Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основная литература
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст] : учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006.
3. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008.
Дополнительная литература
1. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Атемасов, А.В. Вклад И.С. Кона в развитие психологической науки / А.В.Атемасов // Вопросы психологии – 2011. – №3. – С. 84-93.
3. Введение в профессию в схемах и таблицах [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004.
4. Великие психологи [Текст] : [Биографические очерки] / Сост.: С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000.
5. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж.Годфруа: В 2 т. Т.1. – 3-е изд. – М.: Мир, 2004.
6. Гуружапов, В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов [Текст] / В.А.Гуружалов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – C. 5-8.
7. Дубровина, И.В. Л. И. Божович и современная психология детства (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / И.В.Дубровина // Мир психологии. – 2008. – №3. – C. 266-271.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.
9. Зотова, Н.Н., Прудков, П.Н., Родина, О.Н. Динамика индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе профессионального обучения по профессии «психолог» (лонгитюдное исследование) [Текст] / Н.Н.Зотова, П.Н.Прудков, О.Н.Родина // Мир психологии. –2008. –№4. – C. 249-262.
10. Истратова, О.Н., Посошенко, Л.В. [Текст] / Нормативно-правовая документация практического психолога / О.Н.Истратова, Л.В.Посошенко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008, Серия: Закон и общество.
11. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004.
13. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст] : учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010.
14. Марголис, А.А., Коновалова, И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога [Текст] / А.А.Марголис, И.В.Коновалова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. – C. 13-20.
15. Марков, В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия [Текст] / В.Н.Марков // Мир психологии. – 2008. –№1. – C. 108-121.
16. Осницкий, А.К., Бякова, Н.В., Истомина, С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С. 3-12.
17. Павлова, Т.А. Введение в профессию: Психолог [Текст] / Т.А.Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2007.
18. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007.
19. Сборник нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования [Текст] / Сост. М.В. Зиновьева, Т.Н. Войтик / Отв. ред. В.В. Рубцов. М.: МГППУ, 2006.
20. Степанов, С. С. Век психологии: имена и судьбы [Текст] / С.С.Степанов. – М.: Эксмо, 2002.
21. Улыбин, С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека [Текст] / С.В.Улыбин // Мир психологии. 2008. – №4. – C. 262-268.
22. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Инфра-М, 2002.
23. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо, 2010.
24. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики [Текст]: учебное пособие / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательство: МПСИ. Серия: Библиотека психолога, 2007 .
25. Шнейдер, Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности [Текст] / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательства: МПСИ, МОДЭК, Серия: Библиотека психолога, 2008 .
26. Этический кодекс Российского психологического общества [Текст] // Российский психологический журнал. – 2004. Т.1– №1 – С.37-55.
27. Юшваева, И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе [Текст] / И.У.Юшваева // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 74 – 82.
28. Якимова, П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях [Текст] / П.Ю.Якимова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 110 – 119.
5.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.edu.ru/ (Федеральный образовательный портал).
2. http://psi.webzone.ru/ (Психологический словарь-справочник, общий психологический практикум - тесты).
3. http://www.psycho.all.ru/NLPlink.htm (Каталог на сайте «Психология — Вся Россия», основанным для поддержки различных направлений практической психологии).
4. http://www.psycatalog.ru/ (Каталог «Вся психология в России»).
5. http://psy.piter.com/catalog/ (Каталог психологического портала сервера издательства ПИТЕР.).
6. http://www.psyonline.ru/ (Психотерапия и консультирование).
7. http://flogiston.ru/ (Психологический портал МГУ).
8. http://www.psyline.ru/ (Портал в поддержку психолога и психотерапевта).
15. http://psyjournal.ru/index.php (Журнал практической психологии и психоанализа).
17. http://rusdrakon.ru/ (Психологический центр Дружинина. Тесты. Библиотека).
18. http://sobchik.newmail.ru/ (Институт прикладной психологии. Тесты.).
21. http://www.ipras.ru/08.shtml (Психологический журнал Института психологии РАН).
22. http://www.voppsy.ru/ (Журнал вопросы психологии).
23. http://magazine.mospsy.ru/ (Московский психологический журнал).
24. http://psyjournals.ru/ (Портал психологических изданий).
25. http://www.psy.msu.ru/science/npj/ (Национальный психологический журнал).
