Общая характеристика умозаключения
Условно-разделительное умозаключение – это умозаключение, посылками которого являются одно разделительное суждение и одно или несколько условных суждений.
Условно-разделительное умозаключение, также называемое полилеммой, - это частный случай умозаключения.
Под умозаключением понимают форму мышления, в которой из суждений (одного, двух или более) – посылок – выводится новое суждение – вывод (заключение).
Обычно для удобства в логике посылки записывают одну под другой, затем проводят черту и под ней записывают вывод.
Пример записи умозаключения:
Все живые организмы нуждаются в воде.
Кактус – живой организм.
Кактус нуждается в воде.
Посылки должны быть связаны между собой, иначе на их основании нельзя будет построить вывод. Посылки должны быть истинными. Из ложных посылок может быть получен истинный вывод, но гарантировать такой результат невозможно.
Умозаключения бывают двух типов:
- непосредственные, когда вывод делается из одной посылки;
- опосредованные, когда вывод делается из двух или более посылок.
Опосредованные умозаключения, в свою очередь, подразделяются на:
- дедуктивные, в которых вывод для частных случаев делается из общего правила;
- индуктивные, в которых общий вывод делается на основании частных суждений;
- по аналогии, в которых вывод о сходстве объектов (предметов) по каким-либо признакам делается на основании их сходства по другим признакам.
Условно-разделительный силлогизм
Условно-разделительный силлогизм включает две посылки:
- первая посылка – импликативное (условное) суждение,
- вторая посылка – дизъюнктивное (разделительное) суждение.
При этом импликативное суждение может иметь не одно, а более оснований и следствий.
Например, импликативное суждение: «Чтобы получать высокую зарплату, нужно много работать или обладать талантом», - имеет одно основание, из которого вытекает два следствия. В виде формулы оно может быть представлено как (a→b)˄(a→c).
Импликативное суждение: «Чтобы научиться танцевать, нужно много тренироваться, а чтобы научиться играть в теннис, тоже нужно много тренироваться», - имеет два основания, из которых вытекает одно следствие. В виде формулы это записывается как (a→b)˄(с→b).
В импликативном суждении: «Если обработать забор специальной пропиткой, он не сгниет, а если покрасить акварелью, за зиму доски могут повредиться», -- из двух оснований вытекает два следствия. В формульном представлении: (a→b)˄(с→d).
Выделяется несколько особенных случаев условно-разделительного силлогизма:
- Дилемма – условно-разделительный силлогизм, первая посылка которого содержит два основания или следствия.
- Трилемма – условно-разделительный силлогизм, первая посылка которого содержит три основания или следствия.
Наибольшее распространение (в том числе в повседневных рассуждениях) имеет дилемма. В бытовом понимании дилеммой иногда называют ситуацию, когда имеется две нежелательные альтернативы и нужно выбрать «меньшее зло». Это понимание отличается от принятого в логике.
Дилеммы часто используются в риторике – как правило, в виде «должно быть принято А или Б», где А и Б – некоторые предпосылки, ведущие к заключению. При этом если выбраны посылки, которые одновременно могут быть ложными, возникает заблуждение (если такое заблуждение создается сознательно, речь идет о ложной дихотомии, софизме).
Дилеммы бывают:
- утверждающими (конструктивными),
- отрицающими (деструктивными).
Каждая из разновидностей дилемм может быть простой или сложной.
Простая конструктивная дилемма – когда из двух оснований первой посылки вытекает одно следствие, а вторая посылка является дизъюнкцией оснований. Вывод представляет собой утверждение этого следствия как простого суждения.
Пример простой конструктивной дилеммы:
Чтобы научиться танцевать, нужно много тренироваться, а чтобы научиться играть в теннис, тоже нужно много тренироваться.
Нужно научиться танцевать или играть в теннис.
Нужно много тренироваться.
Сложная конструктивная дилемма – когда в первой посылке из двух оснований вытекает два следствия, а вторая посылка является дизъюнкцией оснований. Вывод в таком случае представляет собой сложное суждение – дизъюнкцию следствий.
Пример сложной конструктивной дилеммы:
Если обработать забор специальной пропиткой, он не сгниет, а если покрасить акварелью, за зиму доски могут повредиться.
Забор можно обработать специальной пропиткой или покрасить акварелью.
За зиму доски могут не сгнить или повредиться.
Простая деструктивная дилемма – когда из одного основания первой посылки вытекает два следствия, а вторая посылка является дизъюнкцией отрицаний следствий. Вывод в таком случае является отрицанием простого суждения (в нем отрицается основание).
Пример простой деструктивной дилеммы:
Чтобы получать высокую зарплату, нужно много работать или обладать талантом.
Вася не хочет много работать и не имеет талантов.
Вася не будет получать высокую зарплату.
Сложная деструктивная дилемма – когда из двух оснований первой посылки вытекает два следствия, а вторая посылка является дизъюнкцией отрицаний следствий. В таком случае вывод представляет собой сложное суждение – дизъюнкцию отрицаний оснований.
Пример сложной деструктивной дилеммы:
Если у девушки светлые волосы, то она блондинка, а если темные волосы, то она брюнетка.
Лена не блондинка или не брюнетка.
У Лены не светлые или не темные волосы.
Таким образом, в простой конструктивной полилемме консеквенты в условных высказываниях одинаковы, потому заключение оказывается категорическим; в сложной конструктивной — консеквенты разные, и потому заключением является разделительное высказывание. В простой деструктивной – одинаковыми уже являются основания, потому заключение оказывается отрицательным категорическим; в сложной деструктивной — основания разные, и потому заключением является отрицательное разделительное высказывание.