Читательский интерес - это направленный интерес, который проявляется в активном отношении читателя к заключенному в книгах человеческому опыту и к собственной способности самостоятельно добывать из книг этот опыт.
Особенности читательских интересов младших школьников
Младший школьный возраст, 7-9 лет, считается периодом читательского развития. Это промежуток, когда происходит переход ребенка от слушателя и наблюдателя к читателю. В этот период происходит моментальное развитие эмоциональной среды, которой можно назвать чувственным интеллектом. И если направить большую сосредоточенность на такую особенность младшего школьного возраста, можно достичь максимально высокой степени результативности в деле развития читательского интереса у детей. Именно на основе положительных эмоциональных состояний появляются и приобретают устойчивость интересны и потребности человека. Именно в этом возрасте происходит активное накопление и сохранение чувств и переживаний. Поэтому ученики младших классов считают чтение интересным, находят в нем сильные эмоциональные переживания. Для детей этого возраста необходимы такие произведения, которые учат их восхищаться, удивляться. Для ребенка крайне необходима способность удивляться явлению или событию, ведь из способности к удивлению возникает интерес к жизни, стремление к приобретению новых знаний, умение видеть ценность прекрасного.
Основная задача педагога и родителей – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения, назидания, чтобы у него возникало желание, потребность просто взять и прочитать.
Большую роль в этом возрасте играют рисунки и связь с взрослым – разговор, обсуждение прочитанного, иллюстрирование, самостоятельное творчество. Особенности читателей младшего школьного возраста при подготовке к чтению:
- Эмоциональное проявление своего отношения к книге;
- Торжественное признание художественного правдивого мира, доверчивость к произведению;
- Отзывчивость к слову и к художественной детали;
- Способность «жить» в каком-либо облике;
- Отсутствие реакции на художественную форму и содержание.
Для начальной школы большое значение имеют детские переживания, связанные с прочтением текста. Еще В. Г. Белинский отмечал, что самое важное в процессе чтения состоит в том, чтобы ученики больше сопереживали и чувствовали.
Для младшего школьного периода в развитии ребенка характерен наивный неопытный реализм. Это отмечается в его отношении к персонажу произведения как к реально существующему, живому.
Школьники в художественном произведении представляют сюжет, героев, отдельно взятые факты, но он и не представляют в тексте произведения автора, не отмечают пройденные им вехи, не ведут беседу с автором. Обучающийся не замечает ни четверостиший, ни эпитетов, ни деления на абзацы, соответственно, он не замечает авторские пути истории.
Все эти качества восприятия учеников младшего школьного возраста являются основой в процессе развития у них интереса к чтению, к литературному произведению.
Литературное чтение является одним из основных предметов в обучении детей младшего школьного возраста. Этот предмет формирует общий навык чтения умения работать с текстом, способствует зарождению интереса к чтению художественной литературы, содействует общему развитию ребенка, его эстетическому, духовному и нравственно-интеллектуальному воспитанию.
Существует два определения читательского интереса. В узком понимании – это интерес к чтению. В широком же понимании интерес к чтению – это читательский интерес, деятельное отношение читателя к жизненному опыту, заключающемуся в книгах, и к своей способности читать.
Формирование интереса к чтению зависит от отобранного материала средств, при помощи которых педагог ведет ребенка в огромное многообразие книг.
Причины снижения интереса к чтению могут быть разнообразными:
- Возможность быстрого получения информации из интернета;
- Снижение жизненного уровня граждан;
- Изменение отношения взрослых к чтению.
Читательский интерес – это мотив, побуждение, связка самых разных наклонностей. Это избирательно-положительное отношение читателя к произведениям, потребность школьника в чтении.
Формирование читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста
В современном мире детей мало увлекают печатные издания. Им гораздо проще найти всю необходимую информацию в интернете или же посмотреть телепередачу. Именно это и является главной причиной снижения интереса к чтению. Поэтому проблема формирования читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста является крайне актуальной. Особую роль здесь играет начальная школа, ведь именно на этом этапе происходит формирование навыков чтения. Этот процесс достаточно трудоемкий и длительный. До того момента, пока ребенок не сможет осмысленно и быстро читать, переживать и сочувствовать, думать над прочитанным, он не будет получать удовольствия от чтения. Читательская самостоятельность детей – это одно из главных качеств личности и необходимый навык учебного процесса, который обеспечивает преемственность между младшим звеном и средним.
Читательская самостоятельность – это умение ребёнка правильно пользоваться книгой как источником знаний, понимать художественное произведение, «чувствовать» его, размышлять над книгой и анализировать прочитанное.
Система формирования читательской самостоятельности состоит из трех этапов обучения:
- Подготовительный. Этот этап протекает во время обучения грамоте – 1 класс. Главная цель этого этапа – пробуждение у детей желания читать, узнавать что-то новое из написанного. На данном этапе происходит формирование интереса к книге, к ее иллюстрациям, оформлению. Дети учатся правильно работать с книгой, они узнают, что иллюстрации могут подсказать, о чем книга написана.
- Начальный. На этом этапе дети учатся читать книгу, а также выбирать интересующую по содержанию книгу. Деть учатся ориентироваться среди книг, устанавливать связи между группами книг.
- Основной – 3-4 класс. На этом этапе главной целью является закрепление интереса детей к книге и расширение читательского кругозора. На данном этапе происходит формирование навыка самоконтроля и самооценки при чтении.