Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы развития возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России

  • 👀 987 просмотров
  • 📌 966 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Этапы развития возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы развития возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России» docx
Этапы развития возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России Этапы развития возраст­ной и педагогической психологии за рубежом. Возрастные особенности воспитания и обучения изучаются с древнейших времен. Зарождение возрастной и педагогической психологии как науки относится ко второй половине Х1Х столетия и связано это с проникновением генетических идей в психологическую науку. Возрастная и педагогическая психология образуют нерасторжимое единство: ребенка рассматривают в процессе обучения и воспитания, в то же время обучение и воспитание не могут быть рассмотрены сами по себе, вне объекта обучения и воспитания, т. е. ребенка. Это обстоятельство делает условными границы изложения проблем возрастной и педагогической психологии. Возрастная психология возникла как детская психология и изучала закономерности психического развития ребенка. В 1882 г. вышла книга немецкого ученого-биолога В. Прейера «Душа ребенка», которая считается отправной точкой систематических научных исследований психологии ребенка. Его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка (от рождения до 3-х лет) и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения. В качестве самостоятельной области знания возрастная психология оформилась только к концу XIX в. Серьезное влияние на развитие возрастной психологии имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, Жан Жака Руссо, рефлекторная теория И.М. Сеченова, труды выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, его труд «Человек как предмет воспитания» и других. Основополагающее значение для возрастной и педагогической психологии имеют открытие психофизического закона Вебера и Фехнера, исследование памяти Эббингауза, разработка психофизиологии органов чувств Г.Гельмгольца, изучение ощущений и движений в физиологической психологии В. Вундта и др. Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами. Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушинский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др. Это период первых попыток научного осмысления данного процесса, и собственно психологические аспекты перечисленных проблем были раскрыты этими исследователями далеко не полностью. Второй этап развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в. (выхода в свет труда П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в., начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем. В это время появляется много работ, посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенностям запоминания, развития речи, интеллекта, особенностям выработки навыков (А.П. Нечаев, А. Бинэ и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С. Френэ и др.). Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Третий этап развития педагогической психологии (с середины ХХ в.) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. Б. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном выдвинули идею программированного обучения, а в 1960-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем начала разрабатываться целостная система проблемного обучения, опирающаяся, с одной стороны, на точку зрения Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – на положения С.Л. Рубинштейна и других о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения мысли в проблемной ситуации. Этапы развития возраст­ной и педагогической психологии в России в начале XX столетия. I этап — 1900—1907 гг. — зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по детской психологии. II этап - 1907—1917 гг. — разработка методологических принципов построения возрастной психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятель­ность. III этап — 1917—1924 гг. — период становления советской пси­хологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Осо­бенно важны для детской психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Круп­ской, С. Т. Шацкого и других педагогов. IV этап — 1925—1928 гг. - период консолидации разных групп и течений в психологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ре­бенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершен­ствованию работы в школах и детских садах. V этап — 1929—1931 гг. — период интенсивного развития психологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Одна­ко в этот же период начинаются и первые нападки на психологию и педологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школь­ную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не пре­одоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться. VI этап — 1932—1936 гг. — в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается и на дальнейшем развитии возрастной психоло­гии. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнориро­вании требований школы. Эта критика привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило как педологию, так и дет­скую психологию. В 30-е гг. XX в. произошли большие достижения в формирова­нии теоретических основ отечественной психологии. К их числу, прежде всего, относится разработанная Л.С. Выготским, при уча­стии А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева, теория культурно-исторического развития психики, которая стала противостоять биологизаторскому направлению, имевшему глубокие корни в зарубежных иссле­дованиях. Рождение ребенка, утверждал ученый, является концом био­логического типа его существования и представляет собой каче­ственный переход к новому типу развития — социальному.  В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития. Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже). Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них. Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности. Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией. Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию. Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. Задание. Заполнить таблицу «Развитие возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России» Этап и период времени Теории (концепции) Ученые Труды Основные идеи Форма отчетности: Заполненная таблица. Критерии оценивания самостоятельной работы: – оценка «отлично» (5 баллов) выставляется студенту, если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество недочетов - 1); – оценка «хорошо» (4 балла) - если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество ошибок - 2); – оценка «удовлетворительно» (3 балла) - если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество ошибок - 5); – оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) - если все разделы таблицы заполнены не в полном объеме с большим количеством ошибок. Литература: 1. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Веракса. – Москва : Академия, 2008. – 300 с. 2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — Москва: Педа­гогическое общество России, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://mirznanii.com/a/201849/vozrastnaya-i-pedagogicheskaya-psikhologiya-uchebnoe-posobie 3. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1979. - 287с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979. 4. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2013. – 352 с. 5. Марциновская, Т.Д. История детской психологии /Т.Д. Марциновская. - Москва, 1998. 6. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2009. – 637с. Контрольное задание №2 Задание. На основе изученного теоретического материала и рекомендованной литературы заполнить таблицу Задание №2. Заполнить таблицу «Развитие возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России» Этап и период времени Теории (концепции) Ученые Труды Основные идеи Форма отчетности: Заполненная таблица. Критерии оценивания самостоятельной работы: – оценка «отлично» (5 баллов) выставляется студенту, если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество недочетов - 1); – оценка «хорошо» (4 балла) - если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество ошибок - 2); – оценка «удовлетворительно» (3 балла) - если все разделы таблицы заполнены полном объеме (допустимое количество ошибок - 5); – оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) - если все разделы таблицы заполнены не в полном объеме с большим количеством ошибок. Литература: 7. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Веракса. – Москва : Академия, 2008. – 300 с. 8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — Москва: Педа­гогическое общество России, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://mirznanii.com/a/201849/vozrastnaya-i-pedagogicheskaya-psikhologiya-uchebnoe-posobie 9. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1979. - 287с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979. 10. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2013. – 352 с. 11. Марциновская, Т.Д. История детской психологии /Т.Д. Марциновская. - Москва, 1998. 12. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2009. – 637с.
«Этапы развития возрастной и педагогической психологии за рубежом и в России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гриценко З. А.
Автор(ы) Сазонова Н.П.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot