Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Методология научных исследований»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Методология научных исследований

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Методология научных исследований», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Методология научных исследований». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Методология научных исследований», текстовый формат

Методология научных исследований Кузнецова Наталия Викторовна, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики ШЭМ 1 Наукой заниматься не только возможно. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. Во-вторых, наукой приятно заниматься потому, что исследовательская деятельность придает смысл повседневности. «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями. В определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания». Дж. М. Кейнс 2 Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, указывают на его следующие отличительные признаки: - обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; процесс, направленный: • на поиск нового, • на творчество, • на открытие неизвестного, • на выдвижение оригинальных идей, • на новое освещение рассматриваемых вопросов. 3 3 Определение и классификация научных исследований 1. Фундаментальные исследования – это получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. 2. Прикладные исследования – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и пр. 3. Разработки – использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники, технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. 4 4 Основные этапы выполнения научного исследования • Постановка проблемы • Определение предмета и объекта исследования • Изучение литературы в предметной области, знакомство с работами других исследователей, уточнение проблемы и основных понятий, уточнение темы исследования • Формулировка цели, задач и гипотезы исследования • Выбор методов исследования • Сбор фактического материала • Обработка полученных данных и материалов • Подтверждение или опровержение гипотезы • Выводы и план продолжения исследования Объектом научнотеоретического исследования выступает не отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность. Главные особенности экономической науки 1. 2. 3. Возможность с ее помощью объяснить реалии происходящего в мире. Используя знание экономики, я могу понять причину, по которой многие социальные взаимодействия принимают именно такую форму, а не другую, а поняв это, могу извлечь выгоду из возможности предвидеть результат. В экономической науке используются различные способы и методы аргументации, применяемые в других дисциплинах. Красота и элегантность выражения мысли. Когда от имени экономической науки выступает профессионал, его формулировки всегда точны и несут в себе решение проблем. 4. Экономическая наука ориентирована на использование знаний других дисциплин. Являясь детищем философской мысли и естественных наук, экономика требует разносторонних знаний, так как в ее основе, повторяю, лежат философия, анализ и реальные наблюдения. 5. Экономическая наука логически точна. Уже на стадии простого формулирования проблемы аргументация ведется в строгих логических рамках. В экономической науке используется только тщательно обоснованная и ясно выраженная аргументация, что позволяет использовать ее выводы как прекрасную основу для законодательных решений. 6. Роль методологии в научных исследованиях В Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе Слово-термин «методология» (от греч. methodos – следование и logos – знание) обозначает учение о научном методе познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология – это способ исследования явлений, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Методология науки — система знаний об отправных положениях теории, о принципах подхода к рассмотрению научных явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику Теоретическая сторона методологии —установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение мировоззренческих позиций, т. е. установление на каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к объектам, изучение системы общих и частных методов и приемов научного исследования. СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ 2. Логическая структура 1. Характеристики деятельности: деятельности: - особенности - субъект - принципы - объект - условия - предмет - нормы - формы - средства - методы - результат деятельности 3. Временнáя структура деятельности (её цикла): - фазы - стадии - этапы МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в 8 функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий. 9 Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Метод – это система предписаний, рекомендаций, предостережений, образов и пр. указывающих, как сделать чтото. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории!!!!!!!!!!! 11 11 Уровни методологии: -Философская методология – общие принципы познания. -Общенаучная методология (содержательные общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большое число научных дисциплин – системный подход, кибернетический подход и др.). -Конкретно-научная методология (совокупность концепций и методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине) -Технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. -Методология необходима для грамотного проведения исследования методологическая культура: методологическая рефлексия (умение анализировать свою собственную научную деятельность) способность к научному обоснованию, критическому осмыслению, творческому применению концепций, формирование методов Научной считается работа: - характер целей (научно-познавательная, а не стихийно-эмпирическая) - выделение специального объекта исследования (объект отдельного исследования лежит в сфере самой деятельности) - применение специальных средств познания (методы науки: экспериментирование. моделирование, создание гипотез и т.д.) - однозначность терминологии «ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» Можно условно расположить различные науки на плоскость: «Обоснованность результатов» – «Область их применимости (адекватности)», и сформулировать (опять же условно, по аналогии с принципом неопределенности В. Гейзенберга) следующий «принцип неопределенности»: текущий уровень развития науки характеризуется определенными совместными ограничениями на «обоснованность» результатов и их области применимости (Область применимости) x («Обоснованность»)  Const Область применимости Психология, социология, педагогика Науки слабой версии Науки сильной версии Экономика Биология Химия Физика Математика «Обоснованность» Философская методология – общие принципы познания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Содержательная включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. Высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне. Она позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной методологии. Владеешь методологией исследования познаешь предмет. Нет – значит будешь не понят профессионалом. С помощью методологии наука дает понятийное, логически аргументированное, свободное от личных пристрастий знание. Научная работа строится «на плечах предшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе, что было сделано в данной области предшественниками. Методология философии в примерах Диалектический метод, развитый Гегелем, когда он включил в методологию философии само наукознание, то есть, исследование самой науки. Так как этот метод основан на диалектике, то в нём применимы три её, диалектики, закона, сформулированные Гегелем же: -закон равенства и борьбы противоположностей, -закон отрицания отрицания, -закон качественных и количественных изменений. Гегель в «Науке логики» описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия; сущность – форма проявления. - Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. -. 17 Генезис – понятие, характеризующее происхождение, возникновение и становление объекта. Генетический метод предполагает анализ исходного состояния и становления объекта в качестве основания для выведения из него последующих состояний. Г.м. сложился в науке на рубеже XVIII – XIX в.в. Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Каждая из наук базируется на своих особых категориях. Например, к категориям физики относятся масса, энергия, сила, заряд, потенциал, электромагнитное поле и др. К категориям философии относятся противоречие, связь, развитие, система, сущность, явление, необходимость, случайность и др. Понятие – форма мысли, отражающая существенные, общие качества предметов, явлений действительности. Формы научного познания – типы познавательных средств, соответствующие закономерным этапам развития исследовательского процесса. К основным Ф.н.п. относятся проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира. Научная проблема – форма познания, характеризующая недостаточность знаний или 18 несоответствие средств, необходимых для достижения целей. Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах проблемы и средствах ее разрешения. Факты – достоверные, конкретные данные об объекте, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Научные законы – положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи или качества объектов действительности. Научная теория – система обобщенного, доказательного знания, описывающая и объясняющая определенный объект. Научная картина мира – обобщение множества теорий, относящихся к определенному уровню материи (физическая, химическая, геологическая и др. картины мира) или к миру в целом. Поэтапное движение исследования по схеме: проблема --- гипотеза ---- факт ----- закон ------ научная теория----- научная картина мира - является одним из закономерных циклов развития процесса познания. Взаимосвязь между фактами, гипотезой и теорией Гипотеза – это научное предположение о закономерной связи явлений, содержащее элементы новизны и оригинальности. Доказанные гипотезы образуют основу для формирования научных теорий. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. С понятием теории тесно связано понятие концепции. Если теория дает целостное представление об определенной области действительности, то концепция может касаться лишь некоторых объектов предметной области. В общем случае концепция лишена той целостности, детальности и широты, которые свойственны теории. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого либо предмета (явления), основная точка зрения на предмет. Ключевыми элементами теорий и концепций являются законы и закономерности. Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, выраженная, как правило, качественно, описательно (пример закономерности: «повышение квалификации персонала влечет за собой повышение прибыли предприятия»). Закон природы – это необходимая, существенная, устойчивая, связь явлений (например, закон всемирного тяготения). Экономические законы в отличие от законов природы не обладают всеобщностью: отдельные люди могут в своем поведении отклоняться от норм, диктуемых экономическими законами. Причина этого в том, что поведение человека определяется не только объективными факторами, но и его субъективной волей. - Экономические законы – это устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями. Например, закон спроса («при прочих равных условиях повышение цены товара ведет к соответствующему уменьшению величины спроса на этот товар»), закон предложения, закон стоимости, закон убывающей доходности, закон возрастающих предельных издержек. Научная гипотеза представляет собой стержень, методологическую основу научного исследования. Недаром, по своему этимологическому смыслу, гипотеза означает то, что условно принимается за основание (греч. hypothesis – основание). Гипотеза задает направление и объем разработок, определяет, какие факты следует собирать, какие литературные источники изучать, какие эксперименты проводить. Сформулированная научная гипотеза требует обоснования и проверки. - Обосновать гипотезу – это значит показать, что основное ее предположение выдвинуто не случайно, а опирается на ряд теоретических и иных соображений. - Проверить гипотезу – это значит установить ее истинность либо ложность, соответствие либо несоответствие действительности. В зависимости от степени общности и полноты охвата явлений гипотезы подразделяются на общие, частные и единичные - Общая гипотеза – это предположение о закономерностях, которые касаются всего множества явлений соответствующей предметной сферы. Частная гипотеза – это предположение о закономерностях, которые касаются только некоторых элементов множества явлений соответствующей предметной сферы. При этом после выяснения специфики того подмножества явлений, к которому относится предполагаемая закономерность, частная гипотеза превращается в общую. Схема этого преобразования имеет следующий вид: «Некоторые S являются Р» «Все S, которые имеют признак К, есть Р». -- Единичная гипотеза – это предположение, которое касается характеристики одного единственного явления. Согласно еще одной классификации выделяют описательные и объяснительные гипотезы. - Описательная гипотеза – это предположение о присущих предмету свойствах или о форме связи между наблюдаемыми предметами и явлениями. Такая гипотеза отвечает на вопросы: «Что представляет собой данный предмет?», «Какие свойства имеет данный предмет?», «В какой связи находятся данные предметы?». - Объяснительная гипотеза – это предположение о причинах возникновения исследуемых явлений. Она отвечает на вопрос: «Почему возникло данное явление?». Для того чтобы отличить от научной гипотезы надуманные, безосновательные предположения, нужно учитывать следующие основные требования к гипотезе, как форме познания: 1) принципиальная проверяемость предположения, которое объявляется гипотезой; 2) максимальная всеобщность гипотезы (гипотеза должна охватывать как можно более широкий круг явлений исследуемой предметной области); 3) наличие предвидящей силы (гипотеза должна позволять предсказывать существование явлений, свойств и взаимосвязей, до этого не известных науке); 4) принципиальная простота; 5) преемственность (гипотеза должна базироваться на предшествующих знаниях - хотя данное требование не следует абсолютизировать). Экономический империализм В середине XX в. возникло такое явление, как экономический империализм, явившийся в каком-то смысле логическим продолжением маржиналистской революции. Экономическим империализмом называется применение экономических инструментов анализа к предмету других общественных наук (социологии, психологии, политилогии, праву и др.) и (явное или неявное) декларирование при этом превосходства экономического метода над методами других наук. Правомочность такого империализма основана на том, что принятая в экономической науке модель поведения рассматривается как универсальная, т.е. способная описать любое поведение человека, а не только касающееся решения экономических задач. С точки зрения сторонников этого направления, экономический анализ позволяет интерпретировать и поведение институтов, причем не только экономических, но и социальных. 25 Основным идеологом этого направления стал американский экономист Г. Беккер Х. Хоутаккер и Дж. Хиршлейфер - идея о распространении экономической науки в биологию (1956). . М. Гроссман (выбор людьми занятий физкультурой и прочими оздоровительными благами), Я. Маршак (выбор языковых выражений, который используют люди), С. Эззи и Р. Эрнберг (посещаемость церквей), Д. Хамермеш, Н. Сосс (экономическое объяснение самоубийства), И. Эрлих (поведение преступников). Этциони заявляет о новой науке «социоэкономике» (1988), согласно которой экономика должна ориентироваться на личность в целом, а не на индивида как рыночного агента, учитывать всю совокупность мотиваций человека. А. Рих, исследуя нравственные требования к хозяйствованию и философские основы современных экономических теорий, рассматривает экономику как продукт культуры, как средство, а не цель жизнеустройства. 26 эволюционная экономическая теория Три монографии составляют фундамент эволюционной экономики — «Теория праздного класса» Т. Веблена (1899 г.), «Теория экономического развития» Й. Шумпетера (1912 г.) и «Эволюционная теория экономических изменений» Р. Нельсона и С. Уинтера (1982 г.). На эволюционную модель фирмы, разработанную Р. Нельсоном и С. Уинтером, в большей мере опираются последующие модели (Дж. Меткалф, К. Иваи, Г. Хенкин, В. Полтерович, Дж. Сильверберг, Дж. Дози и др.). Элементы эволюционно-экономического подхода содержатся в работах многих экономистов, пытавшихся построить картину экономической реальности на базе естественно-научных аналогий. 27 «Однако экономическая теория, в особенности ее стиль рассуждений, быстро менялись: “Основания” Поля Самуэльсона (автор имеет в виду его книгу “Основания экономического анализа”) появились в 1947 году, определяя физику в качестве науки, которую должна имитировать экономическая теория …» Даже А. Маршалл, писал: «Меккой экономиста является скорее экономическая биология, нежели экономическая динамика. Те явления природы, которые происходят чаще всего и столь регулярно, что их возможно непосредственно наблюдать и тщательно изучать, служат основным материалом для экономических...научных исследований...» Американец А. Алчия в 50-х годах прошлого века он изложил эволюционную теорию как особый взгляд на экономический мир. Начиная главным образом с А. Алчияна, экономисты ввели в арсенал экономических понятий терминологию, заимствованную из биологии, до такой степени, что впору стало говорить о становлении «экономической биологии». Согласно взглядам англичанина Дж. Ходжсона, крупнейшего современного представителя эволюционного подхода, одной из центральных проблем развития эволюционной теории применительно к социальной науке является использование биологических аналогий в экономическом анализе и, в частности, идей дарвинизма в объяснении социальноэкономической эволюции. По его мнению, дарвинизм позволяет анализировать эволюцию сложных открытых систем и в рамках этой доктрины отсутствует какой-либо запрет на освещение проблем социальной эволюции. Кроме того, дарвинизм занимается поиском причинноследственных объяснений эволюции, что очень важно для формирования адекватной эволюционной экономической теории. 28 28 Перенос эволюционных представлений из естественных наук на сферу экономических явлений — привело к появлению «синергетической экономики», «экоматермики», «эконофизики», «биономики». В основе этих подходов лежит попытка привести экономическую науку в соответствие современному уровню развития физики, биофизики, биологии, экологии, термодинамики, синергетики и других наук. Поскольку в настоящее время есть все основания для сближения всех перечисленных подходов, то современные экономисты все чаще используют терминологию эволюционной экономики. 29 Экономическая методология (конкретно-научная методология ) Первым из крупных экономистов, кто проявил осознанный интерес к картинам экономической реальности, или онтологиям, как особому типу знания, был, повидимому, Шумпетер. В своей «Истории экономического анализа» он отметил: «Чтобы иметь возможность сформулировать какую бы то ни было проблему, прежде мы должны иметь перед собой образ некоторой взаимосвязанной совокупности явлений в качестве заслуживающего внимания объекта наших аналитических усилий... Tакого рода видение не только исторически должно предшествовать началу исследования в любой области, но может и заново вторгаться в историю каждой сложившейся науки всякий раз, когда появляется человек, способный видеть вещи в таком свете, источник которого не может быть найден среди факторов, методов и результатов, характеризующих ранее достигнутый уровень развития науки» 32 Эконометрику можно разделить на теоретический и прикладной компоненты. Эконометристы-теоретики изучают свойства существующих статистических тестов и процедур для оценки неизвестных переменных в модели. Они также пытаются разработать новые статистические процедуры, которые являются достоверными (или устойчивыми), несмотря на особенности экономических данных, такие как тенденция к одновременному изменению. Теоретическая эконометрика в существенной мере опирается на математику, теоретическую статистику и численные методы, чтобы доказать, что новые процедуры способны привести к правильным заключениям. Напротив, специалисты по прикладной эконометрике используют эконометрические методики, разработанные теоретиками, для перевода качественных экономических утверждений в количественные. Поскольку специалисты по прикладной эконометрике больше работают с данными, они часто сталкиваются — и предупреждают о том своих коллег-теоретиков — с характеристиками данных, которые вызывают проблемы с существующими методами оценки. Например, специалист по эконометрике может обнаружить, что дисперсия данных (показывающая, насколько отдельные значения в рядах данных отклоняются от общей средней) меняется с течением времени. 33 1958 год – Стэндфордская бизнес-школа никому не известна, заштатное место, через 7 лет она в пятерке лучших. ПОЧЕМУ? Эрнест Арбагоу, декан Стэнфордской бизнес-школы в течение двух лет нанял самых лучших ученых по всем специальностям, полностью изменил критерий приема в школы так, что прием в первый год после изменений был в пять раз ниже, чем обычно. На первое место он поставил не преподавание, а научную деятельность. С этого момента и до сегодняшнего дня преподавание, на самом деле, отходит на второй план, главное – научная деятельность. Чем лучше школа, тем меньше преподают профессора 34 35 36 37 38 39 40 Глубокий научный анализ в диссертациях нередко подменяется аннотированным изложением материалов опубликованных работ. Соискатель часто не вникает в суть вопросов, поднятых в опубликованных до него научных работах. Это не позволяет ему четко определять, что уже решено предшественниками, а что требует тщательного дополнительного исследования. Отсюда неубедительность аргументов, приводимых соискателями по обоснованию выбора им темы диссертации. Еще хуже, если исследователь допускает сознательную (или неосознанную) фальсификацию, подтасовку исходной информации или результатов исследования. 41 1. История организации промышленности: Когда зародилась Историческое развитие теории организации промышленности 2. Теории экономического роста: основные факторы роста? 46 47 48 49 50 51 52 3. Что такое управление? Нарисуйте схему понятия процесса управления 54 Спинной мозг — это вертикальная ось управления, как об этом уже говорилось, и по нему передается информация в мозг. В основании мозга также собирается информация, связанная с весьма специфическими чувствами (зрение, слух, и так далее), которая поступает через их собственные черепно-мозговые нервы. Здесь осуществляются главные процессы коммутации поступающих данных, необходимые для управления телом до того, как начнутся обдумывание как таковое и намеренные действия. Для достижения этого основание мозга должно передать информацию коре головного мозга, и, если мы сознательно решаем чтонибудь предпринять, основание мозга должно получить соответствующие инструкции, переработать их в команды и передать их вниз спинному мозгу для производства действий. 4. Что такое инновация? Определение инновации (по Майклу Герстеину, доктор философии, профессор, Ньюджерскийский Институт Технологии) Общее определение – “введение кое-чего нового”, “акт страта кое-чего впервые”; “нечто, что не было сделано прежде в границах специфического контекста”. Определение в глобальном контексте Экономическое определение “вывод новых продуктов или услуг на рынок, или внедрение новых способов производства продуктов или услуг”. При этом, речь может идти не только о производстве в узком смысле слова, но и о способах продажи, продвижения и т.п., т.е. относится к любому звену жизненного цикла экономической деятельности. Определение в экономическом контексте Нечто является инновацией только в контексте конкуренции на глобальных рынках передовых технологий. Инновация - то, то повышает конкурентоспособность на глобальных рынках технологий. Другие контексты: экологический, образовательный, социальный, социокультурный, институциональный и др. Определения, в которых артикулируется креативный аспект: инновация как продукт творческой деятельности, как изобретение, открытие, отражающееся на производительности и конкурентоспособности предприятия, продукта. Инновация - то, что может стать предметом интеллектуальной собственности, капитализации и обращения. Распространение инновации Возникновение Эффект от ее использования Становление Степень удовлетворения потребностей Зрелость Преобразование Жизненный цикл инновации Следующая инновация Как можно объяснить «российскую» модель, когда впечатляющие технологические изобретения раз за разом наталкиваются на неспособность развить их в качестве инноваций? «Мы воспринимаем учёного как человека, не имеющего корыстного интереса, который совершает свою работу на благо человечества. А предприниматель — это представитель буржуазии, который наживается на других» — Российский учёный о своём отношении к науке и технологиям (социологический опрос, 2010 год) Когда я спрашивал студентов инженерных специальностей в MIT об их профессиональных целях, то получал самые разные ответы, но с удивительной частотой один звучал один: «Я хотел бы создать собственную хайтек-компанию и добиться успеха. Если у меня не получится стать новым Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом, то по крайней мере я хочу создать достаточно ценную компанию, которую за хорошие деньги можно будет продать одному из действующих крупных игроков на этом рынке. Затем постараюсь найти идею и запустить новый стартап». Могу ответственно утверждать, что я ни разу не услышал подобного ответа от российских студентов. Они, как и работающие учёные и инженеры, просто не задумываются над этим, хотя сегодня в России предпринимаются огромные усилия, чтобы изменить отношение общества к этому вопросу. профессор Лорен Грэхэм Почему предприниматели не занимаются инновациями Еще Г. Стивенс и Дж. Берли в своей работе «3000 Raw Ideas=1 Commercial Success» в 1997 году подтвердили существование определенной закономерности успешности инноваций. Первоначально из 3000 творческих идей (Raw Ideas) – их становление происходит в рамках 1-ого этапа инновационного процесса - формируются 300 концептуальных идей (Ideas Submitted) для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (так завершается 2-ой этап). В свою очередь, из последних примерно 125 направляется на получения патента и технико-экономического обоснования ( это уже 3-й этап). Из 125 экспериментальных проектов около 9 трансформируются в опытно-конструкторские проекты, требующие детальной экономической оценки проекта на 4-ом этапе. Из последних только 4 становятся инновационными проектами компании вследствие пробных исследований и изготовления пробной партии (5-й этап). Только 1,7 проекта коммерчески реализуются через производство и реализацию инновационного продукта на 6-ом этапе. В итоге 1 проект приносит коммерческий успех (7-й этап). Ко ли че ств о 4 3000 творческих идей 300 патентных заявок 3 125 экспериментальных исследований 2 ид ей 1 9 опытно-конструкторских разработок 4 промышленные апробации 1,7 запуска в производство и на рынок 1 Коммерческий успех 1 2 3 4 5 6 7 Этапы инновационного процесса Формула Г. Стивенса и Дж. Берли «3000 сырых идей - 1 коммерческий успех» Исходя из вышесказанного, возможность коммерческого успеха результатов инновационного процесса минимальна и равна 0,33%. В статье указывалось, что подобная закономерность оставалась стабильной на протяжении 40 лет (т.е. с 1957-1997 гг.). Как оказалось, подобная закономерность сохранилась вплоть до настоящего времени, но с незначительными изменениями – упрощениями (всего выделено 5 этапов). Сегодня формула Г. Стивенса и Дж. Берли выглядит так: «3000 сырых идей (1-ый этап) – 100 опробованных идей (2-ой этап) – 10 идей в разработке (3-ий этап) – 2 запущенных проекта (4-ый этап) = 1 коммерчески успешная идея (5-ый этап)» или проще «из 10 инновационных проектов реализуется 1 проект». 5. Что такое собственность? Понятие собственности. Пучок прав собственности. Спецификация прав собственности 6. Какова структура капитала современной экономики? 7. Что такое человеческий капитал? Научные подходы к определению человека как субъекта экономических отношений категорией «рабочая сила» В.А. Вайсбурд Г.М. Зущина, Л.A. Костин Б.Д. Бреев В.А. Вайсбурд С.Г. Землянухина рабочая сила – это совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для осуществления трудовой деятельности, совокупность людей – носителей способности к труду категорией «личный (личностный) фактор производства» личный фактор – это качественные характеристики рабочей силы и ее производительность, которая зависит от мотивированности рабочей силы и ее удовлетворенности трудом категорией «трудовой потенциал» трудовой потенциал – это способность работников к труду, определяемую их образованием, квалификацией и другими качествами, необходимыми для реализации целей производства категорией «трудовые ресурсы» трудовые ресурсы – это количественная характеристика той части населения (человеческих ресурсов), которая обладает способностью к труду, не учитывающая различий в трудовых навыках и знаниях людей категорией «человеческие ресурсы» человеческие ресурсы предстают как все население страны, и процесс их воспроизводства – как воспроизводство населения категорией «человеческий фактор производства» В.В. Григорьева человеческий фактор производства – главный компонент общественного развития, который образуется при участии людей в процессе создания материальных и духовных ценностей Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве А.Маршалла, работах многих других ученых. народов" А.Смита, "Принципах" Как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, Базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др. ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 69 69 Классики (Д.Рикардо) Прибыль – вычет из продукта труда рабочего. Это разность между ценой и издержками (Включая оплату труда). Ж.-Б. Сей В соответствии с теорией трех факторов прибыль – доход предпринимателя. Образуется как доход одного из факторов при распределении. И. Тюнен Вознаграждение за выполнение предпринимательской функции. А.Маршалл Доход, получаемый четвертым фактором (организаторским) К. Маркс Источник прибыли – прибавочная стоимость; прибыль – незаработанный доход капиталиста. Й. Шумпетер Ф.Найт Вознаграждение нововведения, внедрение инноваций. Л.Вальрас В условиях свободной конкуренции прибыль отсутствует. «Конъюнктурная теория» Прибыль – результат деятельности предпринимателя в условиях благоприятной конъюнктуры или монопольного положения фирмы. за Компенсация за риск, возможные потери в условиях рыночной неопределенности. Современный «экономикс» Прибыль – функция предпринимательской деятельности (организации, ответственности, предвидения). 70 Примеры методологического подхода к анализу проблемы Методологические подходы к анализу проблемы эффективности государственного сектора определяются рамками имеющихся в структуре экономической теории школ и направлений. 1. Теория государственных услуг и общественного товара (Э. Линдаль, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц) 2. Теория общественного выбора и принятия политических решений (К. Виксель, Р. Познер, Р. Магсрейв, Дж. Бьюкенен, М. Олсон) 3. Теория эффективного спроса и бюджетного регулирования (Дж. Кейнс) 4. Теория эффективного предложения и денежного регулирования (Г. Стайн, М. Фридмен) 5. Экономическая теория "прав собственности" (Р.Коуз, А. Оноре) [189]. 6. Теория полит ического влияния (Ж.-Ж. Роза) 7. Надстроечная теория экономической роли государства и теория дефицитной экономики (Я. Корнаи) 8. Надстроечно-базисная теория экономической роли государства (А. И. Пашков, Н. А. Цаголов) 9. Теория оптимального функционирования экономики (В. С. Немчинов, Н. П. Федоренко, В. Н. Черковец) 10. Теория двухуровневого функционирования социалистической экономики (Н. А. Цаголов, В. Н. Черковец). Первобытноо бщинный способ производства Рабовладел ь-ческий способ производств а Феодализ м Капитал изм коммуниз м По К.Марксу Традиционное обществ о Переход ное обществ о Стадия решающе го сдвига (созрева ющее общество ) Индустр иа льное обществ о Обществ о массовог о потребл ения Обществ о поиска «качеств а жизни» По У.Ростоу Доиндустриаль ное общество По Д.Беллу Индустриально е общество Постиндустриальн ое общество 73 Понятие и сущность теории экономики Исторически известны два основных подхода к научным исследованиям. Автором первого является Г. Галилей. Целью науки, с его точки зрения, является установление порядка, лежащего в основе явлений, чтобы представлять возможности объектов, порожденных этим порядком, и, соответственно, открывать новые явления. Это так называемая «чистая наука», теоретическое познание. Автором второго подхода был Френсис Бэкон. О нем вспоминают гораздо реже, хотя сейчас возобладала именно его точка зрения: «я работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел…». Наука сегодня идет именно по этому пути – пути технологического совершенствования практики. В самостоятельную науку экономическая теория выделяется в начале ХVII в. С 1615 года ее стали называть политической экономией. Автором этого названия стал французский исследователь А.Монкретьен, опубликовавший работу «Трактат политэкономии». В этом научном труде он изложил начала экономики. По определению Монкретьена «политическая экономия» - это исследование путей наиболее эффективного и рационального управления государственным хозяйством. Мрачная наука Среди обществоведов бытует мнение, что экономика является мрачной наукой. Экономисты с этим в целом согласны. Но почему? Томас Карлейль. Политическая экономия мрачная наука (dismal science). 1. Тяжелое положение рабочих является естественным и зависит от естественной цены труда. 2. Если кратко, то ответ может состоять из одной фразы: «Бесплатных обедов не бывает». Все с чем сталкиваются и изучают экономисты имеет свою цену. И здесь мы должны обратиться к понятию благ. «Государственный социализм» Социалистыутописты Марксизм Радикальный социализм Историческая школа Институционализм Неоинституционализм Меркантилисты Классическая шк. Неоклассики Неоконсерваторы Теория предложения Неолибералы Физиократы Монетаризм Кейсианство Австрийская шк. Маржинализм Неоклассический синтез Теория экономического роста Теории циклов 1600 1700 1800 1850 1900 1950 2000 77 Годы 77 78 79 Рис. 1.1. Модель макроэкономического кругооборота 82 Структура институционально -социологических направлений Классики Маржиналисты Законы производства общественного богатства Рациональное поведение «экономического человека» Неоклассики Марксисты Оптимальные решения в условиях ограниченных производственных ресурсов Институцианалисты Экономические процессы во взаимосвязи с социальными, организационными и иными общественными отношениями А.Маршалл Побудительные мотивы, воздействующие на поведение человека в сфере хозяйственной жизни Кейсианцы Экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления Факторы экономического роста и макрорегулирования экономики Монетаристы Монетарные факторы в условиях саморегулирующейся экономики 85 УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Классики Неоклассики Принцип невмешательства государства в рыночную экономику. Механизм: совершенная конкуренция. Государство обеспечивает условия для функционирования частного сектора. Рыночная экономика способна к саморегулированию. Кейсианство Необходимо государственное вмешательство. Государственное регулирование носит кратковременный характер. Определяющую роль играет стимулирование совокупного спроса. Экономическое равновесие – важнейший принцип. Определяющая роль ценового регулирования. Монетаризм Признание устойчивости и способности экономикм к саморегулированию. Принцип ограниченнного вмешательства государства. Основная сфера регулирования – денежнокредитное обращение. Национальные особенности Неоконсерватизм Защита экономики от вмешательства государства. Основа – создание условий для конкуренции и частного предпринимательства. Использование в экономической политике принципов монетаризма, экономики предложения, «рациональных ожиданий». США, Великобритания: синтез неокейсианства и монетарзма. ФРГ: неолиберализм; социальное рыночное хозяйство. Франция: институцианально-социологическое направление; индикативное планирование. Япония: государственно-корпоративное регулирование. 86 Классики (Д.Рикардо) Прибыль – вычет из продукта труда рабочего. Это разность между ценой и издержками (Включая оплату труда). Ж.-Б. Сей В соответствии с теорией трех факторов прибыль – доход предпринимателя. Образуется как доход одного из факторов при распределении. И. Тюнен Вознаграждение за выполнение предпринимательской функции. А.Маршалл Доход, получаемый четвертым фактором (организаторским) К. Маркс Источник прибыли – прибавочная стоимость; прибыль – незаработанный доход капиталиста. Й. Шумпетер Ф.Найт Вознаграждение нововведения, внедрение инноваций. Л.Вальрас В условиях свободной конкуренции прибыль отсутствует. «Конъюнктурная теория» Прибыль – результат деятельности предпринимателя в условиях благоприятной конъюнктуры или монопольного положения фирмы. за Компенсация за риск, возможные потери в условиях рыночной неопределенности. Современный «экономикс» Прибыль – функция предпринимательской деятельности (организации, ответственности, предвидения). 87 Предмет экономической теории Экономика – это наука о ведении домашнего хозяйства, цель ее – создание потребительских стоимостей, необходимых для жизни. (Аристотель) Политэкономия – наука, изучающая законы хозяйствования в рамках государства. (А. Монкретьен) Экономикс – это наука об использовании редких ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена. (Маршалл) Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономические отношения в процессе воспроизводства материальных благ и услуг в различных социально-экономических системах 88 «Состояние любой науки отражает в скрытом виде ее историю. И оно не может быть удовлетворительно изложено, если это скрытое присутствие не сделать открытым» Й. Шумпетер 89 89 Можно выделить, как минимум, 6 научных революций в истории экономической теории: смито-рикардианскую (конец XVIII в.) : в придании проблеме стоимости статуса основного вопроса политэкономии; марксистскую (конец XIX в.) трудовая теория стоимости; маржиналистскую (начало XX в.) - австриец Карл Менгер (1840 – 1921), англичанин Уильям Стэнли Джевонс (1835 –1882) и швейцарец Леон Вальрас (1834 – 1910) – сформулировали принцип снижающейся предельной полезности как фундаментальный элемент теории ценности. кейнсианскую (30-е гг. ХХ в.) -- в создании фактически новой отрасли экономической теории – макроэкономики, со своей собственной терминологией и аппаратом графиков; революция в области теории «монополистической конкуренции» (примерно то же время); консервативно-монетаристскую (80-е гг. XX в.). 90 1. Ни одна научная теория не может дать на все случаи жизни готовый набор рекомендаций. 2. Научная теория является методологическим, интеллектуальным инструментом, позволяющим приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях. 3. Со временем экономика расширяла границы своих исследований, разрушая, таким образом, ограничения, которые на нее накладываются. 4. Экономическая наука развивается вместе с обществом и отражает его растущую сложность. 91 91 Методология: новые тенденции Дж. Дэвис предлагает периодизацию развития экономической методологии, которая нам представляется весьма удачной (Davis, 2007, р. 277–278). Он выделяет в этом развитии три революции. Первая произошла в 1930-е годы, ее характеризовало проникновение позитивизма как в умы методологов, так и в методологическую рефлексию экономистов (инструментализм М. Фридмена и операционализм П. Самуэльсона). Вторая революция – проникновение в экономическую методологию идей К. Поппера и И. Лакатоша, а также Т. Куна, т.е. постпозитивистской философии науки. Стандарты научности либо стали более утонченными (как у Поппера), либо их начали подвергать сомнению с осознанием теоретической нагруженности фактов и проблемы несоизмеримости научных парадигм. С этих пор методологи стали говорить об экономической науке, используя внешние по отношению к ней теоретические ресурсы, стараясь переформулировать методологические проблемы на языке философии науки или каких-либо других гуманитарных дисциплин. Третью революцию Дж. Дэвис связывает с окончательным преодолением нормативизма и с появлением новых направлений в методологии – риторических исследований, социологии и экономики экономического знания, конкретноисторических исследований экономической науки. 1. Экономические модели Сегодня экономическая методология – разнородное поле исследований, открытое для новых подходов, проникающих в нее из самых разных дисциплин. Мы рассмотрим несколько тематических областей, которые считаем наиболее значимыми. В последнее время в экономической методологии много внимания уделяется моделям (Morrison, Morgan, 1999; Sugden, 2000; Boumans, 2005). Модели становятся в центр более предметного дескриптивного методологического анализа. Исследование конкретных моделей в качестве важных кейсов позволяет методологам понять, как работают современные экономисты, какие техники обоснования они используют. Модели мыслятся как связующее звено между миром разработанных, устоявшихся экономических теорий и конкретными фактами хозяйственной жизни. Само понятие теории тоже неоднозначно (Kincaid, Ross, 2009) – это не просто набор утверждений (в идеале – наиболее общий). Под теорией можно понимать и некую идею, задачу, ход мысли, лежащий в основе многих родственных моделей. Функции же моделей весьма разнообразны – это и решение теоретических проблем, и объяснение неких эмпирических феноменов, и формулировка тех или иных средств и инструментов экономической политики, и разработка формального инструмента для работы с определенным типом явлений (Boumans, 1999, р. 94). В методологической литературе показано, что модели чаще всего нельзя анализировать по аналогии с высказываниями о реальном мире, т.