Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественная культура начала XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура начала XX в. / Художественная культура начала XX в.
Художественная культура начала XX в.

Создание и деятельность «Мира искусства»

В Петербурге в 1898 г. художник А.Н. Бенуа и антрепренер С.П. Дягилев создали объединение «Мир искусства», которое просуществовало до 1924 г. В него вошли талантливые художники:

  • Л.С. Бакст,
  • М.В. Добужинский,
  • Е.Е. Лансере,
  • А.П. Остроумова-Лебедева,
  • К.А. Сомов.
Замечание 1

Лозунгом объединения было создание «чистого» искусства и «преображение жизни искусством». Центром творческой жизни «Мира искусства» стал одноименный журнал, в котором нашла отражение многообразная деятельность «мирискусников».

«Мир искусства» теснейшим образом был связан с театром. Художники этого объединения часто оформляли спектакли, делали эскизы декораций и костюмов к постановкам. Огромная заслуга С.П. Дягилева состоит в том, что он вывел русское искусство на международную арену, организуя «русские сезоны» в Париже.

Оформленные художниками «Мира искусства» оперы «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова превращались в настоящее сказочное красочное действо. Костюмы и декорации Бакста, Бенуа и других художников были подлинными шедеврами искусства. В этих спектаклях создавал образы, полные силы и мощи, великий бас России Федор Иванович Шаляпин.

Появления новых направлений в художественной культуре

В творчестве Врубеля наиболее ярко проявились черты модерна. Его картины напоминают то мозаику, то витраж, то гобелен, в них сочетаются черты реализма и символизма.

Но были в начале XX в. направления в искусстве, для которых прежде всего был характерен разрыв с традициями прошлого. Их миссия заключалась в поисках новых путей в искусстве. Эти направления называют общим термином «авангард», что буквально означает «передовой отряд».

Авангард многолик и прибегает к множеству приемов. К числу авангардистских школ, групп, течений относят футуризм – от латинского слова futurum – «будущее» (среди футуристов – поэты Хлебников и Маяковский), неопримитивизм (живопись Н. Гончаровой и М. Ларионова), экспрессионизм (В. Кандинский, художник и теоретик искусства). Проявлениями авангарда можно также считать абстракционизм, кубизм и иные постоянно возникавшие, развивавшиеся, постоянно сменявшие друг друга варианты нетрадиционного осмысления мира.

Одно из интереснейших течений в искусстве конца XIX – начала XX в. – символизм. Он был своеобразной реакцией на традиционное искусство, в частности на реализм, который, по мнению символистов – не мог выразить всей полноты стремительно изменяющейся жизни.

Смысл искания символистов выразил философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев, которого символисты считали своим учителем. В его стихах проявилось главное стремление символистов – увидеть за поверхностным слоем действительности более глубокую реальность, высший смысл жизни

Некоторые черты импрессионизма можно обнаружить уже в картинах И.И. Левитана и В.А. Серова. Этим художникам был присущ интерес к воздушной среде, к неповторимым мгновениям жизни, к оттенкам, к изменчивости настроений. Это была живопись настроения. И все же первыми русскими импрессионистами стали К.А. Коровин и более молодые художники: И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин, К.Ф. Юон.

Присущий художникам-импрессионистам взгляд на мир был воспринят и некоторыми поэтами. Импрессионистские интонации явственно ощутимы, например, в стихотворении Игоря Северянина «Промельк» (1911).

Русская архитектура

Замечание 2

Активно сооружались общественные и государственные дома – банки, магазины, вокзалы. Массово стали использоваться новые строительные материалы – бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Постепенно было создано т. наз. русский стиль – здания Исторического музея, Городской думы в Москве. Наряду с ним существовали еще стиле модерн и неоклассицизм.

В целом достижения русской культуры имели мировое признание. Многие российские ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений.

В начале ХХ века в русской литературе и искусстве зародились новые художественные формы, которые серьезно повлияли на развитие европейской и мировой культуры.