26. http://psylib.org.ua
УММ лекционных занятий
Лекция №1
Тема «Психология как профессия»
План
1. Общее представление о профессии.
2. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании.
3. Особенности психологических знаний.
4. История становления психологической профессии.
5. Типы профессиональной деятельности психологов.
Основные понятия: профессия, специальность, психология, психолог, житейская психология, научная психология, академическая психология, психологические знания, психолог-исследователь, психолог-практик, психолог-преподаватель.
Конспект лекции
1. Общее представление о профессии.
Профессия (лат. professio — «официально указанное занятие, специальность») — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все–таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека); профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога; профессия как деятельность и область проявления личности; профессия как исторически развивающаяся система; профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае — самим психологом).
Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность» — это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты «занимаются» вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно–психологического развития подростков, и проблем детско–родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально–экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т. п.
«Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица» (С. М. Богословский).
Постоянно появляются новые профессии, например: брокер, дилер, мерчандайзер...
Профессии систематизируются по типам и классам. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.): «Человек-человек»" «Человек-техника» «Человек-знак», «Человек-художественный образ», «Человек-природа»
2. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании.
Психолога часто путают с врачом, юристом, педагогом, священником. Несомненно, профессиональный психолог обладает качествами, присущими и представителям этих перечисленных профессий. Но это, скорее, личностные качества, играющие важную роль в специфике каждой из этих профессий. Александр Георгиевич Лидерс сделал попытку развести эти профессии и разъяснить разницу между ними.
Врач и психолог. Многие психоаналитики, гештальтспихологи, сторонники нейролингвистического программирования имели и имеют медицинское образование. Очень часто к практическому психологу относятся именно как к врачу и ждут от него немедленного излечения. Действительно, врач помогает от страданий физических, а психолог облегчает психологические, духовные страдания человека. Основной категорией психолога является категория личностного роста.
Психолог и педагог-воспитатель. Одной из важнейших составных частей деятельности воспитания является оценка. Воспитывать - значит сравнивать с идеалом, вести к идеалу. Основной же принцип современных психологов гласит: «Не оценивай клиента, принимай его таким, каков он есть». Психолог не приближает к идеалу, он позволяет раскрыться, самореализоваться.
Психолог и юрист. Часто обращения к психологу сопровождаются просьбой выдать справку для администрации школы (например, подтверждающей, что у ребенка отсутствует патология). Данные функции выполняет социальный педагог. Для юриста основной категорией является категория права. Это он представляет и защищает интересы клиента.
Психолог и священник. Православная церковь считает, что психологическую помощь (помощь в случае душевных переживаний) должен оказывать только священник. Основная категория, через которую видит прихожанина священник - категория греха.
Вывод: психолог не лечит; не воспитывает, не представляет права и интересы, не отпускает грехи. Психолог сопереживает, проживает с клиентом ситуацию. Ведущая деятельность психолога по отношению к клиенту – сопереживание, личностный рост.
3. Особенности психологических знаний
Виды психологических знаний: житейская психология, , научная психология, практическая психология,.
Житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний, которые накапливаются в процессе отдельного жизненного опыта и передаются от человека к человеку. Особенности этих знаний: конкретность; практичность; доступность изложения; фрагментарность и неточность употребляемых понятий; опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки. Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука – это знания, достигшие оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности (В.Н.Канке, 2000). Особенности научного психологического знания: обобщенность; систематичность; доказательность; опора на научные факты и понятия.
Академическая психология: наука как система знания и как вид человеческой деятельности. Прикладная психология – направление научной психологии, занимающейся изучением путей применения (приложения) научных психологических знаний для решения практических задач. Проблема точности и объективности психологического знания: знание, которое получает и доказывает ученый-психолог на истинность не всегда строго верифицировано, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным фактам. Понятие «факт» для психолога часто остается величиной, которую нельзя измерить формально, чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры (Г.С. Абрамова, 1999).
Практическая психология изучает индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог - это конкретные знания, полученные на основе обобщенной научной теории. Психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога. Особенности знания в практической психологии: целостность; сочетание обобщенности и конкретности; практичность; опора на опыт работы специалистов.
4. История становления психологической профессии.
