Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке

  • 👀 410 просмотров
  • 📌 339 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Статья: Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 1. Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке Методические рекомендации Узнать о создании первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начале экспериментального этапа в развитии психологии.  Изучить развитие экспериментальной психологии в Германии, США и Франции.  Изучить психологические школы, сформировавшиеся на рубеже XIX – XX веков.  Рассмотреть проявления, причины, смысл кризиса в психологии, пути его преодоления.  Литература для углублённого изучения 1. Анцыферова Л.И. Интроспективный эксперимент и исследование мышления в Вюрцбургской школе //Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. – М., 1966. 2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. 1982. 3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. 4. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Б.М.Теплов. Избр. тр.: В 2 т. Т. 2. – М., 1985. С. 281-309. 5. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. 6. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001. 7. Якунин В.А. Первые психологические лаборатории//Психологический журнал, 1980, № 2. 8. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл.6, 7. – М., 1996. Первоисточники: 1. Вундт В. Очерк психологии. – СПб., 1897. 2. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб., 1912. 3. Джеймс В. Психология. – М., 1991. 4. Джеймс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998. 5. Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996. 6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – СПб., 1998. 7. Дюркгейм Э. Социология. – М., 1995. 8. Жане П. Неврозы. – М., 1911. 9. Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. – М., 1913. 10. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 11. Конт О. Курс положительной философии. – СПб., 1890. 12. Крогиус А.А. Вюрцбургская школа. // Новые идеи в философии. – СПб., 1914, № 17. 13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994. Часть 1. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт и Ф.Брентано. Вильгельм Вундт (1832 – 1920) организовал в Лейпциге первый психологический институт (1879г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом - интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки). Одновременно с В.Вундтом философ Франц Брентано (1838 – 1917) изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874г.). Согласно Ф.Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Вне акта объект не существует. Акт, в свою очередь, предполагает «направленность на» – так называемую интенцию(intentio – цель, стремление, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет). Например, одно явление свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии. Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) в статье «Кому и как разрабатывать психологию» сформулировал задачу психологии: «Научная психология … не может быть ничем иным как рядом учений о происхождении психических деятельностей». Сеченов указывает на бесплодность интроспективного метода, т.к. явления сознания недоступны органам чувств. В основу же психологического познания он положилгенетический метод – исследование развития сложных психических форм из элементарных. Главный материал для этого – развитие поведения ребёнка от простейших хватательных и глазодвигательных рефлексов до речемыслительных и нравственноволевых актов. Для этого необходимо наблюдение за ребёнком. План разработки объективной психологии Сеченов выдвинул за 40 лет до так называемой бихевиористской революции, низвергшей сознание с пьедестала, на котором оно находилось в течение веков в качестве официального предмета психологического исследования. Сейчас зарубежные историки признают, что Сеченов первым произвёл этот переворот. Приоритет немецких университетов в развитии экспериментальной психологии ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. С чем же это было связано? o Так называемый «немецкий характер» хорошо подходил для кропотливой работы по описанию и классификации, необходимым в физиологии, биологии, психологии. o Во Франции и Англии предпочтение отдавали дедуктивному подходу к науке, в Германии же, где большое значение придавали тщательному и полному сбору фактов, был принят индуктивный подход. o В Германии было много университетов (в каждом герцогстве, королевстве, городе-государстве), а, например, в Англии в то время было лишь 2 университета (Оксфорд и Кембридж). В 1877 году Кембридж наложил запрет на преподавание экспериментальной психологии, потому что это – «оскорбление религии – класть душу человека на чашу весов». Там экспериментальную психологию не преподавали еще в течение 20 лет, а в Оксфорде о ней не заговаривали до 1936 года. Аналогичная ситуация складывалась во Франции и США, где не было ни одного исследовательского учебного заведения до 1876 года. Таким образом, в Германии было больше возможностей для научных исследований, чем где-либо еще. o В начале XIX века немецкие университеты охватила волна образовательной реформы. Профессорам разрешали самостоятельно выбирать темы для преподавания и исследований. Студенты были вольны посещать любые курсы лекций по своему усмотрению без жесткого учебного плана. Ни в одной другой стране не было столь благоприятного отношения к науке. В первые годы существования экспериментальной психологии В. Вундт, безусловно, был лучшим организатором и систематизатором науки, но и другие учёные внесли значительный вклад в развитие новой дисциплины. Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 – 1909) начал успешно применять для изучения памяти и обучаемости именно эксперименты. Он работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. И всё же в течение 5 лет он провёл ряд серьёзнейших научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам. В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где продолжил и перепроверил свои эксперименты. Его опыты проводились с такой точностью и методичностью, что уже более 100 лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии. Уникальный вклад Эббингауза определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания (объективно). Психика не равно сознание. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Георг Мюллер (1850 - 1934) – возглавлял лабораторию в Геттингене (II по значению после Вундтовской). Продолжил исследования памяти, опираясь на достижения Эббингауза. Автор интерференционной теории забывания. Согласно этой гипотезе, забывание обусловлено не разрушением памяти с течением времени; оно происходит потому, что запоминание нового материала взаимодействует (интерферирует) с уже имеющимися в памяти ассоциациями и может их разрушить. Карл Штумпф (1848-1936) – создал лабораторию в Берлине. Самые важные его работы посвящены изучению восприятия пространства и восприятия музыки (1883 и 1890). Вундтовская лаборатория (90-е гг.) проводила эксперименты по изучению слуховой чувствительности (Скрипчур, Крюгер); кожной и осязательной чувствительности (Бликс, Голльдшайдер, Фрей); обонятельных ощущений (Цваардемахер); вкусовых ощущений (Кизов); времени сенсорной и мышечной реакции (Людвиг Ланге). Вюрцбургская школа психологии. Школу возглавил Освальд Кюльпе (1862-1915) – бывший ученик Вундта и его ассистент в Лейпциге. В её состав входили А.Майер, А.Мессер, Г.Уатт, К.Бюлер, Н.Ах, К.Марбе, О.Зельц. Предмет и задачу исследований составила экспериментальная разработка мышления. В качестве испытуемых выступали они сами. Метод исследования – «систематическое экспериментальное самонаблюдение». Развитие экспериментальной психологии в США Американскую психологию вдохновляли скорее идеи Дарвина и Гальтона, чем работа Вундта, хотя Вундт был учителем первого поколения американских психологов. В США в период с 1880 по 1900 год психология переживает бурный расцвет. В 1893 г. на Всемирной выставке, которая проводилась в Чикаго, состоялся «дебют» психологии перед американской публикой. Психологи выставили для показа исследовательскую аппаратуру, с помощью которой посетители за плату могли измерить свои сенсорные способности. Более обширная демонстрация была проведена в 1904 г. на торговой выставке в СентЛуисе, где с лекциями выступили выдающиеся психологи. Популяризация психологии отражала именно американский характер, который основательно преобразовал Вундтовскую систему. У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят Уильям Джемс, Гренвилл Стенли Холл, Джеймс МакКинКеттелл. Уильям Джеймс (1842 – 1910) имел небольшую лабораторию в Гарвардском университете. У него начали свои эксперименты Торндайк, Дьюи, Энджелл, Вудвортс. Некоторые из коллег Джемса считали, что он отрицательно повлиял на развитие психологии. Он не скрывал своего интереса к телепатии, ясновидению, спиритизму. Известны его мистические опыты. В «Основах психологии» Джемса заложен главный принцип американского функционализма: цель психологии – не выявление элементов опыта, а ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) изучение функции приспособления сознания. Джемс писал, что сознание ведёт нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Основой психологии Джемс считал биологию. Психические процессы он рассматривал как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру. Джеймс сделал психологию одной из самых популярных наук в Америке. Он стал первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894 – 1895). Джеймс занимался очень многими проблемами. Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания. Он считал, сто сознание – «это название несуществующей вещи». Единственное реальное бытие – это наш опыт. Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Но тогда наше отражение (сознание) представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли. Так Джеймс пришел к идее о потоке сознания. Любая попытка разделить сознание на отдельные элементы или фазы только искажает его суть. Поскольку сознание находится в непрерывном движении и постоянно видоизменяется, мы не можем пережить одну и ту же мысль или ощущение более одного раза. Строго говоря, в потоке сознания могут быть пробелы, например, во время сна, но, просыпаясь, мы тут же без труда восстанавливаем движение потока сознания. В этом отличие школы Джеймса – функционализма – от структурализма. Для Джеймса первичным является не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. Джеймс подчеркивал при этом приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Методом психологии Джемс считал самоанализ и экспериментальный метод и в дополнение предложил использовать сравнительный метод (исследовать психические функции детей, психические расстройства и т. д.). Психологические взгляды Джеймса тесно переплетены с его философской теорией прагматизма (от греч. рragmatos – дело, действие). Он писал, что истина должна рассматриваться не с позиций теории, а с позиций практики, т.е. теория - это инструмент, при помощи которого решаются прагматические, важные для жизни проблемы. В популярной форме прагматический взгляд можно выразить словами «истинно то, что даёт результат». (Основные идеи прагматизма высказаны в 70-х годах XIX в. математиком и философом Ч. С. Пирсом, с которым Джемс был дружен). В связи с этим Джеймс много внимания уделял прикладной психологии. Особенно важной считал связь психологии с педагогикой. Большое значение имело описание Джеймсом самооценки (самодовольства и недовольства собой). Он впервые заговорил о ее влиянии на поступки человека и вывел формулу самоуважения: успех / притязания. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Джемс выдвинул также свою теорию эмоций (1884), согласно которой возбуждение физической реакции предшествует возникновению эмоций. Она противоречила существовавшим тогда предположениям, что субъективное психическое переживание эмоционального состояния предшествует физическому выражению или действию). В 1885 году то же предположение высказал датский психолог Карл Ланге, поэтому теория получила название теория эмоций Джеймса-Ланге. Гренвилл Стенли Холл (1844-1924) один из основоположников экспериментальной психологии в Америке. Он проводил эксперименты в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. С целью изучения детей, Холл применял анкеты, опросы. Создалось научное движение, получившее названиепедология. Из Америки оно распространилось в страны Европы. Холл явился крупным организатором американской психологической науки. По его инициативе была создана Ассоциация американских психологов (1892). По приглашению Холла в связи с 20-летием Кларковского университета З.Фрейд прочитал 5 лекций по психоанализу - началось развитие психоанализа в США. Важную роль в становлении и развитии американской психологии сыграл Джеймс МакКин Кеттелл (1860 – 1944). Сегодня это имя вспоминают нечасто, а многие путают Джеймса Кеттелла с его известным однофамильцем, англичанином Раймондом Кэттелом, создателем теории личностных черт и популярного опросника. В 1888 г. Д.Кеттелл стал первым в мире профессором психологии (Пенсильванского университета). Кеттелл сосредоточился на изучении индивидуальных различий во времени реакции. Этот интерес привёл его к Гальтону, известному своими трудами в области интеллектуальных способностей и индивидуальных различий. В 1890 году в английском журнале «Mind» вышла статья Кеттелла «Интеллектуальные тесты и их измерение», предисловие к которой написал Гальтон. «В психологии, - писал Кеттелл, - невозможно добиться конкретных и точных результатов, как это делается в естественных науках, если не опираться на эксперименты и измерения. Выход – в тестировании умственных способностей как можно большего числа людей». Таким образом, статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. Целью Кеттелла было определение интеллектуального уровня (студентов). Он разработал задания, которым дал термин «тест» (испытание, проверка, проба). Благодаря Кеттеллу, это слово обрело тот психологический смысл, который мы вкладываем в него сейчас. Предложенные испытания содержали измерения мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти и даже объёма лёгких, что тоже почему-то увязывалось с умственными способностями. (Эти исследования были продолжены Кеттеллом в Колумбийском университете.) ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Предпринятые вскоре попытки оценить эффективность подобных испытаний принесли неутешительные результаты. Индивидуальная проверка показала слабую согласованность между собой результатов отдельных тестов, а также несоответствие полученных данных независимым оценкам интеллектуального уровня (основанным на мнении преподавателей или академической успеваемости). Тем не менее, деятельность Кеттелла оказала существенное влияние на психологию. Кеттелл также интересовался работой Гальтона по евгенике об улучшении человеческого рода методом искусственного отбора. Он призывал материально поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и не останавливаться перед стерилизацией «недоразвитых» и преступников. Развитие экспериментальной психологии во Франции Основателем французской школы психологии считается Теодюль Рибо (1839 – 1916).Сам Рибо не был экспериментатором, но он выступил как вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии. Он считал, что без эксперимента психологии не обойтись, и там, где его нет, там есть лишь уловки бесплодной мистики. Следуя своим принципам, Рибо создает в Сорбонне в 1889 году первую во Франции психологическую лабораторию, возглавил которую А.Бони. С 1895 года лабораторией стал руководить Альфред Бине. В своих психологических исследованиях Рибо стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Многочисленные труды Рибо, посвященные исследованию практически всех значимых психологических проблем, были переведены на многие языки. Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «эксперимента, поставленного природой». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития и разным уровнем психического здоровья. Доказывая его значение, Рибо подчеркивал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке. Он предлагал в качестве объекта психологических исследований триаду:душевнобольной – дикарь – ребенок. Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти (или закон прогрессивного расстройства памяти). Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. Так, прежде всего, утрачивается воспроизведение ближайших текущих событий, общих идей, чувствований, действий. Сначала страдает память на собственные имена, далее – на конкретные предметы, еще позднее – на отвлеченные понятия. Долговременное сохранение отвлеченных понятий Рибо объяснял тем, что первоначально для удержания их в памяти требовалось большое количество времени и упражнений. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Пьер Жане (1859 – 1947) Психолог, психиатр, философ, был учеником Т.Рибо. Он также пришел к выводу, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к., зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам. При болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии. Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я» или личность. Причем он разделял понятия «Я» и личность. Личность по своей природе метафизична, неизменна, неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я». Жане ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания – это наибольшее число простых образов, которые одновременно могут находиться в сознании. Поле сознания может изменяться подобно полю зрения. Сужение поля сознания – это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений. По мнению Жане, ограниченное поле сознания свойственно больным людям и детям. Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. Он выстроил свою концепцию психики. Изучение пациентов с различными психическими заболеваниями показало, что психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций. При этом наблюдается диссоциация (распад) либо недавно образовавшейся функции, либо древней. В условиях диссоциации древняя функция, которую Жане относил к подсознанию, остается почти нетронутой. При этом функции, находящиеся в области бессознательного, отделены от личного сознания. Иными словами, под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, за исключением того, что он никогда не осознается субъектом. Например, воспоминание остается, несмотря на амнезию; речь и хождение обнаруживаются во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования. Альфред Бине (1857 – 1911) изучал людей с выдающимися способностями – крупных счетчиков, шахматистов. Исследовал также воображение, память, интеллект у детей. Настоящую известность ему принесла «метрическая шкала интеллектуального развития», разработанная совместно с врачом Теодором Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям. Бине использовал более сложные критерии оценки умственного развития, чем те, что разработал Кеттелл. Гальтон и Кеттелл для измерения интеллекта применяли тесты сенсомоторных функций. Бине же полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка познавательных функций: памяти, внимания, воображения, сообразительности. Первый вариант шкалы появился в 1905 году, а перерабатывалась она многократно. С ее помощью были изучены дети от 3 до 12 лет. Тесты исследовали то, что называется «умственная одаренность». Под интеллектом понималось умение решать задачи, ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) доступные соответствующему возрасту. Тесты составлялись эмпирически: на основании проб включались задачи, которые решались 79 % детей изучаемого возраста. Были получены следующие величины:  умственный возраст – складывался из числа лет в соответствии с решенными задачами. Например, если ребенок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его возраст равен 5 и 2/5 года (всего для каждого возраста 5 задач);  уровень умственного развития – выражается в умственной отсталости (если разница между умственным и хронологическим возрастом выражается в отрицательных числах) или в умственном превосходстве (если разница положительная). В 1912 году Вильям Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности (mental quotient) как отношения умственного возраста к хронологическому в %. Позднее Л.Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности (intelligence quotient – IQ). Шкала Бине получила широкое распространение в мире. В России ее усовершенствовал А.М.Шуберт. Тесты были направлены на то, чтобы определить индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому эти исследования способствовали развитию индивидуальной психологии. В основе лежало предположение о том, что способности природно обусловлены, их величина константна и составляет неизменное свойство индивида. Однако реально тесты отражали не столько врожденные способности, сколько суммарный результат развития в определенных условиях. Показывая, что ребенок не решает задачу, тест не раскрывал причину этого. Часть 2. Психологические школы в конце XIX – начале XX века Структурализм Родоначальниками структурализма как школы или системы психологии можно считать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы,психофизика и словесные ассоциации. Вундт обрисовал природу психических явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как обрабатывать результаты экспериментальных исследований. Основная задача структурализма – изучение и детальное описание элементов сознания. Эдвард Титченер (1867 – 1927). Был учеником В.Вундта в Лейпциге. Позже переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую научную школу по аналогии с лабораторий Вундта («американский Вундт»). ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Назвал свою теорию структурализмом, т.к. считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии. Сознание – это человеческий опыт в его зависимости от субъекта. Сам опыт состоит из простейших элементов – ощущений, образов, чувствований, которые можно обнаружить благодаря интроспекции. Каждый элемент диагностируется с 4-х сторон: качество, интенсивность, длительность и отчетливость. Титченер составил список из элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств. Большинство из них – зрительные (32 800) и слуховые (11 600). Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Под «сознанием» он подразумевал «экзистенциальный» термин. В конце жизни он даже термин «структурная психология» часто заменял определением «экзистенциальная психология», подчеркивая отличие научных психологических данных о сознании от житейских или, например, от данных в физиологии. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима тренировка испытуемых, т.к. они склонны сообщать о внешнем объекте, а не о своих ощущениях (не смешивать ощущение объекта с объектом ощущения). Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, т.к. считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой. Функционализм Функционализм (лат. functio — исполнение) — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных). Противопоставление одного из этих направлений другому возникло в период зарождения психологии в качестве самостоятельной науки и было наиболее отчетливо сформулировано в программах В. Вундта (лидера структурализма) и Ф. Брентано (лидера европейского функционализма). В плане логики развития науки функционализм выразил потребность в разработке категории психического действия в качестве отличной от категории психического образа (ощущения, восприятия, представления). Категория образа неадекватно преломилась в структурализме, истолковавшем ее как элемент непосредственного опыта субъекта. Это дало основание Э. Маху и Р. Авенариусу представить сенсорный опыт в виде нейтрального материала, из которого мысль выкраивает предметное содержание как физики (внешний мир), так и психологии (внутренний мир). Тем самым психология лишалась собственного, только ей присущего предмета. В противовес этому Ф.Брентано, К.Штумпф и другие приверженцы функционализма предложили считать уникальным ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) предметом психологии не феномен сознания, например, какой-либо цвет или звук, а функцию (акт) видения этого цвета или слышания этого звука. Феноменами же должна заниматься не психология, а другая область исследований. На позиции функционализма перешла и Вюрцбургская школа, обратившаяся к установке как акту сознания. Наряду с этим направлением функционализма, оставшимся в пределахинтроспекционизма, сложилось и другое, имевшее естественнонаучную ориентацию. В России его представляли Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский и др., во Франции — Т. Рибо, А. Бине и др., в Германии — Г. Мюнстерберг. Для этого ответвления функционализма была характерна трактовка психических функций в контексте общей двигательной активности организма и стремление соединить субъективный метод с объективным. На такой подход оказала влияние новая эволюционная биология, в частности концепция Г. Спенсера, согласно которой психика играет служебную роль в процессах адаптации организма к среде. Еще один вариант функционализма сложился в США, где лидирующим психологом стал У. Джеймс — один из наиболее решительных критиков структурализма. Его воззрения придали исследовательский импульс деятельности двух школ: Чикагской (Д. Дьюи и Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудворт). Сознание трактовалось как система психических операций, которые обеспечивают приспособление организма к новым ситуациям с целью удовлетворения его потребностей. Область, исследуемая психологией, тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и телесное поведение индивида, мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Умножались контакты психологии с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой. Функционализм внес также существенный вклад в экспериментальное изучение мотивов и навыков. Хотя функционализм в своих теоретических посылках декларировал, что организм представляет собой психофизическое целое, в его исследовательской практике реальные отношения между функциями сознания и поведением организма в окружающей среде не прослеживались. По существу эти функции оказывались самостоятельной причинной величиной. Дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что функционализм утратил научное влияние. В США он был оттеснен бихевиоризмом. Французская социологическая школа Наряду с исследованиями психики на основе привлечения данных психиатрии и педагогики в этот период в психологии появилась школа, которая главным считала изучение социальных контактов – французская Социологическая школа. Родоначальником ее стал Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – юрист, социолог. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, создал концепцию первобытного мышления. Дюркгейм пришел к выводу о том, что моральные нормы представляют собой общественную силу, господствующую над сознанием каждого индивида. Общество ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) состоит из индивидов, но это не простое соотношение частей. Общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть – коллектив. Цель коллективной жизни – интеграция индивидов в сообщества, которые наделены моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Индивид нуждается в обществе, потому что в сплоченном коллективе человек не предоставлен только своим, часто слабым, силам, но «имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка». Поэтому в группе люди могут пожертвовать своими интересами ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стремлением исполнить свое социальное предназначение, т.е. высшие формы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение. В основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая – это солидарность вследствие сходства. При господстве в обществе этой формы единения индивиды мало чем отличаются друг от друга, они еще не дифференцированы. Такое устройство характерно для ранних первобытных обществ. При органической солидарности сплоченность основана на социальной дифференциации. Индивиды не похожи друг на друга, но, тем не менее, могут сосуществовать друг с другом, работать, принимать ценности другого и т.д. Этот тип общества характерен для современных цивилизаций, основная характеристика которых – существование высшей морали, которой подчиняются все, независимо от места проживания, веры и т.п. Отсюда – главная идея Дюркгейма о том, что коллективное сознание отличается от индивидуального. Под коллективным сознанием он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общество из индивидов, т.к. свойства системы не могут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней. Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений. Коллективные представления – совокупность мнений, знаний, способов действий, которые отражают различные стороны общественной жизни. Они закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное действие на человека. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм). Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного сознания были использованы при изучении традиционных культур психологом, философом и этнографом Люьеном Леви-Брюлем (1857 – 1939). Леви-Брюль использовал богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на разных этапах социокультурного развития. Он утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Согласно этой теории, в процессе развития человеческого ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) опыта происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену первобытному мышлению – пралогическому. Леви-Брюль описал первобытное мышление, характеризуя его как: мистическое по содержанию; нечувствительное к противоречиям; непроницаемое для опыта; не ориентированное на установление логических отношений, а подчиняющееся закону партиципации (сопричастия). Считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Отсюда вера в тень, портреты, имя – действия, примененные к ним, распространяются и на оригиналы. o o o o Различные проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления или рассуждения. Они – продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Леви-Брюль подчеркивал, что пралогическое и логическое представляют собой не сменяющие друг друга стадии, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается. Но даже в современном обществе пралогические структуры не исчезли полностью. Они сохраняются в религии, в обрядах и т.п. Таким образом, наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна. Габриэль Тард (1843 – 1904) – социолог, криминалист – также занимался изучением социальных контактов и их влияния на психику отдельного человека. Он не был согласен с концепцией социологизма Дюркгейма. Его собственная концепция сложилась под влиянием работ Льебо и Шарко, доказавших значение внушения в жизни субъекта. По Тарду, основой социальных связей личности служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям). Он доказал, что среди этих факторов доминирует подражание как основа присвоения индивидом установок, верований, чувств других людей. Групповое поведение Тард трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации. Он писал: «Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и т.д.) относится к разряду физиологических явлений, а обладание какойлибо походкой, предпочтения в еде и т.п. – результат социальной жизни». Он подчеркивал, что в обществе подражание имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Значение французской Социологической школы 1. В выдвижении нового исторического подхода к исследованию человеческой психики. Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) психику. Это позволило представить человека как результат не только биологического. Но и культурно-исторического развития, показало новые аспекты взаимосвязи психологии с философией, историей, социологией. 2. Обогатило психологическую науку и появление новых методов исследования –клинического (использование материала патологического развития) икросскультурного (позволяющего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов). К этому направлению в психологии также принадлежат М.Гальбовакс, Ш.Блондель, К.Леви-Стросс, А.Валлон; историческая психология И.Мейерсона; в некоторой степени Ж.Пиаже (многие черты эгоцентрического мышления у детей имеют сходство с описанием пралогического мышления Леви-Брюлем) Описательная (понимающая) психология Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) – немецкий ученый, разработал своеобразный подход к формированию психологической науки. Деятельность Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии. Он исходил из положения о том, что все «системы культуры – хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души… и не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из такого же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и поэтому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа». (Подобный подход получил в начале ХХ века название психологизм. В рамках данного подхода психология рассматривалась как методология наук о душевной жизни). Однако существующая психология была подвергнута Дильтеем критике. Естественнонаучная ориентация психологии получает у него отрицательную оценку. Он считал, что все ошибки и заблуждения в психологии проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками. Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне, при посредстве чувств, как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополнительных заключений. В психологии факты выступают изнутри, как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто первично данное. По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология же имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, т.е. уясняем ее смысл. Постижение – уникальный метод. С этих позиций ученый подошел к проекту создания новой, описательной психологии. Описательная психология – подлинная психология. Ее предмет – развитой человек и полнота душевной жизни. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится – не нравится), волевой компонент (намерение). Внутренняя сопряженность этих моментов составляет структуру сознания. Побуждения и чувство занимают центральную часть. Они направляют нашу душевную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений. Таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность. Мы постигаем ценность жизненных отношений и создаем новые ценности – это сущность душевной жизни и психического развития. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям. По оценке С.Л.Рубинштейна, «в противоположность глубинной психологии Фрейда, психология Дильтея может быть охарактеризована, как вершинная психология. Так же, как и Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях». «Идеи описательной психологии», 1894 Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) – ученик Дильтея, развивал его идеи. Основной задачей психологии Шпрангер считал изучение основных типов направленности человека. В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности. Шпрангер выделил 6 основных видов объективных ценностей: o o o o o o теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции. Исходя из того, какая группа ценностей преобладает, Шпрангер выделял, соответственно, теоретического, социального и т.д. человека. Форма жизни есть внутренне духовное образование, поэтому для более полного развития личности взрослый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной. Описательная психология открыто противопоставляет себя естественным наукам. Ее вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии похож на возвращение к старой идеалистической психологии как науке о душе. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс. «Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития» (Л.С.Выготский). Часть 3. Причины и динамика методологического кризиса в психологии Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века". Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг., явившаяся первым из величайших социальных потрясений XX в. В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв научного творчества", который привел к пересмотру всех основных характеристик картины мира. Открытие электронной структуры материи, изменение представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об "исчезновении материи". Новые знания неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие периоды. В действительности, то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствует о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии, одновременно с ростом физико-химических наук, привели к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) картине мира. В.И. Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса. В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних "добропорядочных" нормах морали, проповедь волюнтаристских взглядов на общество и историю приводили к ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные ценности, выливались в проповедь господства "природного" биологического начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установления нормальных человеческих отношений. В философии наиболее распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Большое влияние продолжают оказывать волюнтаристские идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Все эти философские направления, конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают ограниченность человеческого познания, приводят к заключению, что деятельность разума имеет только вспомогательное значение. Наука может дать лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррациональных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. Эти направления оказали существенное влияние на психологию - многие психологи поддержали философские идеи Маха. Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и философии психология в начале 10-х гг. XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки. Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки. Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке. Периодизация кризиса ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 1. Период возникновения кризисной ситуации (1875 год – первое десятилетие ХХ в.) Этот период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной эмпирической ассоцианистической интроспективной психологии. И в то же время отсутствием какойлибо принципиально новой большой психологической теории. Господствующее положение занимала система В.Вундта, как признанного основателя экспериментальной психологии. Характерно крайнее разнообразие течений, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, простые и ясные, но узкие психологические схемы – на это каждая школа отвечает по-своему. 2. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ века) Этот период начинается с выступления бихевиоризма в 1913 году. Возникают новые теоретические направления, пришедшие на смену сложившимся концепциям: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. 3. Период «угасания борьбы школ» (конец 30-х годов ХХ века) Это период характеризуется смешением одних направлений с другими, размыванием границ между ними, появлением новых концепций: гуманистическая и экзистенциальная психология, когнитивная психология и др. Вопросы для самопроверки 1. Какие методы исследования психики были предложены В.Вундтом? 2. В чем сущность интенционального акта в концепции Ф. Брентано? 3. В чем сущность генетического метода, предложенного И.М. Сеченовым? 4. Что нового привнесено в экспериментальную психологию Г. Эббингаузом? 5. Какие экспериментальные исследования проводились в Вюрцбургской школе? 6. Каким образом пересмотрел предмет психологии У.Джеймс? 7. Какие проблемы были исследованы У. Джеймсом? 8. В чем отличие взглядов на сознание У.Джемса и В.Вундта? 9. Какие методы исследования психики использовались во французской психологической школе? 10. Какие психологические проблемы были исследованы П.Жане? 11. Почему В.Вундта считают родоначальником структурализма? 12. В чем видел задачи психологии Э. Титченер? 13. Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме? 14. Сравните тот вклад, который внесли в развитие психологии функционализм и структурализм. 15. Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 16. Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции Л.Леви-Брюля? 17. Почему С.Л.Рубинштейн назвал Описательную психологию «вершинной»? 18. В чем вы видите достоинства и недостатки описательной и объяснительной психологии? 19. Как проходили поиски объективного метода исследования психики во второй половине XIX века? 20. Назовите основные причины методологического кризиса в психологии. 21. Охарактеризуйте этапы развития кризиса. 22. К чему привел методологический кризис в психологической науке?
«Зарождение психологии как самостоятельной науки в XIX веке» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot