Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация обслуживания детей в библиотеке

Организация обслуживания детей в библиотеке

Определение 1

Обслуживание читателей-детей – это часть процесса работы массовой библиотеки, направленная на удовлетворение информационных запросов читателей младше восемнадцати лет.

Организация обслуживания детей носит дифференцированный характер, что определяется возрастом ребенка (младший возраст, дошкольный, младший школьный, средний или старший возраст), его читательскими интересами и целями посещения библиотеки. Обслуживанию детей и подростков сопутствует решение ряда важнейших задач:

  1. Привлечение подрастающего поколения в библиотеку, приобщение их к книге и чтению.
  2. Развитие информационной культуры и умения работать с различными источниками информации.
  3. Привитие читательской культуры, расширение литературного опыта и формирование художественного вкуса.
  4. Удовлетворение потребностей ребенка в развитии и саморазвитии.

В последнее время в библиотеке возрастные границы в обслуживании детей расширились: так, в сферу библиотечного обслуживания попадают дети от рождения, которые раньше не были специфической категорией читателей. Библиотеки предлагают различную актуальную информацию для молодых родителей, развивающие программы для детей до года, в том числе с участием приглашенных специалистов, что делает библиотеку привлекательным местом для будущих мам и мА с детьми младенческого возраста.

Основная работа по обслуживанию детей и подростков осуществляется в двух направлениях:

  1. Обслуживание дошкольников и младших школьников.
  2. Абонемент для подростков среднего и старшего школьного возраста.

Эти абонементы выделяются неслучайно, так как каждый из указанных периодов характеризуется своими особенностями формирования читательских интересов и потребностей. Известно, что чем младше ребенок, тем больше роль наглядных средств в его восприятии. Книги для дошкольников, как правило, ярко и красочно оформлены, содержат много иллюстраций, а также интерактивные формы взаимодействия, что привлекает детей. Для подростков важна не столько внешняя составляющая книги, сколько ее содержание, что отражается на объеме и составе выдаваемой им литературы.

«Организация обслуживания детей в библиотеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Группа читателей-дошкольников также неоднородна по своим запросам. Дети от года до трех лет воспринимают книгу как предмет, который познается с помощью действий с ним, поэтому для них библиотека предлагает книжки-игрушки, книги-трансформеры, а также издания, выполненные с помощью антивандальных технологий (книги из ткани, плотного картона, клеенки).

Для ребят постарше (от трех лет до семи), ведущей деятельностью которых является игра, используются раскраски, книги ребусов и загадок, кукольный театр, книги по рукоделию и прикладному творчеству.

Для школьников библиотека предлагает широкий выбор познавательной, образовательной, художественной литературы. Востребованы у учеников начальной и средней школы энциклопедии, справочники, различные словари, учебные пособия, произведения русской и зарубежной классики. В этом же возрасте происходит формирование самостоятельных читательских предпочтений, и подростки начинают интересоваться периодикой (журналы, газеты), современной литературой: приключениями, фэнтези, фантастикой, хоррором, детективами, произведениями о животных, юмором и так далее.

Индивидуальное обслуживание и руководство детским чтением в библиотеке

В рамках организации работы с читателями-детьми важной составляющей является индивидуальное обслуживание, которое позволяет выявить специфические запросы юного читателя, помочь ему адаптироваться в информационном пространстве. Специалисты часто используют следующие формы взаимодействия:

  1. Ознакомительная беседа при первом посещении библиотеки и записи в нее.
  2. Рекомендательные беседы по выбору и чтению книг.
  3. Отзывы по поводу прочитанных книг и обсуждение читательских впечатлений.

На этапе формирования читательского опыта ребенку очень важно получить обратную связь по поводу прочитанной книги, поделиться своими впечатлениями, получить оценку своего восприятия другим человеком - библиотекарем, в компетенции которого ребенок уверен. Поэтому важным аспектом индивидуальной работы является организация обратной связи, которая может быть налажена следующим образом:

  1. Использование книги отзывов о прочитанных произведениях.
  2. Выставление книгам «оценок» по разным системам шкал.
  3. Организация выставок рисунков по мотивам прочитанных книг.
  4. Проведение викторин и игр на основе прочитанных произведений.
  5. Анкетирование и опросы читателей.
  6. Голосование за лучшую книгу месяца.

Использование этих форм позволяет сделать ребенка не просто пассивным потребителем информации, но и вовлечь его в процесс творческого чтения и обмена мыслями со сверстниками и взрослыми.

Важным аспектом работы библиотекаря с читателями-детьми является руководство их чтением, которое предполагает изучение их читательских потребностей и их удовлетворение с помощью информационных ресурсов библиотеки.

Руководство детским чтением включает:

  1. Рекомендации по выбору книг, помощь в поиске запрашиваемой информации.
  2. Обмен впечатлениями от прочитанного, выявление степени понимания книги и правильности интерпретации авторского замысла.
  3. Пропаганда лучших книг для детского и подросткового чтения посредством организации выставок, проведения массовых мероприятий, а также издания библиографических пособий и рекомендательных списков для чтения.
  4. Проведение Дней открытых дверей, «Громких чтений» и других форм популяризации традиций совместного чтения детей и взрослых.
  5. Организация клубов юных читателей, увлеченных книгой и творчеством.

Организация обслуживания детей в библиотеке является важной частью формирования читательской культуры у подрастающего поколения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot