Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История психологии как наука. Основные категории психологии

  • 👀 568 просмотров
  • 📌 550 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История психологии как наука. Основные категории психологии» pptx
История психологии как наука лекция 1. 1. Предмет и методы истории психологии 2. Факторы и принципы истории психологии 3. Основные категории психологии 4. Определения психики Предмет истории психологии • История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. В предмет истории психологии входят: • закономерности формирования и развития взглядов на психику; • взаимосвязи и взаимовлияние психологии с философией и естествознанием; • изменение в понимании содержания психики и методов его изучения. Связь психологии с другими науками • На протяжении нескольких веков психология была частью философии • Психология связана с математикой, естествознанием и медициной • Есть связь с гуманитарным знанием: с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием Методы истории психологии • Методы, используемые в истории психологии, отличаются от методов общей психологии. • В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом Методы истории психологии • Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии Методы психологии • Историко-генет ический метод изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период. • Историко-функциональны й метод анализируется преемственность высказываемых идей. • Биограф ический метод - позволяет выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого Методы психологии • Метод системат изации психологических вы сказы ваний. • Метод категориального анализа предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей. Источники истории психологии Источниками для истории психологии служат: • труды ученых, • архивные материалы, • воспоминания об их жизни и деятельности, • анализ историко-социологических материалов • анализ художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени Факторы развития психологии как науки 1. логика развития психологических знаний 2. социальная ситуация развития науки; 3. особенности личности конкретного ученого Факторы развития психологии как науки • Ведущий фактор - логика развит ия психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. • этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению Факторы развития психологии как науки Влияние социальной сит уации (субъект ивны й фактор): • общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его. • это влияние осуществляется опосредованно, через социальную перцепцию, т.е. через особенности восприятия и понимания этих социокультурных условий учеными, научным сообществом в целом Факторы развития психологии как науки Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. 1. она создает условия для возникновения той или иной концепции. Например, проведение реформ в 60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания способствовали появлению первых психологических концепций ментальности, или, как их тогда называли, концепций «психологии национального характера». Факторы развития психологии как науки Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. 1. Тот факт, что эти концепции возникли не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта), также является доказательством влияния социальной ситуации, ибо это был период роста национального самосознания не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объединение Факторы развития психологии как науки Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. 2. Социальная ситуация влияет и на принятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность научных концепций ожиданиям общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями Факторы развития психологии как науки Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. 2. Социальная ситуация влияет и на принятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность научных концепций ожиданиям общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями Факторы развития психологии как науки Личност ь ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. – это третий (субъективный) фактор Факторы развития психологии как науки Анализ личности ученого, его биографии дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждением окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам Методологические принципы • Принцип детерминизма: • все психические явления связаны причинноследственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению Методологические принципы • Принцип детерминизма: • В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. • Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом Методологические принципы • Принцип детерминизма: • В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. • Демокрит разработал развернутую концепцию детерминизма и написал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять» Методологические принципы • Принцип детерминизма: • Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. • они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи Методологические принципы • Принцип детерминизма: • Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. • Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение Методологические принципы • Принцип детерминизма: • в XVII в., Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. • Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса Методологические принципы • Принцип детерминизма: • Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. • Его влияние можно увидеть, например, в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психике) и в большом (поведении) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона Методологические принципы • Принцип детерминизма: • биологический детерминизм возник с появлением теории эволюции. • развитие психики определяется адаптацией к среде, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. • Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому Методологические принципы • Принцип детерминизма: • Психологический детерминизм основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. • Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации - в общении, познании, творческой деятельности Методологические принципы • Принцип детерминизма: • Психологический детерминизм • среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. • процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека Методологические принципы • Принцип системност и: • описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. • отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. • изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии Методологические принципы • Принцип системност и: • Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма Методологические принципы • Принцип системност и: • Функциональны й подход представлял психику как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), • появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. • существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. • психические процессы и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки Методологические принципы • Принцип системност и представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. • системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. • Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостности), так как каждая психическая система является уникальной и цельной Методологические принципы • Принцип развит ия: • психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. • существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка Методологические принципы • Принцип развит ия: • процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. • но невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов Основные категории психологии • выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. • мотив, образ, деятельность, личность, общение, переж ивание. • В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях Категория образа • Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. • Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. • Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности Категория образа • Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека. • Образ как сенсорная основа мысли считался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и представлений. • БезОбразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. • Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в гештальтпсихологии Категория образа • Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. • Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. • Л. С. Выготский, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие посвятили свои наиболее значительные труды исследованию именно этой проблемы Категория образа • Чувственный и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как определенный аналог этой философской категории. • Однако для психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознанности образов, так как бессознательное и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание Категория мотива • Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуждает человека к движению, т. е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения • мотивы связывались и с движущимися атомами, и с «животными духами»; были и теории, которые говорили об их нематериальности Категория мотива • Платон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые и служат носителями мотива, • Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души-монады. • независимо от истолкования природы мотива он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психологов. • в современной психологии понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ Категория переживания • Несмотря на то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения Категория деятельности • в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность. • На первых этапах развития психологии ученые не подвергали сомнению мысль о том, что поведение представляет собой такое же психологическое понятие, как и мышление. • Однако со временем психологи начали отождествлять психику лишь с сознанием, а все внешние проявления активности выходили за рамки собственно психического Категория деятельности • В середине прошлого века английский психолог Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. • Таким образом, было не только зафиксировано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории Категория деятельности • В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности - ведущая; • это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест • изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов представляет собой одну из центральных проблем возрастной психологии Категория общения • Мысль о том, что человек - существо социальное, т. е. не может существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристотелем. • С течением времени психология получала все больше данных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формировании представлений о себе и мире Категория общения • В возрастной психологии огромная роль взрослого и отношений взрослый-ребенок является одной из аксиом, указывающей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не может осуществляться в изоляции. • С появлением социальной психологии началось серьезное изучение общения взрослых друг с другом, при этом особое внимание уделялось массовым коммуникациям Категория общения • Исследования позволили выделить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику. • Анализ направления развития психологии показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различным проблемам общения, будет и дальше возрастать Категория личности • категория личност ь появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. • Однако в то время понятия личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность Категория личности • Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности поразному Глобальные проблемы психологии • В античной психологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей. • С этой точки зрения человек подчинялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а психические законы были отражением физических, т.е. вариациями основных законов природы Глобальные проблемы психологии • Исследование этих законов приводило ученых к мысли о том, что существует некая первооснова, которая составляет сущность и психического, и физического. • Такой ответ на психофизическую проблему получил название монизм (общая, единая первооснова, субстанция). • В зависимости от того, идеальной или материальной является эта субстанция, монизм может быть идеалистическим или материалистическим Глобальные проблемы психологии • Некоторые ученые отвергали наличие единой субстанции, доказывая, как, например, Р.Декарт, что существуют два первоначала, две разные субстанции: для души и для тела. Этот подход получил название дуализм. • Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появилось понятие психоф изического параллелизма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений Глобальные проблемы психологии • С середины 19 века, с развитием биологии и медицины, психология получила достаточно важный объективный материал, позволявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. • Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического Глобальные проблемы психологии • С середины 19 века, с развитием биологии и медицины, психология получила достаточно важный объективный материал, позволявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. • Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического Определения психики • Психика - это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического). • Психика - это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт). Определения психики • Психика есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: по мере знакомства с явлениями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственновременной смежности (ассоциативная психология) Определения психики • Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная психология В. Вундта и Э. Титченера). Определения психики • Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Определения психики • Психика представляет собой систему формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Определения психики • Психика есть особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология). Определения психики • Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).
«История психологии как наука. Основные категории психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot