Общая характеристика индуктивных заключений
Индуктивные умозаключения – это умозаключения, построенные на эмпирическом обобщении, в рамках которого, исходя из повторяемости признаков у явлений определенного класса, делают вывод о том, что этот признак характерен для всех явлений этого класса.
Пример индуктивного заключения: в ходе проведения физических опытов была обнаружена хорошая электропроводность железных стержней. Подобное свойство установили у серебряных и медных стержней. Перечисленные проводники – металлы, что позволило сделать индуктивное обобщение об электропроводности всех металлов.
В качестве посылок индуктивного умозаключения используются суждения, фиксирующие полученную опытным путем информацию, касающуюся устойчивой повторяемости у ряда явлений S1, S2 … Sn (принадлежащих классу K) признака P.
Схема умозаключения при полной индукции:
S1 обладает признаком P.
S2 обладает признаком P.
Sn обладает признаком P.
S1, S2 … Sn принадлежат K.
Следовательно, каждый элемент класса K обладает признаком P.
Логический переход к заключению от посылок при индуктивном выводе базируется на подтвержденных многолетней практикой положениях о:
- закономерном мировом развитии;
- проявлении необходимых свойств и качеств явлений через их устойчивую повторяемость и всеобщность;
- всеобщности причинной связи.
Индуктивные выводы в познании в первую очередь реализуют функцию генерализации – обеспечивают получение общих суждений. По познавательному значению и характеру такие обобщения могут быть различными: от обыденных обобщений повседневной практики до эмпирических научных обобщений или даже выражающих всеобщие научные законы универсальных суждений.
В целом индуктивные умозаключения строятся на логической процедуре, в рамках которой производится обобщение результатов опытных исследований. Законченность и полнота опыта оказывает существенное влияние на характер логического построения, в конечном счете предопределяя, будут полученные индуктивные умозаключения демонстративными или недемонстративными.
В зависимости от того, насколько закончено и полно эмпирическое исследование, выделяют индуктивные заключения двух видов:
- полная индукция,
- неполная индукция.
Полная индукция
Полной индукцией называют умозаключение, в рамках которого исходя из повторяемости признака у каждого явления определенного класса делают вывод, что этот признак присущ всему классу явлений.
Полная индукция применяется в случаях, когда исследователь работает с замкнутым классом (имеющих конечное и легко обозримое число элементов). Примерами таких классов могут служить:
- входящие в состав Российской Федерации субъекты,
- планеты солнечной системы,
- промышленные предприятия в конкретном населенном пункте и т. д.
Рассмотрим ситуацию: специально созданная комиссия должна проверить финансовую дисциплину в десяти производственных подразделениях. В этом случае проводится анализ по каждому подразделению. Если ни в одном подразделении не будут обнаружены финансовые нарушения, комиссия сделает обобщающее заключение о том, что все подразделения (из списка проверяемых) соблюдают финансовую дисциплину.
При анализе замкнутого множества имеет место полное и законченное эмпирическое исследование, ограниченное точно фиксированным классом. Поэтому сведения о каждом элементе класса, выраженные в посылках, являются достаточным основанием для того, чтобы осуществить логический перенос обнаруженного признака на класс явлений в целом. Полная индукция демонстративна и может быть использована при доказательном рассуждении.
Неполная индукция
Неполной индукцией называют умозаключение, в рамках которого из повторяемости признака у некоторых явлений, относящихся к определенному классу, делают вывод о наличии этого признака у всего класса явлений.
Неполнота состоит в том, что исследованию подвергаются не все, а только некоторые элементы класса. Если повторяющийся признак P обнаружен у каждого из них, делают вывод, что всем явлениям этого класс присущ признак P.
Поскольку при неполной индукции исследуются не все принадлежащие классу явления, а только их часть, обобщающее заключение нуждается в дальнейшей проверке. Существуют правила, соблюдение которых способствует повышению достоверности заключения при неполной индукции:
- нужно исследовать максимально возможное количество предметов, принадлежащих данному классу;
- для исследования желательно выбирать различающиеся предметы данного класса (обеспечить максимальное разнообразие);
- применение неполной индукции по возможности должно дополняться дедукцией. Это значит, что нужно опираться на законы, которые позволили бы объяснить полученные выводы. Индуктивное умозаключение, взятое в «чистом виде», без опоры на дедукцию, может стать основой малоправдоподобных результатов. Для этого случая используют термин «индукция через простое перечисление» или «популярная индукция». Она приводит к ошибкам поспешного обобщения и ошибкам «после этого значит по причине этого», которые лежат в основе любого суеверия.
Метод индукции широко применяют при установлении причинно-следственной связи. Существует несколько вариантов использования метода индукции в этих целях:
- метод сходства: если во всех наблюдаемых случаях какого-либо явления имеется общим лишь одно условие, то, вероятно, это условие и выступает в роли причины данного явления;
- метод различия: если случай, в котором наступает исследуемое явление, и случай, в котором оно не наступает, различаются только одним условием, то это условие, вероятно, и является причиной;
- метод сопутствующих изменений: если с изменением одного условия в той же степени меняется некоторое явление, а остальные условия остаются неизменными, то это условие, вероятно, и есть причина данного явления;
- метод остатков: если из сложного явления авс, вызываемого комплексом условий АВС, вычесть изученную часть, зависящую от уже известных условий, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств.