Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методологическое знание в отношении к психологическим объяснениям.

  • 👀 493 просмотра
  • 📌 435 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методологическое знание в отношении к психологическим объяснениям.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методологическое знание в отношении к психологическим объяснениям.» pdf
Методологическое объяснениям знание в отношении к психологическим Объяснение является главной функцией науки. В социогуманитарных дисциплинах и психологии оно может строиться иными путями, чем в естественнонаучном познании. И если в предыдущей главе раскрывалась связь объяснения с развитием естественнонаучного познания и принципа причинности как его основы, то теперь следует охарактеризовать более широкий контекст отношения к научному объяснению в методологии науки, без чего специфика психологических объяснений, базирующихся на принципиально разных способах построения психологической теории, будет выглядеть неполной. Психология, сравнительно поздно ставшая претендовать на статус науки, благополучно прошла мимо ряда призывов позитивизма и неопозитивизма к упорядочению критериев научного познания. Одним из таковых стало предложение Л. Витгенштейна (1889–1951) убрать из трех предполагавшихся за наукой функций – описания, объяснения и предсказания – именно объяснение. Развитие психологических школ шло по линии формулирования новых содержательных объяснений, базирующихся на выделении разных аспектов в предмете психологии, принципов психологического анализа, а также не в последнюю очередь и на развитии методических средств, используемых для демонстрации объяснительных возможностей различных базовых понятий. Другое дело, что в самой психологии к концу XIX в. были разведены функции объяснения и понимания. Первая осталась за объяснительной психологией (связываемой в то время с изучением элементарных, или "низших", психических функций), в то время как вторая странным образом отнималась от научной психологии – путем отнесенности высших функций к ведению "культуральной" психологии, первоначально мыслившейся как противостоящей научной. Последующее развитие психологии показало, что культурно-исторические подходы успешно стали справляться с воссоединением функции объяснения и понимания. Важнейшим по значимости этапом осмысления контекста методологии научного познания в психологии стала постановка Л. С. Выготским проблемы кризиса в психологии. В своей работе "Исторический смысл...", писавшейся зимой 1926–1927 гг., он представил то основание связи содержания психологической теории и научного принципа объяснения, которое велось через рассмотрение метода как основополагающего критерия различения научной и метафизической психологии. Основание кризиса, которое им было рассмотрено, – это казавшийся непреодолимым разрыв между объяснением, апеллирующим к метафизике, и объяснением на основе возможностей научного метода (гл. 9). Однако прежде чем перейти к этому, следует представить краткое развитие представлений о видах и функции объяснения в научном познании. Кроме этого в данной главе будет обсужден ряд других аспектов, задающих в качестве "рамочных эффектов" те повороты в методологии психологии, которые регулируют отношение к способам построения и возможностям психологического объяснения. Рассмотрение проблемы объяснения в психологии связано с ориентировкой на ряд следующих методологических проблем, наряду с обычно учитываемыми трактовками принципа детерминизма и специфики тех или иных психологических школ, дающих разные содержательные варианты объяснения. Это, во-первых, проблема оценки состояния современной психологии как до- или, напротив, полипарадигмальной стадии развития (в контексте выделяемых для других наук). Вопрос о методологическом плюрализме в психологии, который будет рассмотрен в гл. 9. Во-вторых, это вопрос о том, должна ли методология "делаться" специалистами этой конкретной науки или же психологии следует дожидаться, пока ее методологические вопросы будут решены Методологами (с большой буквы), профессионально решающими те проблемы, которые выше или вне понимания психологов-исследоватслсй (или психологов-практиков). Он обсуждается в следующем параграфе. Содержание данной главы включило также краткое рассмотрение проблем объяснения в общей методологии науки и в отношении к этому методологическому основанию психологического знания самих психологов, высказавшихся в течение последнего полувека, т.е. с позиций современного состояния психологии (начало которого условно отнесем в 60-е гг. XX в.). Это важный аспект в различии подходов к историко-психологическим вопросам – рассмотрение их истоков и решений с изначальным помещением их в исторической перспективе (взгляда из глубины веков) или же с позиций сегодняшнего дня. Последнее означает ретроспективный взгляд (назад) с учетом накопленного знания и роли тех или иных постановок проблем – и их решений – в свете того, что отстаивает психология сегодня. Поскольку данный учебник представляет методологию, а не историю психологии, выбирается именно второй путь рассмотрения проблемы объяснения, но с необходимыми науковедческими пояснениями. Становление предмета психологии В античной философии идея души включала своей частью психические явления: уже Гераклит говорит о мышлении и ощущении. Учение Аристотеля о душе включала изучение не только психических, но всех функций и любого живого организма. В таком широком понимании понятие души существовало до XVII в., когда Ф. Бэкон, отказался от аристотелевской трактовки души и ограничил ее область только психическими явлениями. Только после того, как в этом же XVIIв. великий Р. Декарт дал критерий психического - сознание - учение о душе стало ограничиваться собственно психическими и только сознательными явлениями. В XVIII в. немецкий философ X. Вольф в составе метафизики, выделяет психологию как науку о душе. Он вводит термины - рациональная и эмпирическая психология. В XIX в. усилиями философов английской школы - Д. Милля, Дж. Ст. Милля А. Бэна, Г. Спенсера - складываете ассоциативная психология.