Основные направления взаимодействия логики и других наук
Взаимодействие логики с гуманитарными и естественными науками – это связи, действующие между логикой и другими науками, а также их влияние друг на друга.
Логические законы, правила и принципы обладают универсальным характером, поскольку любая наука нуждается в постоянном:
- определении и уточнении понятий,
- обобщении фактов,
- построении выводов,
- выдвижении и проверке гипотез и т. д.
В соответствии с этими потребностями каждая наука содержит в себе элементы прикладной логики. Особенно тесно связи между логикой и другими науками проявляются в тех случаях, когда эти науки концентрируются на исследовании мыслительной деятельности людей в индивидуальном или социальном аспекте. Поэтому определение предмета и методов логики непосредственно соотносится с четким разграничением сфер познания наук, занимающихся вопросами мышления.
Взаимодействие логики с другими науками наиболее интенсивно в трех базовых направлениях, обусловивших концепции толкования ее предмета, методов и основных законов:
- Психологизм в логике призывает трактовать ее принципы и законы как выражение устойчивых связей между возникающими у субъектов при рассуждении мыслей. По мнению сторонников психологизма, объединение (ассоциация) и разделение (диссоциация) мыслей формирует основу для построения суждений и умозаключений. На основе психологического анализа появляется возможность более широко взглянуть на характеристики рациональных рассуждений, выявить определяющие их психофизиологические условия, понять связь нарушения правильности мышления с патологическими процессами. Однако это все – предмет исследования медицины, физиологии высшей нервной деятельности и психологии, а не задачи логики. Психологическая интерпретация правил и законов логики трансформирует их в законы субъективной психической деятельности, причем сама логика становится частью психологии. Это лишает законы логики объективного (или, что более точно, интерсубъективного) содержания, вследствие чего становится непонятно, какие критерии являются общезначимыми при общении людей между собой. Также неясно, как в таких условиях удается достичь взаимопонимания, вскрыть логические ошибки. Ни на один из этих вопросов у сторонников психологизма нет убедительных ответов.
- Социологическое направление в логике предлагает путь преодоления субъективного подхода к логическим законам через истолкование их как традиций и устойчивых привычек, сложившихся в мыслительной практике. Люди, ведущие совместную общественно-практическую деятельность, обретают рациональные способы рассуждений, признаваемые сообществом. Их эффективность и целесообразность находят подтверждение в процессе практического применения в разных сферах. Бесспорно, социологическое толкование логических законов содержит в себе долю истины, поскольку разные области познания имеют особенности способов рассуждения, влияющие на формирование склонностей и привычек. Однако если выдвинуть специфичные правила рассуждения на первый план, это приведет к ослаблению взаимопонимания ученых и утрате целостности логики как науки, ее распаду на изолированные теории.
- Технологизм в логике исходит из положения, что задачей логики является не анализ фактических способов мышления и рассуждения людей, а обучение их аргументированному и правильному мышлению. С этой позиции логика подобна технологии и «ремеслу» (мастерству) рассуждения. Инструментами выступают понятия, суждения, умозаключения; законы и правила логики рассматриваются как рекомендации или предписания по разумному и целесообразному использованию интеллектуальных инструментов для достижения поставленных целей.
Связь логики с гуманитарной культурой
В моменты крушения устаревших идеалов и концепций, в условиях кризиса социально-политических систем возрастает интерес к теоретическим источникам интеллектуальной и духовной культуры, ранее утраченным или незаслуженно незамеченным. Догматизм и декларативность мышления нельзя преодолеть, если предварительно не изучить теоретический базис. Построение интеллектуальной практики и философской культуры без такого фундамента может привести к расцвету софистики и спекулятивной демагогии, произвольной эквилибристики понятиями и схоластики. В частности, это касается логических оснований теории проблематического диалога, восходящих к риторике и диалектике.
Дефицит интеллектуальной культуры в современном мире ярко проявляется при обсуждении проблем в разных сферах гуманитарной деятельности – начиная от элементарного уровня (научный диспут, юридическая консультация, учебное занятие) и заканчивая элитарным уровнем (парламентские дебаты, политические баталии). Люди, чья профессиональная деятельность связана с межличностным общением, обязаны обладать высоким уровнем культуры ведения диалога с аудиторией или отдельным собеседником, а также устойчивыми аналитическими навыками. Однако сами собой такие компетенции не образуются, для них нужно углубленно изучать теоретические традиции интеллектуальной практики.
Развитие способностей последовательно и убедительно излагать свои мысли, вести со знанием дела аргументированное обсуждение проблемы, эффективно и корректно решать спорные вопросы -- весь этот комплекс задач определяет потребность применения теории, методов и средств логики, философии или, иначе говоря, культуры диалога в процессе общения.
Теоретические приложения логики, методологии и философии к проблемам культуры интеллектуального межличностного общения в сфере гуманитарной деятельности – социальной, правовой, экономической или политической – образуют новую область – диалогику. В диалогике можно условно выделить следующие четыре раздела:
- диалектика,
- прагматика диалога,
- эротетика,
- риторика.
Каждый из указанных разделов диалогики является необходимым элементом в структуре культуры и аналитического стиля мышления.