Общая характеристика доказательств
Прямое и косвенное доказательство – это два способа построения системы умозаключений, путем которых осуществляется вывод нового положения.
Как правило, доказательство состоит из последовательности шагов. Нужно уметь пройти каждый шаг доказательства, иначе связи между его частями разрушатся, и оно все развалится, как домик из карт. Крайне важно воспринять доказательство как единую конструкцию, в целом. Если доказательство не будет понято как целостная система, оно не сможет ни в чем убедить. Даже будучи выученным наизусть по предложениям, оно не добавит ничего нового к знанию о предмете. Следить за доказательством, формально контролируя правильность каждого из его шагов подобно наблюдению за игрой в шахматы, при котором замечают только то, что каждый ход игроков выполнен по правилам.
Минимальным требованием к восприятию доказательства является понимание логического выведения как целенаправленной процедуры. Только так можно достичь интуитивной ясности действий. То, что формирует «единство доказательства», может быть представлено в виде общей схемы, которая охватывает ключевые шаги доказательства, воплощает в себе его итоговую структуру или принцип. Когда подробности забываются, такая схема остается в памяти.
В зависимости от того, как идет общее движение мысли, все доказательства бывают двух типов:
- прямые,
- косвенные.
Прямое доказательство
Прямое доказательство заключается в поиске убедительных аргументов, из которых на основании логических правил выводится тезис.
Рассмотрим пример прямого доказательства. Тезис: «Сумма всех углов четырехугольника равна 360 градусов». Этот тезис может быть выведен из следующих утверждений:
- Диагональю четырехугольник делится на два треугольника.
- Сумма углов четырехугольника равна сумме углов двух треугольников.
- Сумма углов любого треугольника равна 180 градусов.
- 180+180=360.
Таким образом, сумма углов четырехугольника равна 360 градусов, что и требовалось доказать.
Построение прямого доказательства состоит из двух связанных этапов:
- отыскание утверждений, признанных обоснованными и пригодных для использования в роли убедительных аргументов по доказываемому положению;
- установление логических связей между выбранными утверждениями и тезисом.
Первый этап часто рассматривают как подготовительный, а в качестве собственно доказательства указывают только дедукцию, связывающую доказываемый тезис с подобранными аргументами.
Прямое доказательство может строиться в форме категорического силлогизма, например:
Все углеводы являются горючими.
Целлюлоза – углевод.
Целлюлоза является горючей.
Несколько тривиальным и притом нелогическим, но играющим большую роль в познании видом доказательства является обоснование высказывания путем непосредственного обращения к фактам. В этом случае достаточным основанием для признания истинности некоторого суждения служат соответствующим образом проверенные показания органов чувств.
Также тривиальным, но уже имеющим логический характер, является доказательство аналитически истинных высказываний. В данном случае доказательство состоит просто в извлечении необходимой информации из соответствующего определения.
Косвенное доказательство
Косвенным доказательством называют доказательство, в рамках которого обоснование истинности выдвинутого тезиса производится на основе доказательства ложности антитезиса.
Пусть А – некоторый тезис, тогда антитезисом будет его отрицание не-А (т. е. суждение, противоречащее тезису).
Одним из видов косвенного доказательства является апагогическое доказательство, также называемое доказательством «от противного». Его осуществляют, устанавливая ложность суждения, противоречащего тезису. Доказательство «от противного» широко применяется в математике.
Пусть надо доказать тезис (или теорему) А. Предположим от противного, что тезис А ложен, а тезис не-А, соответственно, истинен. Из этого допущения выводятся следствия, противоречащие ранее известным суждениям (теоремам, аксиомам) или действительности. Из этого делается вывод, что тезис не-А ложен – значит, должно быть истинным его отрицание, не-не-А, что по закону классической двузначной логики равнозначно А. Итак, А истинно, что и требовалось доказать изначально.
В школьном курсе математики доказательство от противного используется, например, для обоснования теоремы: «Если две прямые перпендикулярны к одной и той же плоскости, то они параллельны». Сначала предполагается противное, т.е. факт, что рассматриваемые прямые не параллельны. Тогда они должны пересекаться, образуя таким образом треугольник (третья сторона соединяет точки пересечения прямых и плоскости). В этом треугольнике будет два внутренних прямых угла (т.к. по условию обе прямые перпендикулярны плоскости). Сумма углов такого треугольника превышает 180 градусов. Возникает противоречие с доказанной ранее теоремой о том, что в любом треугольнике сумма внутренних углов составляет 180 градусов. Из этого делается вывод о ложности предположения (в части факта непараллельности рассматриваемых прямых). По закону исключенного третьего можно считать доказанным, что прямые параллельны.
Еще один вид косвенного доказательства – разделительное доказательство (базирующееся на методе исключения). Антитезис в таком случае – это один из членов разделительного суждения. Важно, чтобы в суждении были перечислены все возможности (все реальные альтернативы).
Пример:
Лежащие в вазе фрукты – это либо яблоки, либо груши, либо апельсины.
Взятый из вазы фрукт не груша и не апельсин.
Взятый из вазы фрукт – яблоко.
Доказательство истинности тезиса производится следующим образом: последовательно доказывается ложность каждого члена разделительного суждения, за исключением одного. Оставшееся суждение считается доказано истинным.