные трудности, проблемные места, а также определяются области, которые интересуют компанию. Также устанавливаются пороговые величины для того, чтобы вывести оценку успешности. Это такие показатели, как расходы, уровень качества, время и т.д.
Для осуществления точного анализа привлекаются дополнительные ресурсы:
- семинары;
- бизнес-планы;
- опросы потребителей;
- ярмарки;
- информация в СМИ;
- справочники и т.д.
В рамках первой фазы осуществляется и поиск основных компаний для проведения сравнительной оценки.
На основе величин и факторов работы компании, которые выбраны на первой фазе, выявляются наиболее неэффективные процессы, услуги, технологии, товары. Выбираются и направления, которые позволяют оптимально организовывать данные процессы и технологии. В рамках второй фазы определяются причины, почему конкурирующие фирмы лучше в этой сфере.
На третьем этапе необходимо поставить конкретные цели планируемых изменений и определить стратегии реализации данных изменений. Кроме этого составляется подробный план действий, расчет ресурсов, которые будут потрачены, заявляются ответственные за перемены исполнители, осуществляется прогнозирование результатов деятельности.
на четвертой стадии подключается непрерывный процесс улучшения деятельности компании. Для этого осуществляется документирование бенчмаркингового опыта максимально детально.