Александра Федотовна Ржевская является одной из первых русских писательниц. Родилась Александра Федотовна Ржевская (девичья фамилия Каменская) 19 августа 1740 года. Александра Федотовна является сестрой М.Ф. Каменского и женой поэта Ржевского Алексея Андреевича.
Александра Федотовна Ржевская родилась в семье Федота Михайловича Каменского и Анны Алексеевны, урождённой Зыбиной. Отец Ржевской, Федот Михайлович, был генерал – майором российской армии. Свое детство Александра Федотовна провела в орловском имении своих родителей, в Сабурово. Ржевская получила блестящее домашнее образование. Она в совершенстве владела и итальянским и французским языками, занималась музыкой, живописью и писала стихи.
Стихи Александры Федотовны Ржевской печатались в литературных журналах анонимно, без подписи.
Ржевская является автором романа «Письма кабардинские», который был написан в подражание романа Графиньи, однако не был опубликован. Как отмечал Новиков, произведение Ржевской намного превосходило роман, послуживший для него образцом.
Умерла Ржевская в возрасте двадцати девяти лет, в 1769 году от послеродовой горячки. Похоронили первую русскую писательницу в Александро-Невской Лавре.
По завещанию Александры Федотовны Академией Художеств была учреждена ежегодная премия, которая присуждается лучшему ученику в ваянии и живописи. В 1868 году эта премия была объединена премией Н. А. Демидова.
Единственный сын Ржевской Иван умер во время родов.
Первые женщины писательницы идут на одном уровне с литературой своего времени. эти женщины заняли полагающееся им по праву место в истории российского просвещения. Первые русские писательницы вошли в историю российской литературы.
Первой русской писательницей является Сумарокова-Княжнина. Вторая русская писательница 18 века – Александра Федотовна Ржевская.
Примечательно, что появлению женщин в русской литературе способствовало влияние литературных кружков, которые в то время активно формировались и были чрезвычайно популярны. Интересы этих литературных кружков находились за рамками дворцовых интриг, интересов высшего российского общества того времени, находилось вне выискивания наиболее выгодных мест, вне заговоров в целях получения какой-либо личной выгоды, вне подкапывания под врагов и друзей в поисках наиболее теплого места для себя. Очен важно, что литература в этот период времени находилась выше всех этих интриг. Те, кто посещали литературные кружки, рассуждали лишь о стихосложении, о греческом искусстве, о «дактилях» и т.д. Литераторов можно назвать борцами за чистоту русского слова, за чистоту нравственную и физическую человека, за правду и добро, за моральные и духовные ценности.
В этом заключается причина того, что двор императрицы Екатерины Петровны относился к литераторам с сочувствием, видя в них людей честных и умных, которые не вмешиваются в политику. Общество литераторов стало привлекательным, что потянуло в этот лагерь самых лучших представителей общества. В числе участников литературных обществ были и женщины, которые отзывались на любое доброе дело.
Так в обществе литераторов оказалась и девица Александра Федотовна Каменская, которая дружила с дочерью Сумарокова, Катенькой, первой русской писательницей. Именно влияние кружка Сумарокова сделало Каменскую писательницей.
Александра Федотовна, так же, как и дочь Сумарокова, нашла себе спутника жизни в литературном кружке. Мужем Александры Федотовны стал Алексей Андреевич Ржевский. Который был среди хороших знакомых Сумарокова.
Александра Федотовна Ржевская начала рано писать. Ее стихи печатались в литературных журналах того времени и привлекали внимание людей, которые начинали интересоваться литературой, учились понимать интересы общества.
Таким образом, первые русские писательницы Сумарокова-Княжнина и Каменская-Ржевская были первыми борцами за человеческие права женщины в российском обществе.
Ржевская интересовалась литературой западной Европы, пыталась найти там образцы для своих литературных произведений, и подражая знаменитым тогда во всей Европе «Перуанским письмам» написала свой оригинальный роман, который назвала «Письма кабардинские».
Еще тогда, когда роман был в рукописи, его много обсуждали в литературном обществе. Роман читался в кружке литераторов, все стремились прочесть его. Слухи об этом произведении молодой писательницы дошли и до императорского двора, который заинтересовался этим романом. Это была победа женщины.
Во дворце пожелали прочесть еще не напечатанное произведение, и рукопись романа была принята с необыкновенным восторгом и заслужила похвалу всех, кто его прочитал. Этот роман принес известность Ржевской. Ее стихи стали печататься наперерыв в литературных журналах того времени. на Ржевскую было возложено много надежд.
Однако, эти ожидания осуществились лишь на половину. Русская литература потеряла в лице Ржевской одного из самых талантливых своих представителей. Александра Федотовна умерла в самом расцвете своей молодости и в самом пике своей славы.
Александра Федотовна Ржевская умерла в 1769 году. За Ржевской были уже женщины – писательницы екатерининского времени. Первое время после смерти Александры Федотовны еще действовали ученицы и последовательницы Ломоносова и Сумарокова, однако позже они уступили свое место другим писательницам, ученицам Новикова, Фонвизина, Державина и т.д. Однако это уже совершенно другое поколение женщин, с другим мировоззрением, другим стилем.
Таким образом, 18 век в русской литературе примечателен не только известными произведениями выдающихся русских писателей мужчин. он примечателен появлением первых русских женщин – писательниц, которые наравне с мужчинами творили отечественную литературу. Такими писательницами являются: