Характеристика аналитической философии
Концепции истинности и значения в современной аналитической философии – это подходы, связанные с тем, что правда и значение являются существенными аспектами жизни, построенные с помощью методов логического и лингвистического анализа языка для решения философских проблем и ориентирующиеся на идеалы логической строгости, точности и ясности.
Аналитическая философия является доминирующим направлением англоязычной интеллектуальной традиции начиная с XX века. В аналитической философии соединяются разные философские направления:
- философия лингвистического анализа,
- логический позитивизм,
- теория речевых актов и т. д.
В западной философии аналитическая философия является одним из влиятельнейших направлений. При этом аналитическая философия охватывает разнообразные течения, группы и даже отдельных философов. Основанием объединения служит не столько тематика вырабатываемых философских концепций, сколько общность задач – языковые исследования с целью:
- выявить структуры мыслей,
- ясно соотнести вербальное и реальное,
- четко разграничить значимые и пустые, осмысленные и бессмысленные выражения.
Аналитическая позиция исходит из того, что все многообразные сферы человеческой деятельности обуславливаются языком. Поэтому язык интересен не только как средство передачи содержания, но и как самостоятельный объект исследования, непременный компонент для рациональных дискурсов.
Аналитическая философия в широком смысле трактуется как стиль философского мышления, характеризующийся следующими качествами:
- акцентированной строгостью,
- точностью используемой терминологии,
- сдержанным отношением к широким философским обобщениям, спекулятивным рассуждениям и абстракциям.
Философы-аналитики заинтересованы в самом процессе аргументации не менее, чем в достигаемом с его помощью результате.
Язык, выражающий философские идеи, в рамках аналитической философии рассматривается двояко:
- как важный инструмент исследования,
- как самостоятельный объект исследования.
Процедуры анализа предложений, сформулированных на естественном языке, на протяжении более столетней истории аналитической философии находились в центре внимания. В этом анализе наиболее важным моментом является сопоставление логических и грамматических форм предложений. Особое внимание отводится выявлению логических форм тех языковых средств, которые порождают всевозможные парадоксы и заблуждения, обладающие философским значением. Предполагается, что такой анализ способен обеспечить замену типичных для естественного языка нечетких выражений тех или иных проблем на формулировки, демонстрирующие подлинную суть изучаемых проблем. В таком случае проблемы, выступавшие как философские, могут оказаться или псевдопроблемами, или иметь логико-лингвистический характер, или предполагать проведение конкретного содержательного исследования.
По мере развития аналитической философии создавались проекты разработки семантически и синтаксически точного «идеального», «совершенного», языка, лишенного «литературной произвольности» и «спекулятивных построений», который оказался бы способен содействовать прогрессу научного знания. Поле исследований аналитической философии (эпистемология, логика) постепенно расширялось, охватывая все многообразие форм человеческого опыта (право, этику, эстетику и другие).
В рамках аналитической философии выделяются два ключевых направления:
- философия логического анализа, применявшая как средство анализа аппарат современной математической (формальной) логики;
- философия лингвистического анализа, или лингвистическая философия, отвергавшая логическую формализацию как основной метод анализа и занимавшаяся исследованием типов выражений в естественном языке, в частности, при использовании его для формулировки философских понятий.
Аналитическое понимание истины
Очевидно, что понятие истины в концепции значения как условий истинности должно соответствовать функциональному предназначению. Иными словами, истина рассматривается как такое свойство носителей истинности (предложений, высказываний, суждений), благодаря которому можно определить их значение. Задача состоит в сопоставлении функционального определения и структурного. Два на первый взгляд сходных вопроса - что такое истина и что является истинным, на самом деле имеют совершенно разный смысл. Первый из них касается того, что значит признание истинности вещи, второй – определения, какие из вещей признавать истинными. В этом контексте важным представляется различение истины как дефиниции и истины как критерия.
Первый вопрос касается понимания истины. Можно трактовать его как вопрос об обычном понятии истины. Если выделяется несколько таких понятий (как, скорее всего, и обстоят дела), то рассмотрение должно вестись в рамках контекста, и предметом анализа должно выступать по меньшей мере одно из этих понятий – семантическое. Это утверждение является тривиально справедливым не только для концепции значения как условий истинности, но и для более широкого эпистемологического контекста. Семантическое понятие истины выступает регулятивом когнитивной деятельности, играет роль в теории мира. В этом аспекте истину можно определить как свойство обоснованных убеждений (или других носителей истинности), которые обеспечивают их знание, понимание их значения.
Принимая приведенный подход, нужно определить, как устанавливается эквивалентность между токенами предложений и обоснованными полаганиями как носителями истинности.
При этом за рамками рассмотрения остаются те теории, которые очевидно неприменимы в концепции значения как условий истинности. Это прежде всего:
- теория элиминативизма — когда истина достигнута, пропозиции исчезают и остается только действительность;
- теория идентичности — когда носитель истины (например, пропозиция) является истинным, то он идентичен своему истинностному фактору (например, факту), и истина и состоит в этой идентичности.