Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История развития системного подхода. Методологические задачи СА. Специфика системных исследований в психологии. Теория и методология психологического исследования.

  • 👀 647 просмотров
  • 📌 583 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История развития системного подхода. Методологические задачи СА. Специфика системных исследований в психологии. Теория и методология психологического исследования.» pdf
Лекция 1. История развития системного подхода. Методологические задачи СА. Специфика системных исследований в психологии. Теория и методология психологического исследования. Системный подход в науке получил широкое распространение начиная с 50—60-х гг. XX в. В его основе были различные общеметодологические теории и схемы, прежде всего уже упоминавшиеся общая теория систем и кибернетика. Сложилось такое положение, что под лозунгами системного подхода выступали представители различных специальностей, при этом их представления о системном подходе основывались на различных теоретических взглядах, и общего между их версиями системного подхода было довольно мало. В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре. Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью. Системный анализ - это выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления. Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры. Развитие принципа системности имеет свою историю. Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела. Машина как образ системности. В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими "формами" и "сущностями", представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство. Система "организм – среда". Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности. У Дарвина принцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде. Кольцевая регуляция работы системы организма. Совершенно уникальным в сеченовской концепции "кольцевого управления поведением" являлось положение о характере информации, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут "обратно" команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Тем самым взамен "круга между мозгом и мышцей", то есть модели, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организма, вырисовался иной "круг". Это был большой "круг", реализующий системное отношение "организм – среда", в котором мышцы выполняли функцию посредника органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собственном состоянии. В итоге отношение "организм – среда" оборачивалось в сеченовской интерпретации отношением "организм – выстраиваемый им сенсомоторный образ среды – сама среда как независимая от организма и его действий реальность". Вводя среднее звено, Сеченов переходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения. Психическая регуляция поведения. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный "дубликат" этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись "гибридными". Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном сочетании с другими совершать полноценные интеллектуальные операции. Гештальтизм. Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития "ткани" сознания, она состоит не из разрозненных "нитей", а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов. В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности. Системность в исследованиях Ж.Пиаже. Исходным для него служил принцип функционального равновесия, к которому тяготеют отношения между организмом и средой. Чтобы реализовать его применительно к психологии, следует, по мнению ученого, внедрить в эту науку новую биологическую парадигму, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности. Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л.С. Выготским положения о системном строении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психологии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии "в виде представлений о системно-динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии (М Боуэн, С. Минухин, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, А.В. Черников и др.). Возникновение системного подхода в отечественной психологии некоторые авторы связывают с именем Б.Ф. Ломова (1927—1989) — видного отечественного психолога, организатора и первого директора Института психологии АН СССР (ныне — ИП РАН). Не следует забывать, что системный подход в отечественной психологии был намечен намного раньше в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Что касается работ самого Б.Ф. Ломова, то один из методологических принципов, предложенных им, заключается в необходимости изучения объектов психологической науки как систем и анализе объектов на трех уровнях — макро-, мезо- и микроуровне. Очевидно, что этот принцип имеет предельно общий характер и нуждается в конкретизации. Задачи и функции методологии Методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения или воспитания» [8, с. 40]. На практике методологией педагогики являются представленные, прежде всего, в философии и психологии концепции личности и ее развития в виде того или иного подхода к пониманию природы человека в целом, сущности его социальной природы и процессов, обеспечивающих становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности. Следовательно, методологические подходы отличаются прежде всего, пониманием природы личности, источников процесса ее развития и соотношением значимости факторов, определяющих этот процесс. Задачи методологии в педагогическом исследовании: – определение целей исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого; – изучение всех процессов в исследовании с позиции их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития; – рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке (социология, психология, физиология, генетика); – ориентация на системный подход в исследовании (взаимосвязь элементов и явлений, структура, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, особенности, факторы, условия и т.д.); – выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания; – связь теории и практики, разработка идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое научное мышление при одновременном исключении старого отжившего. Методология педагогики подразделяется на 2 группы: Выполняют дескриптивные (регулятивные) функции 1. Научное познание педагогики среди других форм освоения духовного мира, к которым относятся: стихийное эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности; 2. Определение принадлежности работы к науке, т.е. характер целеполагания, выделение объекта исследования, выделение специальных средств познания, однозначность понятий; 3. Типология педагогических исследований; 4. Характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу: проблема, тема, актуальность исследования, его предмет и цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения; Логика педагогического исследования. Выполняют дескриптивные функции (описательные): 1. Определение методологии; 2. Общая характеристика методологии как науки и ее уровни; 3. Методология как система знаний и система действий; 4. Объект и предмет методологического основания в области педагогики. нормативные основания методологии теоретические основания методологии 5. Теория, методология и методы психологического исследования Любое психологическое исследование начинается с изучения состояния проблемы: теоретических концепций, положений, взглядов, существующих по этой проблеме; методологических подходов, выработанных в данной области исследования; фактов, эмпирических, экспериментальных данных, накопленными другими исследователями. Рассмотрим, каково же соотношение между теорией, методологией, методами и миром эмпирии. Теория (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — в широком смысле — система взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений какой-либо области окружающего мира; в узком смысле — высшая, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории. Одной из важных функций научной теории является ее прогностическая функция, эвристическая способность предсказывать появление новых явлений в рамках существующей или принятой парадигмы [65, с. 366; 66, с. 6761. Парадигма (от греч.paradeiyma — пример, образец) — теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Парадиг- мальный подход один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области. Данный подход предложил американский историк физики Томас Кун. Стремясь построить теорию научных революций, Кун разработал систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т.е. «...признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» 126, с. 111. Смена парадигм и представляет собой научную революцию. Вместе с тем понятие «парадигма» используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания. Выделяют допарадигмальный (или нредпарадигмальный) период, когда между учеными отсутствует единая точка зрения по ряду решения проблем, не сложилась теория, признанная научным сообществом, и собственно нарадигмальный период, когда наука выработала общие теоретические и методологические основы, исходя из которых ученые осуществляют научные исследования и в рамках которых объясняют и интерпретируют их результаты. Для дальнейшего развития и углубления научного знания неизбежно появляется ряд явлений и фактов, которые невозможно объяснить с позиций теорий, сформулированных в рамках данной парадигмы, и тогда наступает кризис в науке, парадигма «взрывается», отметается как несостоятельная и на смену ей приходит другая. Такова сущность процесса научного познания и прогресса. Теория может развиваться и в относительной независимости от эмпирических исследований, например, посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, посредством введения различных гипотетических допущений или теоретических моделей, также путем мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Именно подобная относительная самостоятельность теоретических (фундаментальных) исследований является важным преимуществом теории, ибо дает ей богатые эвристические возможности по прогнозированию появления и описанию новых явлений в исследуемой области. Однако реальное функционирование и развитие теории осуществляются в единстве с эмпирическими исследованиями. Теория выступает как реальное знание о мире, в нашем случае о психической реальности, только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Так как опыт, практика является критерием истинности теории. В то же время подтверждение теории или ее опровержение отдельными или даже многими эмпирическими исследованиями не могут служить основанием как для безоговорочной ее истинности, так и для опровержения. Тем не менее подобные противоречия, разногласия в среде ученого мира являются мощным стимулом совершенствования теории, вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных позиций. Но пересмотр исходных позиций в науке связан, как правило, с ее кризисом, когда в рамках существующих представлений и понятий теория уже не в состоянии описать явление, существующие как артефакты (выходящие за области объяснения) в данной области.
«История развития системного подхода. Методологические задачи СА. Специфика системных исследований в психологии. Теория и методология психологического исследования.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Степанова-Быкова А. С.
Автор(ы) Михайлюк Е. А.
Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot