Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепции любви в литературе

Художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества, любое явление, творчески воссозданное автором.

На протяжении всей истории человечества любовь в самых разных ее проявлениях является наиболее распространенной темой произведений искусства. В художественной литературе существует множество концепций любви:

  • любовь-филиа;
  • любовь-маниа;
  • любовь-агапэ;
  • любовь-аналита;
  • любвоь-прагма;
  • любовь-сторгэ;
  • любовь-эрос;
  • любовь-викториа.

Духовная любовь

Любовь-филиа – это духовная близость, основанная на общности взглядов, интересов, служении общей цели. Люди, испытывая такую любовь, ощущают себя счастливыми настолько, что кроме друг друга и общего дела им никто не нужен. Общее дело, идея обеспечивает постоянный приток новых эмоций на фоне глубочайшего взаимопонимания. Особенно ярко такой тип любви проявляется, если она выражена у обоих партнеров. Ярким примером любви-филиа являются отношения супругов Марии и Пьера Кюри.

Любовь-агапэ – это идеалистическое чувство, возвышенное, духовное, красивое. Для такой любви не страшно расстояние и время. А чувственная сторона жизни нередко приносится в жертву во имя далекого идеала. Но даже когда люди вместе, духовная близость и созвучие мыслей и чувств для них важнее. В отличие от любви-филиа, общность занятий здесь не так важна. Особое значение имеет только сходство во взглядах на жизнь. Такая любовь терпелива, способна верить во взаимность, ждать ее даже при минимальных шансах. В литературе примером такой любви являются отношения О. де Бальзака и Эвелины Ганской. Гротескный образ любви-агапэ создал Н.В. Гоголь в «Мертвых душах». Маниловы друг на друге сосредоточили всю свою заботу. А взаимный идеализм, способность вместе мечтать и строить воздушные замки свойственны им даже в старости.

Властная любовь

Любовь-маниа – это романтическое чувство, слепое, чрезвычайно эмоциональное, порабощающее и самого любящего, и объект его любви. Это властное чувство, но власть здесь проявляется не в физическом обладании, а в эмоциональном. Здесь физическая измена не так страшна, как эмоциональное предпочтение другого партнера. Ревность в любви-маниа наиболее драматична, угасание чувств переносится крайне тяжело, и даже может привести к трагическим последствиям. При таком виде любви любовь становится сверхценностью, и потому порождает трагедии. К любви-маниа относятся чувства Анны Карениной и Вронского. Их чувства были бурными, всепоглощающими. Ради любви они пожертвовали всем. Но такие отношения хороши до того момента, пока люди несут друг другу новые эмоции. В конце концов, от бурных эмоций накапливается усталость, затем наступает голод по новым впечатлениям. Анна при разрыве потеряла все – семью, ребенка, положение в обществе. Взамен она получила только крушение иллюзий. Любовь подчинила ее и погубила. Такой же исход постиг героя рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», который ради любви поставил на карту все. Но без взаимности со стороны любимой женщины жизнь не имеет для него смысла.

«Концепции любви в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Любовь-маниа привела к трагедии героев У. Шекспира Ромео и Джульетту.

Замечание 1

Чаще всего драматичная развязка бывает при сочетании лювби-маниа с любовью-агапэ.

Любовь-викториа – это в первую очередь физическая любовь. Это собственническое чувство, независимо от того, как с этой любовью обращаются. Любовь-викториа – это победа над одним человеком или многими. Но многое зависит от дополняющей формы любви: любовь-викториа может принимать форму опеки, может быть полна покровительства и нежной заботы, а может стать давящей и требовательной. Властный тип любви не прощает измены. Принципиальность и упрямство порождают проблемы в отношениях. Любовь-викториа может проявляться в виде склонности к новым победам. Например, такими персонажами были Казанова и Дон Жуан. Однако властный тип любви не обязательно выражается в стремлении к новым победам. Например, Каренину, мужу Анны, было интереснее бороться и побеждать одного партнера. И сначала их союз был прочным, герои жили спокойно и размеренно. Но Анне не хватало эмоций, и получив возможность для реализации чувств, она пожертвовала всем. Каренин, несмотря на любовь к жене, причинил ее много страданий. Его властное чувство не позволило ему ее отпустить, дать свободу. Сложившаяся безвыходная ситуация привела к трагичному конку.

Властный, собственнический тип любви присущ герою романа В. Шишкова «Угрюм-река» Прохору Громову. Ему легче было убить возлюбленную, чем отдать ее другому.

Рассудочная любовь

Любовь-прагма – это рассудочная любовь. Такая форма любви не возникает стихийно. Она не бывает слишком духовной или слишком чувственной. Такие отношения были между Пьером Безуховым и Элен Курагиной. Пьер, не встретив с ее стороны взаимности, быстро вычеркнул ее из сердца. Но любовь-прагма – это не обязательно брак по расчету. Скорее, это просто выбор. В таких отношениях важно постоянство и стабильность. Такую форму любви изображает С. Моэм в романе «Театр» на примере Джулии и Майкла. Они видели недостатки друг друга и спокойно их принимали. На прочности союза не сказались даже увлечения на стороне.

Любовь-аналита – это самый требовательный и самый холодный тип любви. Начало, сопровождающееся эмоциями, сменяется периодом холодного анализа, в результате которого достоинства партнера могут померкнуть, что приводит к охлаждению чувств. Любимый человек слишком много «должен». Эта форма любви – самая эмоционально независимая, не терпящая компромиссов в отношениях. Это чувство идет от ума, а не от сердца. Так любил свою дочь князь Болконский. Такие отношения были между героями романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Базаровым и Одинцовой.

Любовь-сторге и любовь-эрос

Любовь-сторгэ – это чувство, полное такта и деликатности, склонное к компромиссам во имя гармонии в отношениях. Это идеальная форма семейной любви, которая основывается на способности поддерживать спокойные отношения, исполненные нежности, сочувствия, терпимости к недостаткам. Любовь-сторгэ – раскрепощающая. При такой форме любви человека любят просто за то, что он есть. Но эта любовь не прощает эгоизма и грубости, неискренности и притворства. Внимание друг к другу, даже в мелочах – самое ценное в такой любви. Такие чувства изображены в романе «Война и мир» между Наташей Ростовой и Пьером Безуховым, между Николаем Ростовым и Марьей Болконской.

Любовь-эрос. В такой любви много физической чувственности, но совершенно отсутствует стремление подавлять или властвовать. При этом и духовность этого чувства иллюзорна. Любовь-эрос – это романтическое чувство, которое может длиться долго или же быстро угаснуть. Это чувство, которое приходит стихийно, опьяняет человека, налетая, как ураган. В такой форме любви нет драматизма. Но она не существует без взаимности, и дает столько же, сколько берет. Такая любовь нуждается в сочетании влечения ума, души и тела. Такой была любовь Григория и Аксиньи («Тихий Дон»).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot