Общая характеристика логических идей И. Канта
Логические идеи Канта – это положения, характеризующие позицию немецкого философа по вопросам:
- природы логики как науки,
- структуры и оснований логики,
- возможного членения логики на разделы,
- специфики генезиса и развития,
- содержания отдельных философских тезисов, доказательств и рассуждений.
Говоря об анализе логических идей Канта, обычно подразумевают три направления исследования:
- Исследование вопросов, непосредственно связанных с пониманием Кантом природы общей (формальной) логики, ее сущности, познавательных функций и оснований.
- Рассмотрение значения логики для решения Кантом философских проблем, содержательного построения «Критики чистого разума». Здесь логика предстает не только как формальная теория рассуждений (в традиционном смысле), но и как логика выстраивания мира, координатная сетка для его познания. Эта функция логики может быть обозначена как теоретико-познавательная или онтологическая. В рамах описываемой линии исследования происходит выход на анализ трансцендентальной логики, выступающей металогикой по отношению к общей логике. Логика превращается в ключ к пониманию кантовской философии.
- Изучение конкретных взаимосвязей логики и чистой философии. У Канта происходит вплетение логических мотивов в само построение философских концепций – явно или косвенно. Выявляя эти вплетения, можно увидеть в кантовских построениях глубинные пласты. Здесь происходит прямое применение логики для анализа конкретных проблем.
Рассматривая логические идеи Канта, можно выделить несколько крупных блоков:
- категории мышления: Кант предложил, что у нас есть определенные категории мышления, которые используются для организации и интерпретации нашего опыта. Он определил 12 категорий, включая причинность, пространство и время;
- априорные знания: Кант считал, что некоторые знания не могут быть получены из опыта, а являются априорными, то есть существуют до нашего опыта. Например, мы знаем, что два плюс два равно четырем без необходимости проверки этого факта в опыте;
- независимость реальности: Кант считал, что реальность существует независимо от нашего опыта и понимания ее. Мы можем познать реальность только через наши категории мышления и наши априорные знания;
- этика и мораль: Кант разработал свою этику, основанную на идее категорического императива - действуй так, чтобы твое действие могло стать всеобщим законом. Он считал, что моральные принципы должны быть абсолютными и не зависеть от личных интересов;
- разум и свобода: Кант считал, что человек обладает свободой воли и способностью использовать свой разум для принятия решений. Он также верил в необходимость уважения к достоинству каждого человека как личности.
Кантовская теория понятий
Характеризуя кантовскую формальную логику, нельзя не остановиться на теории понятий. В этой сфере можно обозначить следующие идеи философа:
Познание через понятия представляет собой познание с помощью признаков, при этом:
- познание понятия с помощью признаков происходит при следующих условиях: признак является частью познаваемого понятия, и в то же время частью каких-либо других понятий;
- каждый признак можно рассмотреть с двух позиций – как часть понятия и как отдельное понятие, тоже обладающее признаками. Все понятия – это признаки, причем признаками являются только понятия. Различие между понятием и признаком проявляется только при одновременном рассмотрении в двух измерениях (т.е. сам признак нужно рассматривать как понятие, в предположении, что он в свою очередь содержит признаки).
Между двумя понятиями признака может быть либо отношение включения (когда второй является признаком первого), или исключения (когда второй не является признаком первого).
- Если понятие включает два признака, причем второй из них – отрицание первого (или включает такое отрицание как один из признаков), то такое понятие противоречиво. Следует избегать противоречий в понятиях, поскольку противоречивые понятия не обозначают ничего. Кроме того, если понятие содержит противоречие, могут быть выведены два суждения, одновременно ложные: круглый треугольник кругл и некругл.
- Признак называют непосредственным, если он не является частью какого-либо понятия только исходя из того, что он является признаком признака. Каждое понятие имеет свои непосредственные признаки, сконцентрированные в агрегате признаков. Между непосредственными признаками нет конъюнктивной связи, они не упорядочены. Агрегат признаков детерминирует содержание понятия.
- Признак считают подчиненным другому признаку, если этот второй признак встречается как часть данного понятия только в силу того, что является признаком первого. Следовательно, признаки составляют ряд субординации. С формальной позиции у этого ряда есть первый наивысший член – признак, обладающий единственным признаком (собой самим). Но самого низшего признака не существует, в этом смысле ряд признаков неопределенно открыт. Иными словами, не определен низший вид, для которого нет подвидов. Также между двумя признаками можно обнаружить неопределенное число посредствующих признаков. Подчиненный признак – это понятийное основание, составляющее основание познания низших признаков. В ряду следствий подчиненные признаки следуют друг за другом.
- Каждый рассматриваемый как понятие признак обладает объемом или сферой понятия, признаком которого он выступает. Понятия, которые образуют эту сферу, при помощи строгой дизъюнкции исключают друг друга. Иначе говоря, если задан какой-либо признак, составляющий основание познания других, можно выстроить несколько ветвящихся рядов подчинения. Получается пирамида, подчиненная закону обратного отношения интенсионала (содержания) и объема (сферы, состоящей из дизъюнкций понятий, которые включают этот признак как непосредственный). Следует учитывать, что объем понятия в логике понятий – это объем понятий, а не индивидов, которые включают это понятие как признак.
Задача чистой логики сводится к эксплицированию суждений в терминах учения о понятиях.