Происхождение слова «психология». Своим названием и первым определение психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить их, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому бессмертная Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI—XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод — «наука о душе». символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи. В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.
Профессия психолога появилась в 20 веке. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России.
В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления психологии: экономическая, политическая, юридическая, спортивная и т.д.
5. Типы профессиональной деятельности психологов.
Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. По существу, психолог, на заре существования этой профессии, начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – характеристикой перспективы личного развития. Чаще всего выбор профессии психолога связан с желанием глубже познать самого себя.
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.
Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.
Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии. С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах.
В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.
Характеристики педагогических способностей.
К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики. Основная цель их работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы.
Выделяют еще один слой в психологии – прикладная психология. Объектом ее не является собственно носитель психики. Прикладной психолог лишь транслирует из теоретической психологии знания и строит предписания, основанные на теоретических знаниях, для соорганизации чужой профессиональной деятельности. Это может быть деятельность врача, педагога, менеджера. В данном случае психология обслуживает профессию.
Клинический психолог. Работают клинические психологи в больницах, центрах психического здоровья или консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, жалующимися на состояние тревоги, которое проявляется в расстройства эмоционального или сексуального плана или трудности в преодолении неурядиц в повседневной жизни. То есть это те проблемы, которые не требуют вмешательства врача.
Школьный психолог работает в школьной психологической службе и обеспечивает психологическое сопровождение учебного процесса, а также осуществляет в рамках школьной психологической службы основные виды деятельности: профилактику, диагностику, коррекцию, консультирование. Промышленный психолог занимается, в основном, проблемами управления персоналом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включает в себя понятие «профессия»?
2. Перечислите основные типы психологических знаний.
3. Чем различаются психология житейская и научная психология?
4. Назовите основную цель научной психологии.
5. Каких людей можно назвать психологами?
6. На что направлена деятельность профессионального психолога как ученого–исследователя?
7. Какими качествами должен обладать преподаватель психологии.
8. Кого можно назвать заказчиком, клиентом?
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 13-40.
2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006. – С.5-9.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.
4. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С.8-34, 150-173.
5. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010. – С.15-23.
6. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо, 2010. – С.77-83.
Лекция №2
Тема «Виды и сферы деятельности психолога»
План
1. Основные направления деятельности практического психолога.
2. Основные сферы деятельности практических психологов (медицина, образование, экономика, спорт и т.д.).
Основные понятия: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.
Конспект лекции
1. Основные направления деятельности практического психолога
Основные виды деятельности в практической психологии - это психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.
Психологическая диагностика. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога, работающего в этой сфере, заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести психодиагностику.
В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.
Общая характеристика работы психолога-диагноста.
Психологическое консультирование. Консультирование используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, в сфере промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.
Основное средство консультирования – беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми он встретился, на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.
Психологическая коррекция и развивающая работа. Психокоррекционная работа проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоления этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представлений о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояние других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.
Те же самые методы практической психологии могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий в практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-развивающей.
Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работниками культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа для психологического просвещения.
Психологическая профилактика. Профилактическая работа практического психолога представляет собой проведение мероприятий, имеющих предупредительный характер. Она связана с предупреждением возникновения каких-либо проблем в жизни людей. В рамках такой работы психологи могут проводить конференции, учебные семинары, общественные акции, например, молодежная акция «Нет наркотикам!», в которых разъясняются возможные последствия неправильного поведения, выпускают печатные издания, бюллетени с информацией профилактического и разъясняющего характера. Особенно актуальна эта работа в сфере образования.
2. Основные сферы деятельности практических психологов (медицина, образование, экономика, спорт и т.д.)
Психологическая работа в медицинской сфере.
Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.
Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические. Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или гипноза. Под психагогическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией.
Медико-психологическая служб оказывает помощь населению и врачам. Медицинские психологи должны принимать участие в профилактике, диагностике, лечении, психологической коррекции и реабилитации больных с психосоматической и соматопсихиической патологией, пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с предболезненными состояниями, детей и подростков с дефектами психического развития. Своевременная оценка личности больного может не только дать надежный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного неблагоприятного течения болезни. Кроме того, медицинский психолог способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными.
Медицинские психологи могут работать в больницах, в центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психология работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами. большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.
