Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология и Педагогика как отрасль научного знания

  • 👀 313 просмотров
  • 📌 264 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Психология и Педагогика как отрасль научного знания
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология и Педагогика как отрасль научного знания» doc
Лекция 1. Психология и Педагогика как отрасль научного знания. План: 1. Предмет, объект и методы психологии. 2. Место психологии в системе наук. 3. История развития психологического знания. 4. Основные направления психологи. Литература: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2010. 2. Петровский А.В. Общая психология. –М., 2009. 3. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. –М., 2011. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 1. Предмет, объект и методы психологии. Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей. Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В. Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психоло­гия — это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния. Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы. 1 . Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые. 2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.). 3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности). Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизационные, релаксационные) Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении про­фессиональных и других задач в различных обстоятельствах жиз­ни и деятельности. В целом психология как наука выполняет две основные функ­ции: как фундаментальная наука она призвана разрабатывать пси­хологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как при­кладная область знаний — формулировать рекомендации по со­вершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей. Методы психологии: наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. Различают наблюдение включенное, когда исследователь стано­вится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не­включенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, при­меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделе­нием вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социо­логии. При интервьюировании исследователь придерживается за­ранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной после­довательности. Во время интервью ответы записывают открыто. Анкетирование — метод массовою сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоре­тические методы связаны с изучением литературы: трудов клас­сиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в част­ности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учите­ле; справочной педагогической литературы, учебников и методи­ческих пособий по педагогике и смежным наукам. 2. Место психологии в системе наук. Психология — это область гуманитарного, антропологиче­ского знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимо­связей. • Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физио­логия высшей нервной деятельности человека. Философские науки имеют для психологии прежде всего тео­ретико-методологическое значение. Они вооружают человека по­ниманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, пони­мание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в форми­рование мировоззрения человека. • Есть науки, в отношении которых психология выступает од­ной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в пер­вую очередь относятся педагогические, юридические, медицин­ские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно пол­ной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том чис­ле и психики человека, психологии возрастных, этнических, про­фессиональных и других групп людей. Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. 3. История развития психологического знания. Учение о душе (V в. до н.э. - начало XVII в. н.э.) Учение о душе складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования. Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души - несовершенные образы единой универсальной мировой души - обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем. Согласно Аристотелю, душа - форма живого органического тела, обеспечивающая его предназаначение. Душа есть основа всех жизненнх проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трех типах души - растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора. Ученик Платона, последователь аристотеля Теофраст (372-287 гг. до н.э.) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги. Гиппократ (.ок. 460-ок. 377 до н.э.) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения. В III-V вв. н.э. в работах Плотина (205-270), Аврелия Августина (354-430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришел к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. важнейшие новые составляющие о душе, введенные Бэконом, - представление о роли общества и орудий в процессах познания. Философская теория познания (середина XVII в. - середина XIX в.) Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (1596-1650), в котором впервые был использован термин "[сознание]". Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа [интроспекция]. Согласно критерию интроспекции душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механисического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что вешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. 4. Основные направления психологии. Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихий­но складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой мно­гоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относи­тельно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отрас­лям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искус­ства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, меди­цинской, юридической, политической, этнической и т.д. Введение в педагогику Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» (мальчика, ребенка) и «аго» (вести). В Древней Греции педагогом называли особого раба, который сопровождал сына своего господина в палестру(школу). В его обязанности входило носить за молодым хозяином книги, таблицы, музыкальные инструменты, на улице следить, чтобы мальчик ни с кем не говорил, чтобы он шел, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. Можно сказать, что этот раб в какой-то мере выступал в роли наставника. В европейских языках слово «педагогика» появилось, скорее всего, в эпоху Возрождения вместе с развитием античных идей о гармоничном развитии человека, и использовалось для обозначения науки и искусства обучения и воспитания. Разумеется, большое внимание вопросам воспитания и обучения уделяли все известные философы и мыслители, начиная с Конфуция в Древнем Китае, Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции. Однако, только примерно с XVII века педагогика начала формироваться как самостоятельная наука. Основоположником педагогической теории считается выдающийся чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670). В своем знаменитом труде «Великая дидактика, или универсальное искусство обучать всех всему» он изложил идеи, которые не утратили своего научного значения и актуальности и в наши дни. Он провозгласил необходимость всеобщего образования для всех детей, обосновал содержание и принципы обучения, классно-урочную организацию учебных занятий, разработал методы обучения, а также требования, которым должна удовлетворять учебная и педагогическая деятельность. Дальнейшее интенсивное развитие педагогической теории и практики в XVIII веке привело к созданию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. То есть педагогика оформилась как учебная дисциплина. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии. Скорее всего, именно немецкое слово «Pidagogik» было заимствовано для обозначения в русском языке рассматриваемой науки. Дидактика (от греч. «didakticos” - поучающий и “didasko”- изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения. Впервые это слово появилось в работе «Краткий отчет из дидактики, или Искусства обучения Ратихия» немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихий)(1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. С «Великой дидактики» Коменского педагогика стала считаться самостоятельной научной дисциплиной. Краткое и емкое определение «дидактики» звучит так: дидактика — это наука об обучении и образовании, об их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатах. Изначально педагогика занималась вопросами воспитания и обучения лишь детей. Поэтому в качестве научной отрасли самыми первыми выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Позже появились и активно развиваются такие отрасли, как педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. И, так как, в квалифицированном педагогическом сопровождении на сегодняшний день зачастую нуждаются не только дети, но и взрослые, можно допустить, что современная педагогика – это наука о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика относится к наукам о человеке и занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук. Как и всякая наука, педагогика имеет свой предмет, а также свои функции, задачи и методы. Объект – это область действительности, которую исследует конкретная наука. Предмет – способ видения объекта с позиций этой науки. Другими словами, предмет науки – это тот же объект, только в представлениях этой науки, рассмотренный как бы через призму методологии конкретной науки. Одной из принципиальных позиций современной педагогической науки, определяющих ее методологию, является диалогичность. Процессы воспитания и обучения рассматриваются здесь как неизбежно включающие в себя как минимум две взаимодействующие стороны – обучаемых и воспитуемых, и обучающих и воспитывающих. И осуществляются эти процессы в виде диалога. Таким образом, педагогика изучает процесс воспитания и обучения: с одной стороны– как деятельность учителя и воспитателя и правила организации ребенка в процессе воспитания и этой деятельности; с другой стороны как изменения, происходящие в обучении – развитие личности и сопутствующие факторы. В целом как взаимодействие этих сторон. Для определения такого двустороннего явления в педагогике существует устойчивое словосочетание «педагогический процесс». Если понимать его как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, то можно признать педагогический процесс предметом педагогики. В Законе РФ «Об образовании» такой феномен как ц е л е н а п р а в л е н н ы й процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), понимается как образование. Значит, образование, как область действительности, можно считать объектом педагогической науки. Основные категории в науке – это ключевые понятия, которыми этанаука оперирует. Воспитание является основной категорией в педагогике. В научной педагогической лексике утвердилось несколько его значений. Другими основными категориями педагогики являются «образование», «обучение» и «развитие». В современных официальных документах первый термин определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». В таком понимании образование включает в себя и воспитание и обучение. Обучение же принято рассматривать как упорядоченное взаимодействие (общение) между учителем и учеником, направленное на достижение поставленной цели: усвоения общественно-исторического опыта, овладения той или иной конкретной деятельностью. Причем, выделяют образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения. Однако в российской педагогике понятие «воспитание» – как процесс целенаправленного формирования личности – долгое время традиционно использовался если не как более общее, то определенно как равнозначное понятию «образования». Логично предположить, что многообразие трактовок и частичная синонимичность основных категорий педагогики не способствует четкому пониманию сути педагогической науки. Поэтому в данном случае представляется возможным развести эти категории следующим образом: Если понимать развитие как качественное необратимое изменение человека в онтогенезе, то на разных этапах развития личности целенаправленный процесс усвоения индивидом культурного наследия общества и опыта деятельности и поведения будет в большей мере акцентироваться на одной из названных категорий. В школьном возрасте основной характеристикой способностей ученика фактически является его успеваемость. Общество вменяет личности на этой стадии развития обязанность учиться, учиться и учиться… Акцент, таким образом, делается на обучении. Предполагается, что ученик усваивает материал на когнитивном (сознательном) уровне, а сам материал представляется в виде структурированной информации и опыта ее использования – знаний, умений и навыков. И только к моменту окончания образовательного учреждения говорится о неполном, полном, или среднем специальном образовании, и о возможности продолжить свое образование. Следует особо отметить, что все эти понятия не являются взаимоисключающими, а, наоборот, как бы включают в себя друг друга. Но, все-таки, образование можно считать обобщающим понятием. Поэтому мы и определили его как объект педагогики. А воспитание и обучение в общем понимании означают пути образования индивида (личности). Конечно, формирование личности происходит не только в образовательных учреждениях. На человека изначально оказывает воспитывающее влияние все, что его окружает: родители, компания, общество со всеми своими институтами, и те материальные и природные условия, в которых он обитает (жилище, ландшафт, климат, конкретно-исторический момент). Педагогическая наука утверждает, что в процессе социализации индивид не только употребляет (использует) культуру, но и, в определенной мере, является ее творцом. Главное отличие социализации от воспитания, или образования в целом может заключаться в отсутствие у агентов социализации осознанной заинтересованности в позитивном развитии какой-либо личности. И наоборот: образование называют управляемой социализацией, направленной на формирование гармонично развитого человека.
«Психология и Педагогика как отрасль научного знания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot