Русская живопись
В первой половине столетия в живописи господствовал академический классицизм. Художников Академия художеств призывала соблюдать основные каноны классицизма и писать в основном на религиозную тематику, а также использовать библейские и мифологические сюжеты. Все это не находило отклика у молодых художников, которые хотели выйти за эти узкие рамки. И им это удалось.
Так творчество О. Кипренского и В. Тропинина отличают необычные черты, которые были навеяны идеями романтизма. Романтическим идеалом этого времени был национальный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 года.
Перешагнув строгие каноны классицизма живописцы стремились передать многообразие, а главное неповторимость окружающего мира. Новое восприятие затронуло привычные портрет и пейзаж, а также породило и новы жанр – бытовую картину. А. Венецианов, землемер по образованию, ушедший со службы ради живописи, считается основателем бытового жанра. Основной темой его творчества была сельская жизнь. В этом же жанре творил и П. Федотов, картины которого нагружены как комедийно-сатирически, так и драматически, а самого художника называли «Гоголь в живописи».
Нельзя не вспомнить К. Брюллова, сочетающего в своих произведениях академизм и романтизм. Академизм свойствен А. Иванову, который 20 лет писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу».
Вторая половина $XIX$ века ознаменовалась поворотом живописцев к критическому реализму. Активное начало этого связывают с именами И. Крамского, Г. Мясоедова, В. Перова, которые объединились в Товарищество передвижных художественных выставок. Позже их стали называть просто художниками-передвижниками.
Они определили самые важные направления развития живописи, а основную задачу своих передвижных выставок они видели в пропаганде живописи русских художников.
В товарищество входили все талантливые художники, которые прославили Россию на весь мир:
- Репин,
- Суриков,
- Маковский,
- Поленов,
- Левитан,
- Серов.
Их полотна украшают все самые знаменитые музеи.
Архитектура «золотого века» русской культуры
В архитектуре столетие началось с ампира, от слова империя, – это считается высоким классицизмом. В России этот стиль тот национальный подъем, который был вызван войной с Наполеоном.
Конец $XVIII$ и начало $XIX$ в.– это эпоха высокого или зрелого классицизма или ампира (от слова «империя»). Русский ампир отразил национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для этого стиля характерен лепной, резной и литой декор. Очень много построек в стиле ампир в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России.
В Петербурге это здание Адмиралтейства, построенное архитектором А. Захаровым с портиками по всему фасаду. Весь Невский имеет вид завершающегося Казанским собором ансамбля. Архитектор О. Монферран разработал проект Исаакиевского собора, а оформление из вне и внутри сделано скульптором П. Клодтом и художником К. Брюлловым. Много архитектурных ансамблей города связаны с именем великого скульптора К. Росси. Это Александрийский театр, Михайловский дворец, в котором сегодня расположился Русский музей, здания Сената и Синода.
Для архитектуры Москвы того периода более характерен классицизм. С ним связаны имена таких выдающихся архитекторов, как О. Бове, создавший Большой театр и манеж, Д. Жилярди, который спроектировал Опекунский совет на Солянке.
Ампир и классицизм сменили различные эклектические течения такие, как псевдорусский или русско-византийский стиль.
Так, К. Тон использовал традиции древнерусской архитектуры, которые подчинялись строгим пропорциям и симметрии классицизма, например, узкие арочные окна и архитектурный декор русского и византийского происхождения. Ему принадлежит проект Большого Кремлевского дворца, храм Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона).