Военная проза – это прозаические произведения отечественной литературы, посвященные Великой Отечественной войне.
М. Шолохов на войне
Значимое место в творчестве М. Шолохова наряду с романами «Поднятая целина» и «Тихий Дон» занимают произведения о Великой Отечественной войне – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».
Писатель был убежден, что обязан быть на фронте. На второй день войны Шолохов перечислил в фонд обороны СССР Сталинскую премию первой степени, присужденную ему за роман «Тихий Дон». Затем он отправил телеграмму С. К. Тимошенко, в которой просил записать его в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Шолохов, наряду с другими писателями, всю войну служил военным корреспондентом газет «Красная звезда», «Правда», Советского информбюро.
В августе 1941 года М.Шолохов вместе с Е. П. Петровым и А. А. Фадеевым прибыл на Западный фронт. В октябре писателя перебросили на Южный фронт. В декабре 1941 года его перевели на Юго-Западный фронт, а в январе 1942 – на Южный. С сентября 1942 года по май 1943 Шолохов служил на Сталинградском фронте. В мае 1943 года его перебросили на Западный фронт. Шолохов всегда верил в победу русского народа, но прекрасно понимал, что за нее придется заплатить ценой человеческих жизней.
Вся литература в 1941 году была посвящена войне. В основном это были произведения краткой литературной формы, что обусловливалось условиями войны. Шолохов написал ряд очерков:
- «Военнопленные»,
- «На смоленском направлении»,
- «На Дону»,
- «Гнусность»,
- «На юге» и т.д.
Шолохов получил пропуск, по которому он, как корреспондент Совинформбюро, мог работать непосредственно в воинских частях на фронте. Он присутствовал при допросе ефрейтора гитлеровской армии, принимавшего участи в захвате Польши и Франции. Сразу после допроса Шолохов написал очерк «На смоленском направлении», в котором привел признания военнопленного.
Очерки М.А.Шолохова воспринимались с доверием и вниманием не только читателями, но и писателями.
В своем очерке «Военнопленные» Шолохов избрал нестандартный путь – он не просто показывает героизм сражающегося народа, а делает это устами фашистских военнопленных.
«Они сражались за Родину»
К фронтовым очеркам восходит предыстория незавершенного романа «Они сражались за Родину». В произведении Шолохов использовал многое, что ему довелось увидеть и услышать в разговорах с солдатами. Главы романа по мере написания печатались в газетах «Красная звезда», «Правда», «Краснофлотец». Солдаты присылали писателю восторженные отклики на произведение. Эти письма для Шолохова значили больше, чем рецензии критиков. В 1943-1944 гг. на передний край стали поступать номера газеты «Правда» с главами романа Шолохова. Главы романа после публикации в газетах поочередно были изданы тремя брошюрами небольшого формата. В 1944 году брошюры были объединены в одну книгу.
После войны главы романа продолжили публиковаться в «Правде», Литературной газете».
Шолохов в своем произведении стремился показать не только войну как ужас, все сметающий на пути, но и мощь и возвышенную силу русского народа, бросившего все средства на борьбу с врагом. В первых главах романа Шолохов показывает, как полк, разбитый немцами, обороняет стратегически важную высоту. В живых в ходе кровопролитных боев из 117 человек остается 27 солдат. Писатель крупным планом изобразил трех солдат, друзей, соединенных войной.
Главы романа отдельными изданиями выходили в «Роман-газете».
В романе Шолохов описывает картины природы, таким образом показывая не только чувства и внутренний мир персонажей, но и свое отношение к происходящему. Сцены тяжелейших боев писатель перемежает с сценами шутливых разговоров героев. После окончания войны Шолохов продолжил работать над романом.
«Судьба человека»
Высокое писательское мастерство М. Шолохова проявляется в том, что он, добиваясь в рассказе максимальной художественной выразительности, умеет найти момент, когда повествовательный план нужно перевести в драматически-изобразительный, показать прошедшее таким образом, что оно создает ощущение настоящего и оказывает на читателя тем самым более сильное воздействие. Шолохов обозначил новый этап советской послевоенной литературы в изображении тяжелых, трагических испытаний, через которые пришлось пройти советскому народу. Шолохов показал в своих произведениях нравственную красоту и величие духа советских людей. С поразительной художественной силой писатель раскрывает черты советского народа в рассказе «Судьба человека».
Собирательный образ главного героя – это яркий тип русского характера. И закономерно, что он оказался в ряду самых лучших по идейной наполненности и выразительности героев советской литературы. В рассказе писатель ярко рисует человеческую судьбу, полную горького драматизма, и раскрывает существенные черты русского характера.
Рассказ был опубликован 31 декабря 1956 года в газете «Правда». Произведение по праву получило широкое признание.
Предпосылкой к возникновению замысла рассказа «Судьба человека» стала встреча писателя с прототипом главного героя в 1946 году.
Это произведение открыло новую страницу в изображении событий войны, наметило новые пути, которые позволяют наиболее глубоко раскрыть нравственные истоки подвига советского народа. «Судьба человека» подчеркивает, что даже изображение трагического может быть связано с задачей утверждения оптимистического мироощущения.
Главный герой рассказа Андрей Соколов воплотил в себе великую трагедию советского народа. Из тяжелых испытаний Соколов вышел победителем, не растерял идейно-нравственных, гуманистических ценностей, сохранил жизнестойкость, выполнив до конца солдатский и гражданский долг.