Социальная психология. Социальная психология родилась на стыке таких наук как социология и психология. Она изучает психологию социальной жизни личности и общества, разнообразные проблемы внутреннего мира человека в условиях взаимодействия с другими людьми. Американский психолог Дэвид Майерс выразился очень просто: «Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу». В социальной психологии изучаются понимание человека человеком, убеждения и социальные стереотипы, межличностные отношения, симпатии и конфликты, любовь и ненависть, влияние других людей, а также культуры на мнение и поведение личности. Психология отношений внутри малой группы, а также массовые социально-психологические явления.
Социальная психология на предприятии и фирме. Проблемы исследований в этом направлении: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.
Психология в политике. В 30 годы ХХ века были опубликованы первые работы по проблемам практической психологии в сфере политики. В последние десятилетия политическая психология стала рассматриваться достаточно пристально. На сегодняшний день существуют сотни публикаций, выходит международный журнал «Политическая психология», активно работает ассоциация политических психологов.
Основные направления работы политического психолога: участие в разработке и принятии решений, анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан, оптимизация образа власти или политической структуры, создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров, эффективность использования психологии в политике пока никто не измерял, да и неизвестно, возможно ли это.
Психология труда и организационная психология. Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда. В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
Психология в экономике. Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими людьми. Экономическая психология как прикладная наука изучает психологические аспекты предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. Также изучаются механизмы психики, которые определяют поведение личности при изменении экономических условий, например, отношений собственности, инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.
Психология в юридической практике. Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Систему современной юридической психологии образуют судебная, криминальная и пенитенциарная психология.
Психология в спорте. Психология спорта – область психологии, разрабатывающая психологические вопросы спортивной деятельности и физической культуры. В СССР интенсивная разработка психологии спорта началась в 60-70-е годы. Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена.
Основные цели и задачи психологии спорта.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные виды деятельности в практической психологии
2. На что направлена психодиагностика (психологическому оцениванию) как вид деятельности практического психолога?
3. В каких сферах жизни людей может осуществляться психологическое консультирование?
4. Основные задачи психологического просвещения и профилактики.
5. В чем заключается сходства и различия коррекционной и развивающей работы практического психолога.
6. Какие задачи решает медицинская психология?
7. Деятельность психолога в сфере социальных отношений.
8. Задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда.
9. Основные задачи и функции психолога в сфере экономики.
10. Основные цели и задачи психологии спорта.
11. Какие задачи решают практические психологи в сфере образования?
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 145-211.
2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006. С. – 92-118.
3. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 161-165, 175-390.
4. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010. – С.74-75.
Лекция №3
Тема «Личностные и профессионально важные качества психолога»
План
1. Проблема оценки эффективности деятельности практического психолога.
2. Профессиональные качества психолога.
3. Требования к личности практического психолога.
Основные понятия: профессиональные умения, профессиональные навыки, профессиональная компетентность, профессиональная эрудиция, профессионально важные качества.
Конспект лекции
1. Проблема оценки эффективности деятельности практического психолога
Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки». По–видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:
1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):
1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.
Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.
2. Профессиональные качества психолога.
Важнейшее качество практического психолога – профессиональная компетентность, включающая в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат, доктор психологических наук) и ученых званий (доцент, профессор).
Для успешной профессиональной деятельности психолог должен обладать важными профессиональными качествами (К.А.Рамуль): спонтанной любознательностью, способностью длительное время заниматься решением одной проблемы, сравнительно высокой степенью научной одаренности.
Е.С. Романова выделяет следующие профессионально-важные качества, необходимые для успешной работы психолога: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимание); высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей; коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно); ораторские способности; способность к самоконтролю.
Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые присваиваются экспертными комиссиями. Психологам присваивают 1, 2, 3 квалификационные категории в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными навыками.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности психолог может проявлять одинаковый интерес. Поэтому психологу необходимо формировать индивидуальный стиль деятельности с учетом своих индивидуальных способностей.
3. Требования к личности практического психолога.
Профессиональное и личностное в работе психолога очень часто бывает тесно взаимосвязанным. Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии.
Для психолога-ученого важны такие качества как энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание как способность к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми. Важными нравственными качествами психолога безусловно являются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Особую роль в профессии психолога играют коммуникативные качества: умение понимать других людей, умение корректно воздействовать ни них, привлекательность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека – все это называют «талантом общения». Психолог должен обладать развитой интуицией.
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется у психолога в таких личностных качествах как организованность, ответственность, оптимизм, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога крайне важны такие эмоциональные проявления как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
Кроме того, что психолог должен обладать эмпатийными способностями, то есть уметь понять клиента, он должен и уметь сохранять дистанцию. При несоблюдении этого правила может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Профессиональному психологу важно адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, знать свои сильные и слабые стороны. Такие качества как излишняя самоуверенность, вера в собственную непогрешимость, нетактичность, демонстративность могут оттолкнуть клиента.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как может быть определена эффективность деятельности практического психолога?
2. Что включает в себя профессиональная компетентность психолога?
3. Какие профессионально важные качества нужны для успешной работы в сфере психологии?
4. Какие личностные качества могут стать предпосылкой для занятий психологией?
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 225-232.
2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Индательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.
3. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010. – С.80-85.
4. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007. – С. 65-70.
Лекция №4
Тема «Этапы и условия профессионального становления»
План
1. Профессиональный выбор или профессиональное самоопределение.
2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов
3. Этапы профессионального становления.
4. Кризисы профессионального становления.
Основные понятия: профессиональная мотивация, профессиональное самоопределение, оптация, кризис.
Конспект лекции
1. Мотивы, определяющие выбор профессии психолога. Профессиональное самоопределение.
Формирование устойчивой мотивации личностно-профессионального развития психолога осуществляется через повышение привлекательности, престижа и раскрытие гуманистической сущности профессии психолога; актуализацию эталона (идеала) специалиста избранной профессии; создание и реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и профессиональной деятельности психолога, улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов.
Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
Выбор профессии - социальный процесс, в ходе которого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в обществе профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. Выбор профессии включает ориентацию профессиональную, а также выбор связанного с профессией социального положения.
М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора профессии и пребывания в профессии: безопасность (стремление к физическому самосохранению и экономической безопасности), удовольствие (стремление к возможности отдыхать, расслабляться, развлекаться), активность (стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности), уверенность в себе и независимость (реализация этих потребностей в деятельности), превосходство (стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений или принадлежности к «высшему» социальному классу), господство, или доминирование (стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми), «выставление напоказ, хвастовство» (стремление выделиться из группы, вызвать восхищение), социальная конформность (стремление быть в согласии с группой, коллективом, обществом), гуманизм (стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и симпатии).
Восхождение человека к профессионализму – это целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с этапа выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит формирование индивидуального стиля жизни и деятельности, частью которых является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей с существующей системой разделения труда.
Согласно позиции Пряжникова Л.С. (2003) именно в юношеском возрастном периоде юноши и девушки всерьез задумываются о выборе профессии. Решение принимается в зависимости от того, что влияет на их выбор: желание родителей и близких людей, обстоятельства вынуждающие отдать предпочтение тому или иному роду деятельности, способности и склонности, личное желание заняться тем или иным делом, престиж и льшая разрекламированность той или иной профессии и т.д.
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов
Подготовка профессиональных психологов за рубежом.
Различие подготовки профессиональных психологов по длительности, структуре и содержанию образования.
Три основных типа профессионального психологического образования в Европе: непрерывное пятилетнее специализированное образование (Финляндия, Швеция, Бельгия); непрерывное пятилетнее общее образование (Португалия, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Испания, Венгрия, Италия, Германия, Швейцария, Россия Дания); прерывающееся специализированное образование «три + три» (Великобритания, Греция, Ирландия, Франция, Португалия, Мальта).
Три основные ступени высшего психологического образования в США: двухгодичный колледж, где обеспечивается общеобразовательная и некоторая профессиональная подготовка специалистов, которые принимают участие в психологическом обслуживании населения под наблюдением квалифицированного специалиста; четырехгодичный колледж, где осуществляется обучение на базе образования, полученного студентами первой ступени; выпускникам таких колледжей присуждается степень бакалавра; обучение в университетах, по окончании которых присваивается степень доктора философии (PhD) или доктора психологии (PsyD).
Подготовка профессиональных психологов в России.
Основные направления подготовки профессиональных психологов: классические университеты; педагогические вузы; негосударственные вузы.
Содержание профессионального психологического образования в России.
Последипломное образование профессиональных психологов.
Учебный план подготовки студентов на факультете. Программа специализаций. Профессиональная компетентность. Систематизированное знание как основа профессионализма.
Рефераты, курсовые работы: задачи, уровень требований.
3. Этапы профессионального становления
Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде.
Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
1) стадия оптации (12 — 17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15 — 23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16 — 23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности. В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:
• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;
• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;
• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
• наставничество — передача профессионалом своего опыта.
А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост— развитие интересов, способностей (0—14 лет);
2) исследование — апробация своих сил (14 — 25 лет);
3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 — 44 года);
4) поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45 — 64 года);
5) спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)2.
В качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.
1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).
2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).
4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
5. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
7. Стадия профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) — свидетельство того, что личность состоялась.
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
3. Кризисы профессионального становления.
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.
Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают: возрастные психофизиологические изменения; изменение социально-профессиональной ситуации; качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности; тотальная погруженность в социально-профессиональную среду; социально-экономические условия жизнедеятельности; служебные и жизненно важные события.
1. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения.
2. Кризисы в профессиональном развитии — явление нормативное.
3. Кризисные явления — неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности.
4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью.
5. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности.
6. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе.
Личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказать практические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления, составление психобиографии и траектории профессионального становления личности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы определяют выбор профессии?
2. Сходства и различия в стадиях профессионального развития, выделенных Т.В. Кудрявцевым, Е.А.Климовым, А.К.Марковой, Дж.Сьюпером.
3. Оптация как стадия профессионального становления.
4. В чем специфика отечественного психологического образования по сравнению с западным?
5. Факторы, детерминирующие профессиональные кризисы.
6. Конструктивные и деструктивные выходы из кризиса профессионального становления.
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 232-246.
2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006. – С.27-31.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008. – С. 217-228.
4. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.
5. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010. – С.35-43.
6. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007. – С. 34-40.
7. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо, 2010. – С. 160-178.
Лекция №5
Тема «Правовые нормы и этические принципы, регулирующие деятельность психолога»
План
1. Правовое регулирование профессиональной деятельности в психологическом сообществе.
2. Этический кодекс практических психологов России.
Основные понятия: этика, право, мораль, нравственность, этические принципы
Конспект лекции
1. Правовое регулирование профессиональной деятельности в психологическом сообществе.
Необходимо рассмотреть такие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность».
Право — это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек несет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и соответствовать общему уровню развития данного общества). Мораль — это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сложившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми. Нравственность — это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии (или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая человеку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда для принятия решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (понятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил поведения не напасешься). Таким образом, нравственность — это этическая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.
Соответственно, при рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:
1. Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога–психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».
2. Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспоримый приоритет интересов клиента» и т. п.
3. Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно–смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать — выстраданное) ценностно–нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе. Рассмотрение этических проблем на нравственном, мировоззренческом уровне нередко связывают с общечеловеческими ценностями.
Документы, непосредственно регулирующие деятельность психолога, являются законодательным ориентиром для специалиста при построении работы. К данным документам относятся законодательно-правовые акты и нормативные документы. Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности практического психолога. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Основные положения правового регулирования в области образования
Защита прав ребенка как пациента
Защита детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации об образовании
Семейный кодекс Российской Федерации
2. Этический кодекс практических психологов России.
Этика – это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.
Наиболее важные принципы профессиональной этики психолога:
Принцип профессиональной компетентности.
Принцип нанесения ущерба человек.
Принцип научно обоснованности и объективности.
Принцип уважения клиента.
Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.
В связи с осознанием важности этической регуляции психологических исследований и практики в последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 г. Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов» — своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 г. Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране в последние годы также активно обсуждались проблемы профессиональной этики психологов и разрабатывались документы, которые регламентируют этическую сторону в их деятельности.
На III съезде психологов Российской Федерации (2003 г.) был принят Этический кодекс Российского психологического общества. Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ, содержащихся в этом кодексе.
Принятый психологическим сообществом Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. В нем описываются:
требования к Психологу;
требования к Заказчику услуг Психолога;
требования к Клиенту — человеку, с которым работает Психолог
требования к Результатам работы Психолога;
нормы отношений между Психологом и Заказчиком;
нормы создания, хранения и применения материалов Психолога;
нормы отношений между Психологом и Клиентом;
нормы отношений Психолога к Результатам исследования;
нормы передачи материалов исследования Заказчику;
нормы отношений между Заказчиком и Клиентом.
