Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Батальный жанр в живописи

Понятие батального жанра в живописи

Определение 1

Батальный жанр – это жанр в изобразительном искусстве, который посвящен теме войны и военной жизни.

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим. А стремление показать повседневную жизнь военных на фронте или в казарме перекликает батальный жанр с бытовым.

Художник, работающий в батальном жанре, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может перенести на холст не просто события, но и свои личные переживания, впечатления, ощущения, связанные с этими событиями.

Замечание 1

Батальный жанр создавался в первую очередь для восхваления воинской доблести, торжества победы, для поддержки в обществе воинского духа и патриотизма.

Этапы развития батального жанра

Интерес к изображению воин был у людей еще в древние времена. Тогда изображали военных героев, осады крепостей, разные сражения и грозных военных начальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме, на Востоке. Там находили древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелен, мозаики с изображением военной тематики.

В средние века военные изображения были распространены на книжных миниатюрах, иконах и даже на тканях.

В XV-XVI веках в период эпохи Возрождения батальная живопись начала активно развиваться в Италии. Одними из первых художников, которые начали работать над военной тематикой, были Паоло Уччелло и Пьеро Делла Франческа.

У Леонардо да Винчи на картонах для фресок военные действия получили героическую обобщенность и идейное содержание (картина "Битва при Ангьяри"). А Микеланджело на картине "Битва при Кашине" акцентировал героическую готовность к борьбе. На полотнах Тициана появилась сцена реальной битвы, а на работах Тинторетто – неисчислимые массы воинов (картина «Битва при Заре»).

«Батальный жанр в живописи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В XVII веке произошло сближение батального жанра с историческим. Этому сближению способствовали картины художника Д. Веласкеса, который передавал исторический смысл и этическую основу военных действий. На картине «Сдача Бреды» он раскрыл социально-исторический смысл военных событий.

Сдача Бреды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сдача Бреды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этот период начали выделяться баталисты-профессионалы. Во Франции это был А.Ф. Ван дер Мёлен.

На полотнах стали возвеличивать полководцев на фоне битвы и изображать кавалерийские стычки.

С XVIII века вместо тяжелых боев стали появляться картины с тяжелым военным бытом солдат.

В России родился патриотический батальный жанр - «Куликовская битва» и «Полтавская баталия» И.Н. Никитина, морские сражения на гравюрах А. Ф. Зубова, батально-исторические композиции Угрюмова Г.И.

В первой половине XIX века эмоциональный пафос романтизма и историзм наложили свой отпечаток на развитие батального жанра. Национально-освободительные движения в Европе и наполеоновские войны запечатлели на своих полотнах такие художники как:

  • Антуан-Жан Гро;
  • Теодор Жерико;
  • Эжен Делакруа;
  • Орас Верне во Франции;
  • Франсиско Гойя в Испании;
  • Петр Михаловский в Польше.

Русская батальная живопись в этот период начала менять свое направление и от традиционных композиций с полководцем на переднем плане стала переходить к документальной точности изображения реального боя и жанровых деталей. Вне традиций стояли изображения И.И. Теребенёва, которые он посвятил народному подвигу в Отечественной войне 1812 года.

Во второй половине XIX века художники начали проявлять внимание к действиям и переживаниям рядовых солдат, принимающих участие в боевых действиях, и усилили психологические, жанровые и пейзажные начала.

В связи с этим в России стало расцветать искусство морской батальной картины (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов). На своих полотнах К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов отобразили тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата.

Особенно правдоподобно и всесторонне отразил суровые будни войны В.В. Верещагин. Он показал во всем обличии милитаризм и бездушную жестокость завоевателей, но запечатлел страдания народа и героизм русских солдат. Художник ломал все традиции и схемы батального жанра, так же как И.М. Прянишников, А.Д. Кившенко, В.И. Суриков.

Замечание 2

В XX веке частые революции и воины внесли свои правки в развитие и принципы батального жанра.

В буржуазных странах, особенно там, где процветала фашистская диктатура, батальные изображения приобрели шовинистический смысл. Но не всех это устраивало. Так бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х.К. Ороско протестовали против войн и насилия, создали яркие и эмоциональные образы этих трагедий. В их картинах заметны следы экспрессионизма или сюрреализма, а военные сцены окрашены в мрачные цвета отчаяния.

В советской живописи батальный жанр получил широкое развитие. Он выражал единство народа, желание сохранить и защитить социалистическое отечество, раскрывал классовую природу войн.

Советский батальный жанр формировался в период Гражданской войны, а потом его продолжили художники: М.Б. Греков, М.И. Авилов, Ф.С. Богородского, П.М. Шухмин, К.С. Петров-Водкин, А.А. Дейнеки, Г.К. Савицкий, Н.С. Самокиш, Р.Р. Френц.

В период Великой Отечественной Войны и послевоенный период батальный жанр пережил новый подъем. Художники этого времени старались показать исторически верную картину военных событий и поднимали такие темы:

  • героическая военная история Родины;
  • боевая готовность армии, флота и военно-воздушных сил;
  • психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов;
  • обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил.

Борьба с империализмом и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие батального жанра.

Неизменно влияние батального жанра на человека и его культуру. Из книг люди узнают о событиях военных лет и благодаря своей фантазии могут представить, как развивались события. А глядя на картины с изображением военных событий можно увидеть реальность и поспособствовать тому, чтобы эти события больше не повторялись.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot