Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интернет-технологии в обслуживании пользователей детских библиотек

Интернет-технологии в обслуживании пользователей детских библиотек

Развитие современных телекоммуникационных технологий затронуло все сферы библиотечной работы, в том числе обслуживание детей. Поэтому Интернет, его ресурсы и возможности стали широко применяться в детских библиотеках для обслуживания читателей дошкольников, младших школьников и подростков.

Определение 1

Под «интернет-технологиями» в обслуживании читателей детской библиотеки в широком смысле слова следует понимать использование специального программно-аппаратного обеспечения и сетевых информационных ресурсов для поиска, анализа, обработки и получения новой информации.

К основным принципам, определяющим понятие «интернет-технологии» в библиотечном обслуживании, относятся:

  • интерактивный характер взаимодействия пользователя с персональным компьютером;
  • широкая совместимость используемых ресурсов с другими программными продуктами;
  • гибкость в процессах, связанных с изменением данных, их поиском, обработкой и т. д.;
  • доступность и безопасность использования ресурсов сети Интернет.

В работе с читателями детской библиотеки интернет-технологии широко применяются в следующих направлениях деятельности:

  • комплектование фондов новой литературой;
  • библиотечно-библиографическая работа;
  • обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале;
  • массовая работа с организацией и проведением мероприятий;
  • реклама библиотечных услуг.

Современная детская библиотека активно использует интернет-технологии для создания и продвижения электронных библиографических продуктов, а также полиграфических услуг и для развития нестационарного обслуживания пользователей:

  1. Деятельность по созданию и пополнению электронного каталога.
  2. Формирование собственных баз данных, в том числе и путем оцифровки имеющихся в фонде документов.
  3. Презентация библиотеки в социальных сетях, на сайте, в профессиональных блогах и сообществах Интернета.
  4. Осуществление редакционной и издательской деятельности, а также оказание полиграфических услуг, связанных с копированием документов, изготовлением цифровых копий и проч.
  5. Доставка электронных документов через сервисы ЭДД.
  6. Создание корпоративных форм взаимодействия с библиотеками региона и страны.
  7. Создание автоматизированных мест работы с библиотечно-информационными ресурсами для детей и их родителей, а также для тех читателей, которые нуждаются в специальной рабочей среде по состоянию здоровья.
«Интернет-технологии в обслуживании пользователей детских библиотек» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обслуживание читателей в детской библиотеке с привлечением интернет-технологий включает следующие направления работы:

  1. Информирование детей и их родителей посредством сайта, социальных сетей о деятельности библиотеки, проводимых ее мероприятиях, осуществляемых услугах, а также имеющихся фондах.
  2. Предоставление доступа к электронному каталогу и помощь в поиске документов.
  3. Создание условий для удаленного доступа юных читателей к собственным цифровым ресурсам библиотеки посредством сети Интернет.
  4. Развитие сервиса электронной доставки необходимых документов.
  5. Выполнение библиографических запросов и справок в удаленном формате.
  6. Создание электронных копий документов.
  7. Предоставление доступа к электронным документам по подписке.
  8. Развитие форм удаленной массовой работы (виртуальные выставки и экскурсии по библиотеке, онлайн-викторины и литературные игры, конкурсы).

Специфика использования интернет-технологий в работе детской библиотеки

Помимо несомненных преимуществ, которыми обладают интернет-технологии в библиотечном обслуживании, можно отметить и ряд проблем, возникающих при использовании их детьми и подростками. К наиболее актуальным можно отнести следующие:

  1. Необходимость защиты физического и психического здоровья юного пользователя от негативного влияния гаджетов.
  2. Необходимость защиты ребенка от информации, которая несет вред его моральному, интеллектуальному и физическому развитию.
  3. Необходимость критической оценки, анализа и отбора информации, размещенной в Интернете, в связи с ее избыточностью и низким качеством.
  4. Необходимость обеспечения развития личности ребенка через взаимодействие с сетевыми ресурсами.

В связи с необходимостью решения данных проблем определяется специфика использования интернет-технологии в работе детской библиотеки. Она заключается в создании условий, которые способствуют формированию развивающей интернет-среды:

  • обучение юных пользователей основам информационной грамотности и привитие культуры работы с интернет-ресурсами;
  • автоматизация процессов библиотечного обслуживания для привлечения молодежи в библиотеку;
  • создание коллекций цифровых ресурсов разных типов и тематики для удовлетворения информационных потребностей детей и подростков;
  • ограничение доступа к информационным ресурсам Интернета, наносящим вред ребенку;
  • обеспечение условий для безопасного использования интернет-ресурсов, программного и аппаратного обеспечения;
  • продвижение традиционной книги и чтения как альтернативы компьютерным играм, социальным сетям и проч.

Таким образом, использование интернет-технологий в работе детской библиотеки, несмотря на существенные преимущества, также несет немало проблем, решение которых способствует развитию библиотечной среды и приобщению детей и подростков к чтению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot