Понятие, цели и задачи банковского маркетинга
Главной целью любой компании является продажа товаров и услуг и получение максимальной прибыли. Такую же цель преследуют и банковские организации. Для достижения данной цели банк стремится к привлечению клиентов, расширению списка продуктов и услуг, завоеванию рынка.
Маркетинговая деятельность в банковской области включает в себя:
- изучение кредитных ресурсов;
- оценку финансового состояния клиентов;
- привлечение вкладов в банки и т.д.
Целью банковского маркетинга является формирование продукта, соответствующего требованиям рынка капитала, повышение конкурентоспособности и рост прибыли, а также разработка концепции модернизации банковской системы в кризисных ситуациях.
Конкретные цели маркетинга в банке:
- формирование и стимулирование спроса на банковском рынке;
- обеспечение принимаемых решений и планов работы;
- расширение линейки банковских продуктов и услуг;
- повышение доходов банка.
Предметом банковского маркетинга являются внутренние и внешние (на микроэкономическом уровне) процессы.
Субъекты банковского маркетинга:
- коммерческие банки;
- маркетинговые подразделения;
- службы по связям с общественностью;
- специалисты по маркетингу;
- клиенты банки (частные и юридические лица).
Объектами банковского маркетинга являются банковские продукты и услуги, конкурирующие банки и иные кредитно-финансовые организации, потребители услуг, динамика потребительского спроса и уровень рыночного риска, виды коммуникаций и способов доставки.
Основные задачи маркетинга в банковской сфере деятельности:
- рост ликвидности банка с учетом интересов кредиторов и вкладчиков;
- обеспечение рентабельности банка в условиях неопределенности рынка;
- укрепление имиджа банка в глазах общественности.
В современных условиях развития маркетинга изменениям подвергаются и отношения банка и клиентов. Раньше банк предлагал обычный традиционный набор банковских продуктов и услуг: различные вклады, кредиты, банковские ячейки, расчетные счета юридических лиц и т.д. Сейчас постоянно разрабатываются новые виды услуг, удовлетворяющие потребности не только крупного бизнеса, но и малых предприятий, частных предпринимателей и физических лиц. Для выявления спроса проводятся масштабные маркетинговые исследования.
Принципы и функции маркетинга в банковской сфере
Банковский маркетинг является процессом регулярного улучшения и повышения эффективности работы банка посредством применения инструментария маркетинга, партнерских отношений и рыночной стратегии, которая строится на учете потребностей и предпочтений потенциальных и реальных клиентов.
Это определение включает ряд ключевых моментов:
- постоянный контроль, анализ и улучшение системы маркетингового управления банка;
- изучение и мониторинг предпочтений и мнений клиентов для изменений текущей работы банка;
- маркетинговые мероприятия осуществляются в рамках выбранных целей и стратегий банка в течение определенного промежутка времени;
- комплексное применение элементов 7P (продукт, цена, распределение, продвижение, персонал, физическое окружение и процесс) и маркетингового инструментария.
В банковском маркетинге в полной мере реализовываются следующие принципы:
- ориентация деятельности персонала банка на достижение конкретных рыночных целей;
- процесс функционирования маркетинга носит комплексный характер (планирование, анализ, регулирование и контроль);
- интеграция текущего и перспективного планирования маркетинга;
- контроль над принимаемыми маркетинговыми решениями как основы их практической реализации;
- разностороннее и масштабное стимулирование инициативы и творческой активной банковских сотрудников;
- обеспечение заинтересованности персонала в постоянном повышении квалификации;
- формирование благоприятной атмосферы и климата в коллективе.
Основные функции банковского маркетинга:
- исследование внешней и внутренней среды банка;
- сбор информации о рынках капитала;
- изучение и планирование набора банковских продуктов и услуг;
- установка и регулирование ценообразования;
- планирование и организация реализации продуктов и услуг;
- реклама и продвижение;
- управление спросом;
- обеспечение социальной ответственности.
Специфика маркетинговой деятельности в банках
Банковскому маркетингу присущи те же особенности, что и маркетингу любой сферы услуг.
Сущность маркетинговой концепции в банке состоит в том, что клиент должен быть удовлетворен уровнем обслуживания и стать постоянным клиентом банка в будущем. Такой клиент приносит постоянный доход, а также является источником дополнительного притока новых потребителей. Поэтому особое значение в маркетинге занимает показатель уровня обслуживания, который должен быть выше, чем у конкурирующих банковских организаций.
Причиной перехода банков к применению принципов маркетингов в своей деятельности является усиление конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг.
Маркетинг в банке – это существенный элемент системы управления финансово-кредитной организацией, а также процесс создания и продвижения услуг и продуктов на банковском рынке.
Основная особенность банковского маркетинга состоит в специфике самого продукта или услуги, которые предоставляются банком: счета, переводы, депозиты, кредиты и т.д.
Банковский продукт представляет собой:
- результат деятельности: расчетный счет, вклад, чек, вексель, проценты по депозитам или кредитам;
- определенный вид услуги (кредитование, овердрафт, а дебетовая или кредитная карта – это уже банковский продукт).
Особенности банковского продукта:
- наличие абстрактной, «невещественной» или документарной формы;
- ограничение во времени;
- обязательная наличие договорной формы;
- быстрое копирование другими банками.
Банковская услуга – это деятельность банковского учреждения, которая осуществляется по запросу и в интересах клиента для удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании.
Услуги банков разделяются по группам клиентов и по видам операций: активные и пассивные. По пассивным операциям банк является покупателем денег (маркетинг покупателя), а по активным операциям – продавец своих услуг (маркетинг продавца).
Специфика маркетинговой деятельности банка заключается в следующем:
- функционирование на рынке денежных ресурсов;
- обеспечение получение прибыли за счет ускорение денежного оборота;
- получение доходов в виде процентных ставок за услуги;
- ориентация на удовлетворение потребностей и запросов физических и юридических лиц в услугах и продуктах: вклады, кредиты и прочие.