Здесь происходит выделение предмета психологии как науки. Дж. Ст. Милль дает определение предмета психологии: «предметом психологии служат единообразия последовательности те законы (конечные или производные), по которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим, или, по крайней мере, вынуждено за ним следовать». Г. Спенсер определяет предмет психологии в контексте биологии. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями» т.е. связи между сознанием и внешней средой. 2. Развитие представлений о предмете в истории психологии как самостоятельной науки Согласно В. Вундту, психология имеет своим предметом не внутренний опыт, в отличие от внешнего опыта как предмета естественных наук, но особую точку зрения на весь опыт. Психология «рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом». Вундтовское понимание предмета и метода психологии встретило критику со стороны Ф. Брентано. Предметом психологии, по Ф. Брентано, не могут быть содержания, в них нет ничего психологического. Психологическими феноменами являются акты сознания. Отличительным признаком психических феноменов является их направленность на предмет, или имманентная предметность (интенциональность). М. Сеченов разработал программу психологии как объективной науки. Психологию он определял как науку о происхождении психических деятельностей, рассматривая психику как интегральнуючасть целостного поведения. С 70-х гг. XIX в. до начала XX в. - было отсутствие какого-либо одного общепризнанного понимания своего предмета. Это положение Н.Н. Ланге оценил как кризис психологии (1914). Бихевиоризм выступил против субъективизма в понимании предмета и метода психологии и выдвинул предметом изучения не психику и сознание, а объективно наблюдаемое поведение. Лейпцигская школа комплексных переживаний и Берлинская школа гештальтпсихологияпоставившие в центр исследования проблему целостности. В психоанализе, главным предметом и общей проблемой была сделана бессознательная психика. Признание социально-исторической обусловленности психики и сознания человека (Э. Дюркгейм) выдвинуло в качестве предмета, изучения условия превращения социальных форм общественного сознания в формы индивидуального сознания путем их интериоризации в процессе общения людей в ситуациях совершения обрядов, различного рода ритуалов и т.п. форм взаимодействия в плане сознания. При этом К.Н. Корнилов, утверждая, что именно учение о реакциях «согласуется с современными научными данными». Деятельность организма в окружающей среде провозгласил предметом психологии М.Я. Басов. Культурно-исторической теории, созданной Л.С. Выготским в сотрудничестве с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, ее предметом стало исследование исторического возникновения и развития специфически человеческих высших психических процессов, историческое понимание сознания и поведения, структура которых опосредствована культурными психологическими орудиями — различного рода знаками. Положение о единстве сознания и деятельности, выдвинутое С.Л. Рубинштейном (1922), стало началом деятельностного подхода как нового понимания предмета психологии. А.Н. Леонтьев, определяет психологию как «конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов». Предметная деятельность выступила тем реальным процессом, «в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами субъект-объект» П.Я. Гальперин, «психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе психического отражения. Процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности - вот что составляет предмет психологии... во всех формах психической жизни» В.Н. Мясишевым в основу психологии отношений как нового понимания предмета психологии. Решающее значение имеют отношения человека к тому, что он делает, к другим людям, и выделил в качестве центральной проблемы отношения личности к различным сторонам действительности. Также в 50-х гг. XX в. появляется еще одно новое направление - когнитивная психология. Ее предметом стала проблема того, как приобретается, обрабатывается, хранится и воспроизводится знание о мире и то, как оно направляет наше поведение. До настоящего времени в психологической науке не сложилось какого-либо одного общепризнанного понимания ее предмета. Работа в этом направлении продолжается, и продолжается такое положение, что каждое новое представление фиксирует внимание на какой-то еще одной стороне психического. Отсюда с необходимостью следует заключить, что новое дополняет, но не заменяет собою сложившиеся до этого пути исследования. Методологические основания определения предмета психологии А) Проблема предмета психологии: множественность подходов Прежде всего отметим, что предметов может быть много. Понимания (трактовки) предмета различаются в зависимости оттого, с какими целями выделяется предмет науки. Выделим несколько целей, в соответствии с которыми может задаваться трактовка предмета психологии. 1. Предмет задается, чтобы конституировать психологию как науку.(Вундт вводит понятие непосредственного опыта в качестве предмета психологии для того, чтобы провозгласить психологию самостоятельной наукой ) 2. Предмет задается, чтобы определить область исследовании.(Когда в качестве предмета психологии полагают, к примеру, сознание или поведение, используют понятие «предмет» для того, чтобы указать область исследования). 3. Дифференциация предмета с целью уточнения исследовательских позиций (Ф. Брентано выделяет в сознании в качестве предмета исследования акты сознания (противопоставляя их содержанию, которое, по его мнению, предметом психологии не является)). 4. Предмет науки выступает как средство опредмечивания проблемы.(И.П. Павлова, увидевшего в условном рефлексе все богатство душевной жизни) . Различные подходы к анализу предмета психологии: 1. Теоретический анализ. Должен дать ответ на вопрос, каковы функции предмета психологии в современной науке, какими должны быть основные характеристики и параметры предмета психологии. 2. Содержательный анализ. Каждое оригинальное направление в психологии создает свое понимание предмета. 