Биография Бодлера
Известный французский поэт, критик, эссеист и переводчик Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец имел крестьянское происхождение, но во время правления Наполеона он стал сенатором. На момент рождения сына Бодлеру старшему уже было 62 года, его жена была моложе его на 35 лет. Отец очень любил искусство и приучал к нему своего сына.
В 1827 году, когда Шарлю было всего шесть лет, его отец скоропостижно скончался. Мать вышла замуж второй раз, но отношения с отчимом у мальчика не сложились.
В 1832 году семья переехала в Лион, где Шарль Бодлер был оформлен в пансион, после которого он стал обучаться в Лионском королевском колледже. В юном возрасте у Бодлера началась проявляться страсть к литературе.
В 1836 году Бодлер вместе со своей матерью и отчимом возвращается в Париж, где поступает в коллеж Людовика Святого на правовые курсы. В период обучения в этом колледже он начинает вести достаточно бурную увеселительную жизнь, забыв при этом об учебе. Результатом этого стало его отчисление из колледжа за год до окончания курса обучения.
В 1841 году ему все-таки удалось с большим трудом получить степень бакалавра по праву.
В 1842 году Бодлер вступает в права владения наследством, которое ему оставил родной отец после своей смерти. Бодлер начинает вести расточительный образ жизни, деньги быстро начинают заканчиваться. Примерно в этот же период своей жизни Шарль Бодлер знакомится с Жанной Дюваль – актрисой и балериной. Дюваль стала его музой на долгие годы, именно эту женщину Бодлер любил всю свою жизнь.
Матери Бодлера крайне не нравилось повеление сына. В 1844 году она подала в суд иск об установлении опекунства над ее сыном. Суд вынес решение о том, что наследством могла распоряжаться мать, а Бодлер мог получать лишь некоторую ежемесячную выплату с этого наследства. В этот период жизни Бодлер часто вкладывал деньги в некие не очень перспективы проекты, поэтому часто находился на грани нищеты, кроме того всю свою оставшуюся жизнь Бодлер страдал от сифилиса.
Начиная с 1846 года Бодлер начинает увлекаться творчеством американского писателя Эдгара По. Работы этого писателя настолько сильно повлияли на мировоззрение Бодлера, что он практически в течении 17 лет занимался переводами произведений По на французский язык.
В 1848 году Бодлер принял участие в революции, но вскоре в революционерах он разочаровался и стал осуждать их деятельность.
Бодлер продолжает заниматься литературным творчеством. 1850-е годы считаются творческим пиком писателя.
В 1865 году Шарль Бодлер переехал в Бельгию, где прожил два года. Сифилис, которым был болен писатель, продолжал прогрессировать, и состояние здоровья Бодлера постепенно становилось все хуже и хуже.
В 1866 году по причине ухудшения здоровья Бодлер попал в брюссельскую больницу, вскоре к нему приехала мать. Разум писателя постепенно начинал терять ясность, потому было принято решение перевести писателя в Париж и поместить в клинику для умалишенных. В этой клинике известный писатель, основоположник эстетики декаданса и символизма скончался 31 августа 1867 года.
Творчество Бодлера
Неоспорим тот факт, что Шарль Бодлер является ярчайшей фигурой французской литературы. Его поэзия представляет собой сочетание традиций романтизма и символизма, по отношению к последнему Бодлер является родоначальником.
Иногда Шарля Бодлера причисляют к поэтам «Парнаса», куда так же входили Теофиль Готье, Сюлли-Прюдом, Леконт де Лиль и др. С одной стороны, действительно творчество Бодлера имеет сходство с творчеством этих литературных деятелей, однако, творчество Бодлера нельзя полностью уложить в эти рамки.
Свои первые стихи Шарль Бодлер начинает публиковать с 1843 года в журнале «Артист».
Период с конца 1840-ого по 1850-е является временем, когда происходит становление мировоззренческих и литературных предпочтений поэта.
В 1852 году Бодлер публикует стихотворение диптихе «Два сумеречных часа». В стихотворение в центре внимания представлен Париж, который поэт описывает с разных ракурсов. В этом стихотворении автор описывает городской пейзаж, без приукрашиваний, в будничной обстановке. Грубые детали, приставленные в описании, превращаются в символ. Этот диптих имеет достаточно сложную лирику. Поэт сочетает мрачное, грязное, отвратительное с ощущение полноты жизни, ее могучих начал. Композиция произведения также необычна, поэт вопрошает в этом стихотворении, хотя явных вопрос и явных ответов не преподносит. Главным предметом этого стихотворения является бездуховная повседневность.
Изначально Бодлера интересовали бунтарские и анархические мотивы, после событий революции, Бодлер в своих прежних идеалах крайне разочаровался и постепенно старается отходить от политики. Несмотря на это отголоски бунтарства будут проходить через творчество Бодлера всю его жизнь.
Одним из самых известных стихотворных сборников Бодлера является сборник под названием «Цветы зла». Специфичность творческой манеры Бодлера в полной мере проявила себя в этом сборнике.
«Цветы Зла» считаются началом нового этапа в истории поэзии XIX века. За первую публикацию этого сборника Бодлер был оштрафован, так как в сборнике были произведения, которые нарушали общепринятые нормы морали, шесть наиболее непристойных произведений Бодлеру пришлось исключить из этого сборника.
Книга является четко структурированной. Она поделена на шесть основных разделов:
- «Сплин и идеал»
- «Парижские картины»
- «Вино»
- «Бунт»
- «Цветы зла»
- «Смерть»
Основными темами стихотворений являются скука, уныние, меланхолия, много стихотворения посвящены Жанне Дюваль.
Один из разделов этой поэтической книги называется «Бунт». В этом разделе представлены такие стихотворения как «Отречения святого Петра», «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Сатана и Каин в этих работах представлены в первую очередь как бунтари.
В конце 1852 года было впервые опубликовано стихотворение «Отречение святого Петра». В этой работе поэт делает акцент не на самого Петра, а на Иисуса и Бога-Отца. Несмотря на смиренность Христа, Бодлер все же хочет показать его своеобразный бунт. Бунт Христа – это возмущение духа. Бодлер подражает суждениям тех, кто порицает Христа за то, что он не взял в руки меч чтоб отстоять свою правду. Бодлер приводит читателя к выводу, что раз уж сам сын Божий не видит отрады в этом мире, то видимо мир действительно далек от совершенства. Отец- Бог представлен в стихотворении как «пресытившийся тиран». А поступок Петра Бодлер преподносит не как предательство, а как жест протеста против жертвенности.
В стихотворении «Литании Сатане», поэт обращает свои надежды на Сатану, а не на Бога. Для Бодлера потерянный рай – это символ идеального мира, к которому можно прийти только по дороге искусства.
В других стихотворениях он, допуская возможность опоры как на Сатану, так и на Бога, заявляет «Ад или Рай – едино!».
Стихотворение «Каин и Авель» было написано сразу после событий 1848 года и в нем явно есть антибуржуазные тенденции. Поэт делит людей на богатых и нищих, бездельников и тружеников, тех, кто наслаждается и тех, кто страдает. Бодлер вопреки христианской философии сочувствует вовсе не потомкам Авеля, а отвергнутым и страдающим потомкам Каина.
Другими известными книгами поэта стали «Искусственный рай» и «Парижский сплин».
В книге «Искусственный рай», опубликованной в 1860 году, рассказывается о состоянии нахождения под влиянием опия и гашиша.
Книга «Парижский сплин» вышедшая в 1869 году уже после смерти поэта, представляет собой сборник стихотворений в прозе. Основными темами этого сборника являются удовольствие, трезвость, пьянство, поэт, женщины смерть, время, религия, добро против зла.