е. как некие тезисы, истинность/ложность которых можно установить. Обычно модель представляет собой способ рассуждения, предполагающий введение искусственных предпосылок для изоляции некоторого важного каузального механизма, в этом, порой, схожего с экспериментом. Построение модели – сложный процесс, когда методом проб и ошибок, под влиянием многочисленных теоретических, эмпирических, политикопрагматических, риторических, социальных и прочих факторов ученый сводит воедино свои идеи, данные, математическую технику, чтобы получить некоторый нужный ему результат. Как влияют все эти факторы на содержание экономической модели? Она должна находиться в рамках определенной теоретической традиции, соответствовать реальным данным и/или генерировать правдоподобные временные ряды, иметь конкретные практические следствия, содержать некую историю, помогающую, в частности, понять, как модель работает в конкретных случаях, наконец, модель должна приносить реальный или символический капитал своему создателю. Список критериев можно продолжить, но эти соображения, к сожалению, не помогают до конца разрешить целый ряд сложных проблем. Каков статус формальных моделей в экономической науке? Каким именно образом они репрезентируют реальность? Что значит «реалистичность» модели? Чего именно добиваются экономисты, когда строят модели? Как используются теоретические модели на практике? Все эти и множество других вопросов стоят на повестке дня в современной экономической методологии. Например, Роберт Сагден (Sugden, 2000) предлагает рассматривать модели как «правдоSugden, 2000) предлагает рассматривать модели как «правдо, 2000) предлагает рассматривать модели как «правдоподобные миры», существующие не «над» явлениями реального мира как некие идеальные конструкты, а рядом с ними – как один из элементов индуктивного ряда, использование которого позволяет повысить вероятность истинности определенного высказывания. Используя модель сегрегации Шеллинга, он показывает, что определенный причинно-следственный механизм можно анализировать индуктивно, убеждаясь в реальности его функционирования на материале как реальных примеров, так и модельных конструкций. Нэнси Картрайт (Cartwright, 2009) и Ускали Мяки (Mäki, 2009а) видят в моделях фор, 2009а) видят в моделях формы и способы изоляции неких базовых реальных каузальных факторов, «способностей» (capacities) мира. Ариэль Рубинштейн (2008) экстраваcapacities) мира. Ариэль Рубинштейн (2008) экстрава) мира. Ариэль Рубинштейн (2008) экстравагантно называет теоретические модели «баснями», совершенно фиктивными по содержанию, но важными как элемент морали и общей культуры, влияющий на принятие решений. Так или иначе, осознание гибкости моделей в экономической теории, возможности строить модели разного уровня для решения разных задач или даже для решения одной и той же задачи во многом меняет традиционные представления о функциях фундаментальной экономической теории в практике и о ее .2. Эконометрика По мнению некоторых авторов, в современной экономической науке наметился «эмпирический поворот» (Либман, 2007)7 и вместе с развитием и ростом популярности эконометрических исследований все более актуальной становится методология эконометрики. В знаменитой книге «Эконометрика: алхимия или наука?» (Hendry, 2001) Дэвид Хендри, самый известный эконометрист, занимающийся методологией, утверждает, что, с одной стороны, эконометрика может оказаться алхимией (потому что эконометристы с легкостью могут строить мнимые (spurious) регрессии), но это и наука, поскольку эконометристы умеют отвергать ложные, неверно специфицированные модели. В работах Хендри, а также других авторов, помимо сугубо специальных эконометрических тем (например, насколько устойчивость тех или иных эконометрических результатов является показателем их истинности, какие техники наиболее адекватны и т.д.), затрагивается важнейший, центральный вопрос – насколько эконометрический анализ позволяет связать теоретические модели с эмпирическими данными, выполняя тем самым функцию посредника между теорией и реальностью. Насколько полезна эконометрика в установлении такой связи? Следует ли первоначально выдвигать полученную дедуктивно модель, а потом искать наилучшую спецификацию на основе данных, или лучше дать данным «говорить свободно» (Hoover et al., 2008)? В этом же контексте выступает важнейшая идея причинности: как можно мыслить причинность и как можно говорить о ней на основе эконометрических данных? Наконец, насколько правильны простые иерархические отношения между теорией и практикой как «приложением» теории? Зачастую эконометрические модели живут особой жизнью, и связь между теоретической и эконометрической моделями проследить нельзя. Методология эконометрики, как правило, имеет прескриптивистский, нормативный характер. Порой такой анализ становится критическим по отношению к расхожим эконометрическим практикам (Ziliak, McCloskey, 2008) или обосновывает преимущества того или иного эконометрического подхода (Hoover, 2000). Актуальной для современных эконометристов остается проблема сопоставления результатов разных 3. Методологический анализ новых направлений в экономической теории Важной и интересной темой методологического анализа становится анализ новых направлений экономической науки (или новые подходы, выросшие из прежних идей). Множество дискуссий посвящено экспериментальной экономике (Guala, 2005). Не до конца ясно, каков познавательный статус экспериментальных результатов, в какой степени можно использовать их в реальной экономике и для проверки теорий; наконец, станет ли сама экспериментальная экономика новой теоретической парадигмой или она будет лишь той вспомогательной частью экономического знания, которая связана с экспериментальной проверкой теоретических утверждений и сбором полезных для теоретиков кейсов, иными словами, – источником дополнительных аргументов в пользу того или иного, очевидно вытекающего из теории тезиса (рассуждения в духе: «Экспериментальные исследования также подтверждают Х»)? Классические философские проблемы (например, те, что связаны с тезисом Дюгема–Куайна) здесь накладываются на специфику материала и переплетаются со множеством социально-философских вопросов. Как ведут себя люди в реальной жизни и в экспериментальной ситуации? Каково соотношение разных типов моделей, и можем ли мы говорить о том, что теоретическая модель, тестируемая экспериментально, и модель, используемая экспериментатором на практике, всегда изоморфны? Как очевидные (этические, финансовые) ограничения, с которыми сталкиваются экспериментаторы, влияют на результаты их анализа? Да и вообще – сводимо ли понимание того, что и как делают люди, к выводам из экспериментальных исследований? Эти и многие другие глубокие вопросы до сих пор не получили однозначного разрешения, не говоря уже о стандартных претензиях к экспериментальной экономике о неадекватности платежей, о нерепрезентативности участников экспериментов или о роли контекстной специфики (Smith, 2008). Еще одно новое направление, вызывающее неизменное внимание методологов, – так называемая эволюционная экономика (Hodgson, 1999; Witt, 2008; Vromen, 2004), а также весь тот спектр дисциплин, которые связывают экономическую науку и исследование сложных систем (в том числе в Хорошим примером методологического исследования новых направлений экономической науки служат несколько недавно появившихся работ. В одной из них (Grüne-Yanoff, 2009) речь идет об агентноориентированном моделировании – новом, набирающем обороты, подходе к анализу сложных экономических систем. Автор, разбирая конкретные примеры, уточняет, каков теоретический результат симуляционного моделирования, и показывает, что в отличие от симуляций, основанных на хорошо известных физических закономерностях (например, симуляция автокатастрофы, основанная на законах физики), симуляции в социальных науках зачастую не основаны на таких закономерностях. Поведенческие правила, приписываемые каждому неоднородному агенту, «населяющему» модель, часто не имеют и не могут иметь надежных обоснований, и тот факт, что симуляционная модель порождает некое поведение системы, близкое ее реальному поведению, еще не означает, что удалось предъявить причинное объяснение тех или иных феноменов, характерных для этой системы. Но какую роль такое моделирование играет в объяснении поведения системы? Оно демонстрирует возможные способы порождения того или иного феномена. Впрочем, как показывает автор, таких способов оказывается порой слишком много, чтобы претендовать на каузальное объяснение, а убедительных и эффективных критериев отбора причинных механизмов пока не предложено. Поэтому автор предлагает мыслить симуляции иначе – показывая, что они дают в основном не возможные каузальные объяснения (т.е. точный механизм возникновения того или иного феномена), а возможные «функциональные» объяснения – показывая, какую роль играет тот или иной фактор в динамике объясняемой системы, но не специфицируя дальше это влияние и не показывая конкретных причинно-следственных механизмов. Методологи интересуются всеми этими направлениями потому, что в них, во-первых, можно угадать лицо новой экономической науки, а во-вторых, понять некоторые закономерности ее развития, показать, насколько продуктивны эти опыты по сравнению с ее традиционным видением экономической реальности (Colander, 2000). 4. Междисциплинарность Невероятно масштабная и важная методологическая тема – междисциплинарные связи экономической науки, причем как само понятие междисциплинарности (Ананьин, 2009), так и содержание междисциплинарных взаимодействий. Помимо того что многие авторы связывают с этими взаимодействиями большие ожидания, изучение феномена экономического империализма непосредственно связано с обсуждением давней для методологии проблемы предмета экономической науки и (сегодня уже весьма условных) границ того, что называется экономическим, места экономической теории среди других социальных наук. Оценка корректности и плодотворности заимствований, а также уместности аналогий помогает оценить перспективы будущих междисциплинарных связей, понять, как и почему эти связи возникают, а также, почему те или иные заимствования оказываются успешными, наконец, показать место современной экономической науки в культуре8. Разумеется, всегда найдутся и те, кто связывает с междисциплинарными исследованиями (на разной основе) будущее всех социальных наук, призванных принять некую общую теоретическую программу – будь то теория игр, анализ конвенций/правил/институтов или поведенческие когнитивно-психологические исследования (Camerer et al., 2005). Экономическая наука, как нам представляется, последние несколько десятков лет развивается путем сложного наложения все более совершенного технического инструментария (теоретикоигрового, эконометрического, когнитивно-психологического или, например, модельно-имитационного) на содержательные идеи, идущие от запросов практики. Именно в результате этого наложения возникают новые теоретические подходы, и хотя значительная часть усилий тратится на совершенствование инструментария и стремление до блеска вычистить пушку, которая никогда не выстрелит, в редких случаях удается действительно сформулировать новые объяснительные схемы и выявить необычные каузальные механизмы. И здесь существенную роль играют источники вдохновения, возникающие вне экономической науки, в пространствах между разными дисциплинами. 5. Риторика и постмодернизм Постмодернизм в экономической методологии часто ассоциируется с именем Д. Макклоски. Действительно, новаторская работа Макклоски (McCloskey, 1983) сделала эпоху в экономической методологии. Впервые экономист под воздействием современных ему тенденций в философии и литературоведении (прагматизм, риторический поворот и т.д.) попытался разработать совершенно иное представление о сути экономического знания и о методологическом подходе к нему. Отказ от всеобщих критериев «правильной» науки был связан с представлением о том, что главное для экономиста (как показывает исторический опыт) – убедить оппонента, выиграть риторический спор, а не отыскать незыблемую истину. Вокруг проекта риторики экономической науки было сломано немало копий, но сегодня очевидно несколько моментов: работы Макклоски и ее последователей, сколь бы радикальными ни были их притязания, также способствовали отходу от нормативности в методологии, открыв дорогу новым методам и подходам к экономической науке и сделав ее исторический и методологический анализ более плюралистичным. Впрочем, для экономистов работы Макклоски (как и нашумевшая в свое время статья Фридмена), возможно, производили впечатление избыточности самого методологического анализа – как внешней, ненужной нормативной надстройки. Сами методологи, однако, поняли Макклоски правильно. Экономическая наука начала трактоваться как множество неоднородных и социально сконструированных дискурсов, создаваемых конкретными коллективами ученых и подлежащих интерпретации. По-новому в этом контексте должен пониматься и тезис Куна о несоизмеримости парадигм: речь должна идти о правилах перевода с разных языков (Болдырев, 2008), на которых говорят различные интерпретативные сообщества10. Сегодня тот чрезвычайно мощный критический заряд, который несли в себе тексты Макклоски 1980-х годов, стал стимулом для большого числа дескриптивных исследований. Теперь таких работ стало гораздо больше, и они зачастую менее экстравагантны и радикальны, чем ранние статьи и книги Макклоски и ее последователей (см., например, (Boumans, 2005)). Системный подход при исследовании экономических явлений и процессов Системный подход – это ведущее направление в методологии экономического исследования. Он базируется на изучении объектов сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое экономическое явление, получить более полное представление о нем, выявить причинноследственные связи между отдельными частями данного явления. Это такой способ теоретического и практического исследования экономических объектов, при котором каждый объект рассматривается как система. Система – это совокупность множества элементов, например, клеток (в живом организме), групп людей (в обществе), предприятий (в национальном хозяйстве), находятся в таких отношениях между собой, которые образуют определенную целостность, единство и неразрывную связь со средой. Качественные характеристики этих элементов составляют содержание системы, а совокупность закономерных связей между элементами – внутреннюю форму или структуру системы. Структура системы выражает ее строение как единство устойчивых взаимосвязей отдельных ее элементов. Например, структура общественного производства может быть представлена следующим образом: национальное хозяйство, отрасли, предприятия и т.д. в данном случае система понимается как иерархическая упорядоченность совокупности подсистем и отдельных структурных единиц. Основными структурными единицами системы большого масштаба, например, общественного производства являются отрасли национального хозяйства – системы второго порядка. В свою очередь предприятия являются производственными подсистемами отрасли, а производственные подразделения предприятий являются подсистемами предприятия. Характер связи между этими частями данной системы определяется процессами производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Основными свойствами системы являются: объективность, целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целеустремленность, самоорганизация. Учитывая эти свойства, системный анализ изучает законы, закономерности и отдельные тенденции изменения развития исследуемой системы. Под системным подходом в экономике понимается комплексное изучение исследуемого экономического явления как единого целого с позиций системного анализа. Системный подход означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей исследуемого экономического явления, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы. В системе прослеживается сложное взаимодействие и взаимообусловленность исследуемых экономических явлений и процессов, количественная определенность которых дает возможность их математизации и компьютеризации. На этом основывается широкое применение статистикоматематических методов с использованием электронно-вычислительных машин в процессе исследования экономических явлений и процессов. Это дает основание утверждать, что при исследовании экономических явлений и процессов необходим системный подход, требующий комплексного анализа рассматриваемого объекта как единого целого, что, к тому же, диктуется сложностью развития экономики. Таким образом, системный подход при изучении экономических явлений и процессов предусматривает: выявление сущности исследуемого явления и процесса как самостоятельных систем определенного порядка, имеющих различные структуры связей с экономическими подсистемами; разработку системы аналитических и систематических показателей, характеризующих количественную и качественную стороны исследуемых явлений и процессов; изучение законов, закономерностей и отдельных тенденций развития исследуемых экономических явлений и процессов; составление прогностических моделей развития экономических явлений и процессов с учетом их математического и экономического обоснования. Дом. Задание: 1. Выбрать теоретическую рамку своего исследования 2. Нарисовать схему процесса своего предмета исследования (выделить элементы и их взаимосвязь) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Социология

Методология научного исследования

Тема 3. Методология научного исследования1 Научная деятельность, как и любая другая, осуществляется при помощи определенных средств, а также особых пр...

Социология

Методология научного исследования.

Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Методология (букв. путь вслед за чем либо) – это 1) учение о структуре, логической организации, методах и...

Социология

Методология научных исследований

Лекция 3. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Метод в науке     совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, ...

Социология

Методология научных исследований

Методология научны х исследований Место дисциплины в системе подготовки магистров  Подготовка к эффективной профессиональной научноисследовательской ...

Естествознание

Методология и методы научного исследования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Основы научных исследований» направление подготовки (специалитет) 20.05.01 «Пожарная безо...

Управление персоналом

Теоретические аспекты методологии научного исследования. Содержание научного исследования. Роль исследования социально-экономических процессов в научном управлении.

Глава 1. Теоретические аспекты методологии научного исследования 1.1. Понятие о науке Наука — это целостная социальная система, объединяющая в себе по...

Стратегический менеджмент

Виды стратегических исследований, научная база методологии стратегического менеджмента.

Лекция 1. Виды стратегических исследований, научная база методологии стратегического менеджмента. Формирование стратегии основывается на процедурах ст...

Социология

Методологические основы научного исследования

Аннотации лекций. Лекция 1 Методологические основы научного исследования План: 1.Методология 2. Функции и виды методологии 3. Философия и методология ...

Педагогика

Методология педагогики, ее предмет, задачи и уровни.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ КУРСА ТЕМА 1. Методология педагогики, ее предмет, задачи и уровни. Методология как учение о методах познания и преобразовани...

Смотреть все