3. Анализ с точки зрения философии науки, когда психологические вопросы определения объекта и предмета трактуются исходя из общенаучного подхода. 4. Ретроспективный анализ, который направлен на то, чтобы зафиксировать изменения в понимании предмета психологической науки на разных этапах ее развития. Чтобы определить предмет психологии, нужно очертить внешние (экстернальные) границы ее предметной области и показать ее внутреннюю (интернальную) расчлененность, поскольку сама психология может быть представлена также как совокупность (система) входящих в нее частных, научных дисциплин. Прочерчивание внешних и внутренних границ предметной области психологии вместе с тем являет собой пример неявного (имплицитного) определения предмета. Поэтому в дополнение к ним следует предложить и вариант явного (эксплицитного) его определения. Таким образом, мы приходим к разграничению трех вариантов определения предмета психологии: имплицитное экстернальное, имплицитное интернальное и эксплицитное». Вывод, который следует из вышеизложенного: современная методология психологической науки пока не уделяет необходимого внимания анализу предмета психологии. Практически отсутствует теоретический анализ, поэтому, в частности, вместо классификаций мы вынуждены довольствоваться перечислениями, которые не являются исчерпывающими. Б) Предмет психологии: попытка теоретического анализа n В сознании исследователей разных направлений сформировалось устойчивое представление, что предмет психологии простой. Иными словами, предмет психологии -психе — подвергся обработке «бритвой Оккама». «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». n В истории человечества было накоплено очень много данных, свидетельствующих о том, что вряд ли оправданно редукционистское сведение психе к ее конкретному проявлению. Действительно, психе может проявиться и в самосознании, и в поведении... n Теоретический анализ предмета, предполагает в первую очередь выявление функций, которые должен выполнять предмет психологической науки, а также его основные характеристики. Функции: 1.Конституирование науки. Именно понятие предмета науки делает возможным существование какой-то области знания в качестве самостоятельной научной дисциплины. 2.Обеспечение работы «машины предмета». Предмет должен обеспечивать возможность движения в предметном поле психологической науки и за счет внутрипредметных соотнесений и исследовательских процедур производить рост предметного знания. 3.Обеспечение функции предметного «операционального стола» (М. Фуко), который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в разных подходах и школах. 4. Дидактическая функция, связанная с построением содержания учебных предметов. Основные характеристики предмета: 1. Предмет должен существовать реально, не быть «искусственно» сконструированным, должен иметь онтологический статус. 2. Предмет должен быть внутренне достаточно сложным, чтобы содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития, а не сводить внутренне простое психическое к чему-то внеположному, обеспечивая тем самым редукцию психического. 3. Понимание предмета должно быть таково, чтобы позволить разрабатывать науку психологию по собственной логике, не сводя развертывание психологических содержаний к чуждой психологии логике естественного или герменевтического знания. В качестве реального предмета выступают либо феномены самосознания в той или иной форме, либо, вообще, поведенческие (в широком смысле) феномены. Но это только предмет науки. В исследовании психолог, как известно, имеет дело с предметом исследования. Предмет исследования должен соответствовать предмету науки. Можно сказать, что он конструируется предметом науки. Необходимо новое широкое понимание предмета, позволяющее включить в сферу исследований психическую реальность во всех ее проявлениях. По нашему мнению, создать такое понимание можно на основе концепции предмета психологии, что мы считаем наиболее важной задачей методологии психологической науки на современном этапе ее развития. С.Д. Смирнов «Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения её предмета?» 1. «Природа не может быть сведена к фундаментальным сущностям вроде "кирпичиков" материи, но должна пониматься исключительно на основе внутренней связности, "прошнурованности" отдельных компонентов, "логически связанных друг с другом и в самих себе"». 2. Новый подход, названный «бутстрэпной» гипотезой и даже «бутстрэпной» философией, провозгласил отказ от строительно-архитектурной метафоры в науке в пользу метафоры сети. 3. Научные теории никогда не могут дать полного и определенного описания реальности. 4. Мы имеем дело только с последовательной аппроксимацией, приближением к истине. Описывая избранные группы явлений, мы всегда вынуждены отбрасывать другие группы явлений как менее значимые в данном (интересующем нас) отношении. 5. Наука будущего может представлять собой мозаику пересекающихся между собой теорий и моделей «бутстрэпноготипа». 6. Ни одна из них не будет более фундаментальной, чем другие, все они должны быть взаимосогласованными. 7. Перспектива превращения «бутстрэпной» теории в новую парадигму физического знания открывает пути для понимания любой науки как, в принципе, мультипарадигмальной. 8. Отсутствие в настоящее время общепринятой формулировки предмета психологии не грозит никакими серьезными последствиями для судеб научной психологии и не является сколько-нибудь значительным препятствием на пути ее развития. 9. Любое новое понимание предмета психологии будет затем меняться и развиваться с развитием самой науки и психологической практики. Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию осознать свои познавательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта. Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это: · Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций. · Организация структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философскомировоззренческих принципов. · Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований. В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина. Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др. Характеристика общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики: методологический анализ. Процесс онтогенетического развития человеческой психики может рассматриваться как постепенное освоение и присвоение индивидом устойчивых форм социокультурного опыта, в ходе которого складываются социально детерминированные механизмы по ведения и мышления, как последовательное включение личности в определенные социальные группы и виды деятельности, определяющие ее душевную жизнь. В большинстве своем теории социализации фокусируются на детском, подростковом и юношеском этапах становления личности. Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготскогоо структуре и динамике детского возраста. Структура возраста,по Выготскому, включает в себя три компонента: социальную ситуацию развитияребенка, ведущий тип деятельностии основные психологические новообразования.В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть разрешено в особом, специфическом для данной возрастной стадии, типе ведущей деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития в данный период. Эти новообразования не соответствуют прежней социальной ситуации развития, выходят за ее рамки и порождают новое противоречие. Вновь возникшая генетическая задача может быть решена благодаря построению новой системы отношений, в новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом непрерывном самодвижении и выражается динамика становления детской психики. Такова его логика и общая схема рассмотрения всех возрастных этапов от рождения до подросткового возраста. Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы 1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило: – совершенствование их двигательного аппарата; – постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей; – одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения. 2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе: – появляется сложная нервная система; – наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; – совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами; – появляется предметно-образное отражение действительности; – появляются эмоции. 3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе: – появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели; – интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; – интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении; – изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития; – появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности; – появляется способность заниматься творчеством. 4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе в процессе труда у человека: – руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов; – появляется способность к мышлению; – появляется потребность к общению с другими людьми; – появление речи содействовало развитию абстрактного мышления; – отражательная деятельность начинает носить сознательный харак5. Развитие сознания человека. На этом этапе: – появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности. 6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности: – познания себя путем познания других; – самосознания путем анализа деятельности и поведения; – самоконтроля и самовоспитания. 7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства. Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека. Под функциональным развитием понимается изменение психических процессов у детей и взрослых в ходе формирующего эксперимента, когда достигается качественно новый уровень решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач уровень, которого у испытуемых до экспериментального обучение не было; когда испытуемые овладевают такими умственными действиями, понятиями и навыками, которые соответствуют объективно установленным общественным критериям. Систематическое изучение функционального развития психики было осуществлен П. Я. Гальпериным. Возрастное развитие психики - это психическое развитие ребенка от рождения до достижения социальной зрелости. По словам А. В. Запорожца, оно характеризуется не столько усвоением отдельных знаний, сколько более общим изменением детской личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности. Функциональное развитие может быть рассмотрено в онтогенетическом аспекте. Примером служит развитие интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, изученное Ж. Пиаже. Ценности и основные подходы "частной" методологии в психологии. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений. Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами: · сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; " существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов; · результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению; · все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами. Кроме того, естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности - учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека. Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире. Любая наука, а психология тем более, не может ограничиться только описанием психологических фактов, потому что любое явление подчиняется законам и требует объяснения, а это значит, что в психологии предметом изучения являются психологические законы. Задача, над которой работает психология, заключается в изучении законов психической деятельности в её развитии, выявление связей социальных и природных свойств человека. Психология как наука должна раскрывать сущность изучаемых явлений, в этом состоит её цель. Главные категории психологии выдвинул Б.Ф. Ломов: Отражение; Деятельность; Личность; Общение; Понятия «социальное» и «биологическое». Для создания научной базы психологии, решения общественных задач большое значение имеет исследование системы психических явлений, которые направлены на раскрытие объективных законов.
«Методологическое знание в отношении к психологическим объяснениям.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot