История развития банковского маркетинга
Если сам маркетинг, а точнее упоминания о первой рекламе, появились в Древнем Шумере, Египте и Месопотамии, то о банковском маркетинге заговорили в прошлом веке. До 1950-х годов банковские рынки были исключительно ранками продавца. Это было связано с государственным регулированием банковской конкуренции.
С ростом уровня жизни населения в 60-70-х годах прошлого столетия, усиление конкуренции привело к превращению рынка продавца в рынок покупателя, в том числе и в банковской сфере. Банки стремились перестроить свое мышление и понять, что они не просто предлагают набор продуктов и услуг, а занимаются удовлетворением потребностей клиентов.
Такое преобразование привело к необходимости изменения организации банковского управления, появилось управление маркетингом в данной сфере деятельности. Начались глубокие структурные изменения, стали появляться службы маркетинга в банках. Кроме этого управленческие решения принимались уже на основе проведенных маркетинговых исследований, а не на личном опыте руководства.
С конца 1960-х годов банковские и финансовые рынки подверглись серьезным изменениям. Для привлечения большего числа клиентов банки применяют маркетинговые технологи и инструменты, которые направлены на исследование рынка, выявление его возможностей и определение потребностей потребителей.
Внедрение маркетинга в деятельность кредитно-финансовых организаций привело к росту доходности и снижению риска совершения банковских операций. Банки активно применяют комплекс маркетинга, а также стратегическое планирование.
Факторы, которые повлияли на использование маркетинга в банках:
- интернационализация экономических процессов и глобализация банковской конкуренции;
- диверсификация банковской отрасли;
- появление и развитие большого числа небанковских организаций;
- развитие информационных и коммуникационных технологий;
- усиление внутрибанковской конкуренции.
Первый фактор связан с проникновением банков на международные рынки и обострением конкуренции на внутреннем рынке.
Диверсификация приводит к расширению набора банковских продуктов и услуг, а также развитию небанковских методов привлечения денежных средств (например, выпуск ценных бумаг).
Появление небанковских учреждений, таких как микрофинансовые организации, могут составить существенную конкуренцию банкам. Они предлагают более привлекательные условия, например, кредитования населения.
Развитие информационных и других технологий приводят к расширению региональной и национальной сферы деятельности банков.
Внутренняя конкуренция, т.е. конкуренция между банками и небанковскими организациями, обостряется в сфере привлечения средства и предоставления кредитных продуктов.
Современные тенденции развития маркетинга в банковской сфере
Основой современного банковского маркетинга является стратегия максимального удовлетворения потребностей клиентов, что приводит к значительному росту рентабельности деятельности банков.
Многие банки до сих пор работают по схеме, которая ограничивает эффективность маркетинга. Во-первых, расходы на маркетинговую и рекламную деятельность довольно низкие. Во-вторых, традиционная организационная структура не способна реализовывать маркетинговую стратегию, ориентированную на потребителей.
Маркетинговая деятельность в банках направляется на:
- изучение кредитных ресурсов;
- исследование финансового состояния клиентов;
- привлечение вкладов;
- изучение реальных потребностей клиентов.
Появление новых информационных и коммуникационных технологий значительно влияют на конкуренцию. Коммерческие организации могут проводить расчеты без участия посредников, через компьютерные сети. Кроме этого банки теряют существенные доходы от расчетных операций в связи с введение «электронных денег».
Потребности клиентов постоянно растут и меняются, соответственно меняются и требования к поставщикам банковских и финансовых услуг. Для клиентов важно следующее: как, когда и где контактировать со своим банком.
Популярность набирает дистанционное обслуживание, т.е. онлайн. Банки создают круглосуточные call-центры, эффективный онлайн и мобильный банкинг. Около 105 части инвестиций банки вкладывают именно в развитие обслуживания клиентов через глобальную сеть.
Электронный банкинг или дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – это общий термин для технологий оказания банковских услуг удаленным образом с использованием компьютерных и телефонных сетей.
В его состав входят интернет-банкинг и мобильный банкинг.
Интернет-банкинг – это предоставляемые банком услуги по мониторингу, управлению счета и проведения банковских операций (транзакций) через Интернет.
Под мобильным банкингом понимают информирование клиентов об операциях по карточному или расчетному счету на мобильный телефон в виде смс.
Особенности развития банковских продуктов и услуг
В настоящее время банки оказывают разнообразные услуги и предоставляют разнообразные продукты населению. Банки не только занимаются организацией денежного оборота, привлечения вкладов и выдачей кредитов, но и финансируют экономику страны, проводят страховые сделки, куплю-продажу ценных бумаг, а также некоторые посреднические операции.
Под банковскими услугами понимают такие операции, как выпуск, размещение и хранение ценных бумаг, управление имуществом, валютные операции, инкассация чеков и векселей и др.
Банковский продукт – это предмет договора между клиентом и банком. Это операции, услуги или их сочетания, предлагаемые банками физическим и юридическим лицам
Сегодня банковский маркетинг – это не только организация маркетингового подразделения и осуществление традиционной маркетинговой деятельности, а разработка программ лояльности по работе с постоянными клиентами.
В сфере маркетинга банковских услуг присущи следующие явления:
- комплексное изучение рынка банковских продуктов и услуг для снижения риска;
- сегментация рынка для удовлетворения существующих потребностей;
- создание и реализация банковских инноваций;
- совершенствование существующих банковских продуктов и услуг;
- формирование имиджа продуктов и услуг;
- гибкость маркетинговой политики банка на действия конкурентов;
- привлечение к разработке новых продуктов и услуг всего персонала банка и клиентов;
- повышение роли коммуникационной политики банка;
- персонализация маркетинга в банковской сфере;
- внедрение информационных технологий в маркетинговую деятельность;
- использование успешного опыта маркетинга иностранных и российских банков.
Для повышения конкурентоспособности банки должны вести свою маркетинговую деятельность с ориентацией на клиентов, максимально оперативно реагировать на изменения во внешней среде и принимать эффективные решения.