классическое понятие истины, уточненное с помощью технических средств логической семантики. Это уточнение было осуществлено польским математиком и логиком А. Тарским в работе «Понятие истины в формализованных языках» (1935). Тарский исходит из классического представления об истине, согласно которому термин «истинно» выражает свойство нашего знания, в частности свойство высказываний, а не объективной действительности. Высказывание считается истинным тогда и только тогда, когда оно утверждает, что дела обстоят так-то и так-то, и дела действительно обстоят именно так.
Научные статьи на тему «Семантическое понятие истины»
силу отсутствия в этих теориях необходимых для формулировки семантической антиномии понятий.... Истинно или ложно это суждение?... В ее основе лежит понятие «гетерологический предикат».... В случае, если несемантические понятия определены не всюду, а семантические всюду, исследователи различают... В случае, если несемантические понятия всюду определены, а семантические – частичны (определены не всюду
The correlation of the semantic notion of truth with different philosophical conceptions is considered (especially with the coherent and correspondent one). The role of Tarski.s scheme is displayed as well as the possibility and the ways of its explication.
не быть ни истинными, ни ложными;
Р.... Войшвилло состоит в особой трактовке понятий «логическое следование» и «семантическая информация высказывания... Аккерман не уточнил само понятие логического содержания.... Войшвилло предложил, как трактовать логическое содержание на основе семантическогопонятия информации... Войшвилло можно указать ясную содержательную интерпретацию используемых семантическихпонятий и относительную
The types of non-standard semantics with partially-defined predicates are described. The main point of consideration is stipulation of adequateness conditions for concepts of truth introduced in these semantics. Corresponding reconstruction of well-known Tarski’s scheme are elaborated, and the place and role of the scheme in these semantics are clarified.
принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге. С начала XX в. «Ю. п.» привлекает пристальное внимание этиков, теоретиков права и др. Нередко ему отводится главная роль в методологии наук, стремящихся обосновать определенные ценности и требования. Иногда даже утверждается, что в силу «Ю. п.» этика не способна перейти от наблюдения моральной жизни к ее кодификации, так что все системы (нормативной) этики в равной мере не опираются на факты и в этом смысле автономны и равноценны.
(argumentum ad hominem) – подмена доказательства истинности или ложности выдвинутого тезиса свидетельствами выдающихся заслуг, научного авторитета, или, наоборот, отрицательных качеств, умственной ограниченности человека, выдвинувшего и обосновывающего этот тезис.