Система персонажей – это отношения и взаимосвязи между персонажами произведения.
Система персонажей. Взаимоотношения между персонажами
Сюжетные связи между персонажами могут быть чрезвычайно сложными. Например, в «Человеческой комедии» О. Бальзака примерно 2000 персонажей. Появление этих лиц во многом определяется сюжетом.
Сюжетная связь является не единственным типом связи между персонажами в произведении. Система персонажей – это определенное соотношение характеров. В эстетике многих направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Как правило, главные герои произведений в сюжете занимают центральное место. Автор произведения выстраивает цепь событий с учетом своей иерархии характеров в зависимости от темы. Таким образом, в данном случае сюжет занимает второстепенное положение относительно характеров персонажей.
Персонажи, с какой бы целью не вводились они в сюжет, обязаны действовать. Действия персонажей можно объединить в несколько групп:
- Друзья
- Недруги
- Нейтральные персонажи.
Противостояние – это самый распространенный вид взаимодействия героев.
Такая расстановка сил, как условная борьба добра и зла встречается в фольклоре, в классической литературе, в современной литературе. Герои, выступающие за просвещение, гуманистические ценности противопоставляются циничным, бесчестным персонажам. Нравственные герои противопоставляются безнравственным, ленивые – деятельным и т.д. В романтических произведениях часто встречается противостояние главного героя всему миру в целом. Начало ему было положено в произведении Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и развивалось в байронических образах Онегина, Печорина, Чацкого, Базаров и т.д.
Конфигурации соотношения героев произведения
В произведениях литературы существуют самые разнообразные критерии сравнения и принципы классификации, на основе которых составляются системы персонажей. В первую очередь это варианты систем главных действующих лиц. Соотношение главных героев может приобретать разные конфигурации:
- «пары»
- «треугольники»
- «четырехугольники».
Первая конфигурации – «пара» - может считаться древнейшей. В исследованиях Е. М. Мелетинского рассматривается такая пара, как «культурный герой» - «трикстер». Близнецы и двойники –антиподы встречаются не только в архаике, но и в литературе, в частности, в классической драме (например, У. Шекспир «Двенадцатая ночь»), авантюрном романе (например, у Стивенсона и Дюма). Исторические варианты «пары» являются многообразными: приземленная телесность и отвлеченная духовность, холодный и чувствительный, человек действия и рефлексирующий герой, филистер и художник и т.д.
«Четырехугольник» - это сочетание двух пар. Примером «четырехугольника» является ситуация, когда рядом с основной, серьезной, парой помещается дублирующая, комическая: например, в классической комедии любовники-господа и любовники – слуги. Также возможно равенство двух пар.
«Треугольник» возможен в случаях, когда происходит противостояние одного и пары. Часто подобная группировка главных героев связана с ситуацией выбора одного между представленными двумя другими сторонами (например, Т. Манн «Волшебная гора»), либо авторским противопоставлением крайностей и меры, общей для этих крайностей – противоположных полюсов и середины (например, А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Также рассматриваются варианты соотношения главных героев и второстепенных персонажей. В этом случае различаются две главные тенденции – иерархическая и «демократическая». Иерархическая (центростремительная) тенденция представлена богатой традицией изображения героя, все остальные персонажи для которого являются только так называемым «резонирующим» фоном. Такими являются, например, рыцарская эпика средневековья, «моногеройные» структуры у представителей романтизма (например, «Корсар» Байрона, «Адольф» Констана и т.д.). В романе 20 века традиции «моногеройного» романа можно найти в произведении Г. Гесе «Степной волк».
Переход от иерархической структуры к более разомкнутой можно наблюдать в тех произведениях, в которых главному герою противостоит равносильный оппонент, который, однако, находится на втором плане изображения. В отечественной литературе такими произведениями являются «Обломов» Гончарова, «Рудин», «Цыган» Тургенева.
Главенство героя, который заметно превосходит всех остальных, может быть смягчено путем создания дублирующих пар в главных аспектах сюжетной ситуации (например, Аркадий и Базаров – братья Кирсановы).
Центробежная структура появляется в результате приравнивания «фоновых» персонажей главным. Такое сочетание исторически нового принципа и «моногеройности» встречается в произведениях М. Ю. Лермонтова.
Для произведений Л. Н. Толстого и зрелого творчества Достоевского характерна тенденция к равноправию персонажей в многоплановом изображении.
Изучение в литературе разных вариантов систем персонажей, а также их функций необходимо для правильной, адекватной интерпретации произведений. Например, в произведении «Капитанская дочка» антиподы Швабрин и Гринев соотносятся и сюжетно, и в качестве носителей точек зрения на мир с Пугачевым – с одной стороны, с Машей Мироновой – с другой. В плане психологическом - это очень трансформированная вариация противопоставления двух типов людей – замкнутых в себе, завистливых, эгоистически скупых – с одной стороны, и «праздных гуляк», непосредственно отдающихся страсти, с другой.
В историко-культурном аспекте это противопоставление старинного и «нового» дворянства. Однако и то, и другое являются только предпосылками для противопоставления в плане этическом. Оба героя подвергаются сложному испытанию любовью и войной. Швабрин, добровольно присоединившийся к Пугачеву, обнаруживает с ним как разбойником внутреннее сходство, и это проявляется в его дальнейших взаимоотношениях с Машей Мироновой. Гринев, несмотря на всю симпатию к Пугачеву и благодарность ему как великодушному человеку понимает невозможность для себя примириться нравственно с кровопролитием и авантюризмом.