Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Литература и революция: поэты и вожди

Определение 1

Соцреализм – это художественный метод искусства и литературы, который представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира.

Влияние революции 1917 года на развитие русской литературы

Октябрьская революция 1917 года привела к тотальному изменению роли писателей в обществе, типа писателя и самой литературы в целом. Несмотря на идеологическое давление на литературу, она не переставала развиваться. Развитие литературы происходило потоками, литературный процесс носил многомерный характер. Можно выделить три основных направления литературы этого периода:

  • Русская советская литературы, в основном – литература социалистического реализма;
  • Литература русского зарубежья;
  • Литература андеграунда (запрещенная литература, потайная литература).
Новый сервис Kampus!
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Развитие этих направлений происходило параллельно, они практически не пересекались между собой. Это обусловило особенности каждого направления. Литература русского зарубежья практически утратила связь с современностью, с родной почвой, потеряла своего читателя. Ведущими темами этого направления стали русская история и тема революционного времени.

Развитие литературы андеграунда происходило под запретом, подпольно. Писатели этого направления выработали свой собственный стиль и эзопов язык, а при первой возможности она утекла на запад. Вписаться в перестроенную Россию послевоенного периода эта литература так и не смогла.

Однако больше всего пострадала советская литература, признанная официально. Попытка установить собственные законы провалилась, литература оторвалась от мирового литературного процесса.

В послереволюционный период произошло размежевание и в писательской среде.

Замечание 1

Писатели, которые вошли в литературу еще до октябрьской революции, разделились на тех, кто принял новую власть, на тех, кто был против нее и на тех, кто колебался.

Полезно для написания работы по теме «Литература и революция: поэты и вожди» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Революция разделила прозаиков и поэтов по идейной направленности, а не по степени их таланта. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский приветствовали это событие. Тот, кто революцию не принял, не принял новую идеологию заплатил за это изгнанием, а некоторые даже жизнью. Среди них были Иван Бунин, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Иван Шмелев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Михаил Булгаков и другие.

Отношение некоторых поэтов к революции

Сергей Есенин не мог остаться равнодушным к событиям октября 1917 года. Они вызывали бурю эмоций у поэта, стали для него причиной глубоких волнений и переживаний, вдохновили поэта на создание произведений, в которых он осваивал новые темы и использовал новые жанры. Есенин в годы революции всецело был на стороне Октября, однако принимал ее по-своему, «с крестьянским уклоном». Поэма «Преображение» была первым откликом Есенина на события октября 1917 года. Он представляет революцию началом всего сущего на Земле, началом великолепия и изобилия. «Зреет час преображения» - пишет Есенин, который с нетерпением ждет появления «светлого гостя». В стихотворении «Небесный барабанщик» поэт призывает борцов революции сплотиться против врага, которого он называет «белым стадом горилл». В произведении проглядывается разухабистость, бунтарский дух и безоглядность. Однако в скором времени к поэту приходит разочарование в отношении революции. Есенин стал смотреть в настоящее, а не в будущее. И оказалось, что надежды и чаяния поэта на «мужицкий рай» не оправдались. Поэт увидел и другие стороны революции, которые совершенно не мог воспринимать как положительные.

В произведениях Эдуарда Багрицкого такая тема, как человек и кровь революционной диктатуры, являющаяся актуальной для революционного времени, ставится особенно остро. Лирический герой Багрицкого ясно осознает все ужасы этой эпохи и не прячется от них. Характерная для раннего Багрицкого гармоничность, радость жизни сходит на нет. В 1929 году поэт пишет страшное стихотворение «ТВЦ»:

Век поджидает на мостовой,

Сосредоточен, как часовой,

Иди – и не бойся с ним рядом встать.

Твое одиночество веку под стать.

Оглянешься – а вокруг враги,

Руки протянешь – и нет друзей,

Но если он скажет: «Солги!» – солги.

Но если он скажет: «Убей!» – убей.

Восприятие действительности Багрицким достаточно сложно. В его творчестве проблема «что думать и что говорить?» не решена однозначно. Ужасы эпохи его отталкивают, но все же он пытается найти в себе веру в жизнь.

Революция ужаснула Зинаиду Гиппиус. Поэтесса восприняла ее как торжество «надмирного зла», «воцарение царства Антихриста». Сборник «Последние стихи. 1914-1918» стал поэтическим документом, в котором отражается отношение Зинаиды Гиппиус к событиям 1917-1918 гг. Гиппиус не приняла большевизм, отзывалась о нем воинствующе резко, однако отчужденность от родины она переживала чрезвычайно остро. По инициативе Гиппиус в Париже было создано общество «Зеленая лампа», которое было призвано объединить разнообразные литературные круги эмиграции.

Для Николая Гумилева преданное служению искусству было превыше всего. Поэт уклонялся от прямого диалога с современниками, у него нет политических стихов. Молчал он и том, что происходило с его родной страной и народом в те огненные годы. Однако молчание тоже воспринималось как определенная гражданская позиция. Несмотря на то, что он не написал ни единой «антисоветской» строки, поэт был обречен. Словно предчувствуя это, он писал:

И умру я не в постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Иван Бунин не скрывал своего резко отрицательного отношения к революции, которое выразил в своем дневнике «Окаянные дни». Большевистский переворот писатель воспринимал как разрыв исторического времени. в распаде российской дореволюционной жизни он видит распад мировой гармони, а единственное утешение, по его мнению – это религия.

Владимир Маяковский принял революцию с восторгом, и это отношение проходит красной нитью через все его творчество. Однако поэт осознает, что смена власти – это общественное потрясение, которое несет не только свободу простому народу, но и голод, разруху, болезни, пьяный разгул. В поэзии Маяковского доминирующим пафосом становится героика и оптимизм. Революционный романтизм – основной метод творчества поэта, а главная тема – борьба за утверждение нового общества. Будущее и коммунизм для Маяковского стали практически синонимами.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 03.01.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot