Общая характеристика силлогистики М. В. Ломоносова
Система силлогистики М. В. Ломоносова - это логическая концепция, созданная российским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым в XVIII веке.
Силлогистика М. В. Ломоносова является разновидностью формальной логики, изучающей отношения между предложениями и категориями с помощью силлогизмов.
Силлогизм - это логическое рассуждение, состоящее из двух премиссов (предпосылок) и заключения, которое вытекает из этих премиссов.
Пример силлогизма:
- все люди смертны (первая премисса);
- Сократ - человек (вторая премисса);
- следовательно, Сократ смертен (заключение).
М. В. Ломоносов разработал систему силлогистики на основе классической аристотелевой логики, но внес некоторые новшества. Он выделил в силлогизме три категории:
- подлежащее (субъект),
- сказуемое (предикат),
- средний термин (термин, который связывает субъект и предикат).
Ломоносов также ввел понятие «силлогистических фигур», которые характеризуются определенным порядком и количеством терминов.
Система силлогистики М. В. Ломоносова имела большое значение для развития формальной логики и стала основой для многих последующих теоретических работ в этой области. Однако в настоящее время она рассматривается преимущественно в историческом аспекте, так как формальная логика была сильно доработана и расширена в последующие столетия.
Силлогистика в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей сладкоречия»
М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей сладкоречия» предлагает текст разделять на четыре части:
- Вступление – часть текста, с помощью которой автор готовит читателей или слушателей к основной части.
- Истолкование – продолжение вступления, содержащее необходимые пояснения по теме. Истолкование должно быть кратким и ясным, без лишних деталей и отвлечений.
Утверждение – часть, в которой рассматриваются причины и обоснования справедливости информации. Утверждение состоит из двух частей:
- доказание – доводы, подтверждающие озвучиваемую авторскую позицию;
- возражение – опровержение всех других позиций.
Заключение.
Понятие силлогизма М. В. Ломоносов раскрывает при рассмотрении доводов. По его мнению, доводы могут быть представлены:
- силлогизмом,
- энтимемой,
- дилеммой.
Силлогизм состоит из двух предложений-предпосылок и третьего предложения – следствия.
Пример силлогизма:
- от всякого порока надлежит убегать (первое предложение),
- но леность есть порок (второе предложение),
- следовательно, от лености бегать надлежит (следствие).
Эти три части силлогизма могут располагаться в разном порядке. К ним в риторике можно добавлять описание причин, украшать их средствами речевой выразительности, чтобы они пробрели не сухой логический, а риторический вид.
Если из двух первых предложений (посылок) остается только одна, такой довод называется энтимемой.
Пример энтимемы: леность есть порок, следовательно, оной убегать должно.
Доводы могут состоять из одного или нескольких связанных между собой силлогизмов. Как уже было указано ранее, силлогизм состоит из трех рассуждений, первые два из которых называются посылками, а третье – следствием, выводимым из посылок. Посылки могут быть:
- две общего характера,
- одна общего характера, а вторая «особенного» (частного),
- обе утвердительные,
- одна утвердительная, вторая отрицательная.
В первом случае следствие также должно быть общим, во втором – частным. В третьем случае следствие должно быть утвердительным, в четвертом – отрицательным.
Здесь проявляется новаторство М. В. Ломоносова, который не признавал правильными «плохие» силлогизмы Darapti, Felaption, Bramantip и Fesapo.
Пример силлогизма для двух общеутвердительных посылок:
- каждый, кто соблюдает закон, приятен богу,
- но всяк добродетельный закон хранит,
- следовательно, всяк добродетельный есть богу приятен.
Пример силлогизма для общеутвердительной и частноотрицательной посылки:
- всякий благоразумный человек рассуждает о будущем,
- но Иван не рассуждает о будущем,
- следовательно, Иван неблагоразумен.
Из двух частных или двух отрицательных посылок следствие не выстраивается.
Другие важные свойства силлогизма М. В. Ломоносов связывает со средним («посредствующим») термином, который обуславливает следствие.
В рассмотренных ранее примерах средние термины: «закон хранит» и «рассуждает о будущем».
Правила среднего термина:
- средний термин не входит в следствие,
- в каждой из посылок средний термин употребляется по одному разу;
- в одной посылке средний термин имеет общий, а в другой – частный характер. При этом его общий характер Ломоносов связывает с ролью подлежащего (субъекта) в общих предложениях и сказуемого (предиката) в отрицательных предложениях, а частный – с ролью подлежащего в частных и сказуемого в утвердительных предложениях.
Кроме простых силлогизмов, М. В. Ломоносов рассматривает условные и разделительные силлогизмы. В первом случае это силлогизмы с союзами «если», «когда бы», во втором – «или», «либо».
Пример условного силлогизма:
- если великодушие похвально, то великодушный человек достоин похвалы,
- но великодушию похвала по справедливости приписуется,
- следовательно, и великодушному человеку оную приписать надлежит.
Пример разделительного силлогизма:
- или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, бесславного конца ожидать должно,
- но приобретать должно трудом бессмертную славу,
- следовательно, не должно, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца.
Условные и разделительные силлогизмы можно трансформировать в энтимемы. Если две энтимемы, полученные из условных силлогизмов, соединить в силлогизм или разделительную энтимему, получится дилемма («рогатый довод»).
Если несколько энтимем связаны таким образом, что следствие предыдущей выступает посылкой следующей, то такую конструкцию называют соритом.