В этом кодексе характеризуются Главные этические принципы, правила деятельности психолога, а также Нормы общественно-научного поведения психолога (Этический кодекс Российского психологического общества, 2003).
В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
В настоящее время в различных странах, где развернута и функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические нормы деятельности психолога.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каким образом регулируется профессиональная деятельность психолога?
2. Какими документами должен руководствоваться в своей деятельности практический психолог?
3. На какие этические принципы должен ориентировать профессиональный психолог?
4. Какие требования описываются в Этическом кодексе?
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 280-327.
2. Истратова О.Н., Посошенко Л.В. [Текст] / Нормативно-правовая документация практического психолога / О.Н.Истратова, Л.В.Посошенко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008, Серия: Закон и общество.
3. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.
4. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. – СПб. : Питер, 2010. – С.95-132.
5. Сборник нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования [Текст] / Сост. М.В. Зиновьева, Т.Н. Войтик / Отв. ред. В.В. Рубцов. М.: МГППУ, 2006.
6. Этический кодекс Российского психологического общества [Текст] // Российский психологический журнал. – 2004. Т.1– №1 – С.37-55.
Лекция №6
Тема «Жизненные и творческие пути известных психологов»
План
1. Влад ученых в становление и развитие психологии.
2. Выдающиеся психологи в истории XX в
Основные понятия: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, генетическая психология, гуманистическая психология, когнитивная психология.
Конспект лекции
1. Влад ученых в становление и развитие психологии.
Психологические знания в античности. Знание о душе в сочинениях Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.
Психологические знания в VIII-XIX вв. накопление психологических знаний в работах Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка, Х.Вольфа.
В XVIII в. ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга. Накопление психологического знания стимулировалась в значительной степени физиологией (И.Мюллер, Э.Х.Вебер, Г.Гельмгольц и др).
В XIX в. накопление психологического знания стимулировалось медициной (Ж.Шарко, Т.Рибо и др.). Также психологические знания XIX в. развивались в рамках гуманитарных и социальных наук (Г.Тард, Дж.Болдуин, Э.Дюркгейм и др).
Формирование психологии как отдельной науки. Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX в. Вклад в становлении психологии Г.Фехнера, Г.Эббингауза, В.Вундта, У.Джемса, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, С.Холла, З.Фрейда, В.гальтона, Д.Кеттела, А.Бине, В.Штерна и др.
2. Выдающиеся психологи в истории XX в
Жизненный и творческий путь В.Вундта, З.Фрейда.
Научные концепции и теоретические направления. Бихевиоризм и ее представители (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скиннер). Представители гештальтпсихологии: М.Вертаймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин. Представители глубинной психологии: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг. Ж.Пиаже как основатель генетической психологии. Основатели гуманистической психологии: К.Роджерс, А.Маслоу. Когнитивная психология и представители: У.Найссер, Д.Миллер, Д.Келли, Р.Адкинсон).
Развитие психологической мысли в работах А.Ф.Лазурского, Н.Н.Ланге, Г.И.Челпанова. Жизненный и творческий путь Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева.
Вопросы для самоконтроля:
1. Где появились первые системные знания о душе?
2. Назовите наиболее известных древнегреческих философов, внесших вклад в описание психических явлений.
3. Назовите наиболее известных философов, внесших вклад в изучение душив XVII в.
4. Назовите выдающихся ученых XVIII в., внесших вклад в развитие психологического знания.
5. Назовите выдающихся ученых XIX в., внесших вклад в развитие психологического знания.
6. Какие науки были источником психологических знаний?
7. В какой период началось выделение психологии в качестве самостоятельной науки?
8. Основные идеи известных представителей бихевиоризма.
9. Основные идеи известных представителей гештальтпсихологии.
10. Основные идеи известных представителей глубинной психологии.
11. Основные идеи известных представителей гуманистической психологии.
12. Основные идеи известных представителей когнитивной психологии.
13. Основные идеи известных представителей отечественной психологи XX в.
Список литературы
1. Великие психологи [Текст] : [Биографические очерки] / Сост.: С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000.
2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 36-130.
3. Степанов, С. С. Век психологии: имена и судьбы [Текст] / С.С.Степанов. – М.: Эксмо, 2002.
4. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо, 2010. – С.213-225.
Лекция №7
Тема «Профессиональное сообщество психологов»
План
1. Психологические общества и ассоциации.
2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.
Основные понятия: психологическое общество, научные центры, оппонентный круг, научные публикации, монография.
Конспект лекции
1. Психологические общества и ассоциации
Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.
Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.
Наиболее известными в России научными центрами считаются Психологический институт Российской Академии образования (Москва), Институт психологии Российской Академии наук (Москва), факультет психологии Московского государственного университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, институт развития личности (Москва).
Наиболее известным профессиональным сообществом психологов в России является Российское психологическое общество. РПО было создано в 1994 году. основные цели РПО. Задачи РПО (задачи, ориентированные в основном на потребности народа, страны; задачи, ориентированные в основном на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов). Функции РПО.
Аналогичные профессиональные объединения психологов имеются практически во всех странах: Американская психологическая ассоциация, Британское психологическое общество и т.д. Нередко существуют ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.
Также необходимо определить оппонентный круг профессионального психолога.
Оппонентный круг (от лат. opponens — возражающий) — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление оппонентного круга — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений.
Понятие об оппонентном круге введено М.Г.Ярошевским с целью анализа коммуникаций ученого под углом зрения зависимости динамики его творчества от конфронтационных отношений с коллегами. Из этимологии термина "оппонент" явствует, что имеет в виду "тот, кто возражает", кто выступает в качестве оспаривающего чье-либо мнение. Речь пойдет о взаимоотношениях ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы. У каждого исследователя имеется "свой" круг таких фигур. Очевидно, что оппонентный круг имеет различную конфигурацию. Его может инициировать ученый, когда бросает вызов коллегам. Но его создают и сами коллеги, не приемлющие идеи других, воспринимающие их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей социальной позиции в науке) и потому отстаивающие их в форме оппонирования.
Чтобы создать оппонентный круг (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), ученый должен быть определенным образом мотивирован. Ведь участие в полемике, критический анализ теоретических воззрений, признанных неприемлемыми, защита и развитие в противовес им собственной позиции – все это требует сочетания интеллектуальной работы и порой непомерных затрат мотивационной энергии.
2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.
Все психологические общества и ассоциации проводят конференции, съезды, на которых психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности. Каждое общество выпускает свои регулярные издания.
Научные публикации можно разделить на два типа. Первый тип – это научные книги, которые предназначены для профессионалов – практических психологов. Они пишутся научным языком, ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Студенты и широкие круги читателей-непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких трудов, которые связаны с недостаточностью профессиональных знаний в области психологии.
Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они также пишутся научным языком, но степень сложности и доступности изложения материалов соответствует специфике аудитории, для которой предназначены учебники.
Третий тип публикаций – научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Для чтения такой литературы не нужна специальная подготовка. Специальные знания адаптированы для читателей-непрофессионалов. Задача такой литературы – популяризация научных знаний, повышение психологической культуры читателей.
Выделяют типы психологических изданий: монографии, коллективные монографии, сборник научных трудов. Монография – это книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, если книга написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, объединенных сходной тематикой. Для оперативного информирования психологов о новейших исследованиях существуют журналы.
В России специальными периодическими изданиями для психологов являются:
• журнал «Вопросы психологии», издается Российской Академией образования;
• «Психологический журнал», издается Российской Академией наук;
• «Прикладная психология»;
• «Прикладная психология и психоанализ»;
• «Журнал практического психолога»;
• газета «Школьный психолог»
• «Психологическая газета»;
• «Мир психологии»;
• «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»;
• «Иностранная психология»;
• «Психологическое обозрение»;
• «Детский практический психолог» и другие издания.
Также существуют профессиональные сайты и Интернет-ресурсы (см. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы).
Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие научные психологические центры имеются в России?
2. Какие научные психологические центры имеются за рубежом?
3. Какие задачи решает Российское психологическое общество?
4. Какие функции реализует Российское психологическое общество?
5. Что входит в понятие «оппонентный круг» профессионала?
6. Какие виды научных публикаций по психологии существуют?
7. Какие периодические издания выпускаются для психологов?
8. Назовите Интернет-ресурсы, позволяющие получить психологическую информацию.
Список литературы
1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 391-425.
2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.