Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура начала XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура начала XX в.
Культура начала XX в.

Русский модерн в культуре

Модерн пытался синтезировать виды искусства, соединить реальное с фантастическим, раскрыть возможности человеческой личности. Новая эстетика несла в себе новое ощущение жизни, в которой художник не был пассивным копиистом действительности, становился тем, кто изменяет саму природу этого мира.

Стиль модерн оказал огромное влияние на моду, особенно женскую. Входят в моду свободные силуэты платьев, спадающие мягкими складками, украшенные всевозможными пелеринами, напоминающими крылья бабочек или стрекоз, экзотические головные уборы, различного рода украшения.

Проник модерн и в живопись. В это время художники, так же как и поэты, собирались в кружки и объединения соответственно своим творческим устремлениям.

Балетной столицей России был Петербург. В начале XX в. здесь получил известность непревзойденный мастер хореографии М.М. Фокин, поставивший множество прекрасных балетов, декорации к которым также создавали художники-»мирискусники». В этих балетах танцевали М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, принесшие русскому балету мировую славу.

Замечание 1

Модерн заявил о себе во всех видах искусства: в скульптуре, живописи, архитектуре, музыке, литературе. Наступил «Серебряный век» русского искусства.

Русский модерн в отличие от западного был более социален. Он так же, как искусство XIX столетия, пытался ответить на «вечные русские вопросы»: что есть Россия? Что ждет Россию?

Из новых течений в литературе и искусстве наибольшей популярностью в образованных кругах русского общества пользовались символизм, импрессионизм, авангардизм.

Символизм

В живописи мироощущение символизма передал В.Э. Борисов-Мусатов. Для его картин характерны полуреальные сюжеты, скорее напоминающие сны, видения, грезы, чем обыденную жизнь. Его героини (а он писал всегда только женские образы) – утонченные романтические особы, словно бесплотные тени, которые каждую минуту могут раствориться в тающей дымке. И, глядя на них, никогда нельзя сказать – из прошлого они или из будущего?

Художник К.С. Петров-Водкин отмечал «мягкую женственность» его живописи. Искусство Борисова-Мусатова сложное, ускользающее, порой рядящееся в странные костюмы, в причудливое платье ушедшей эпохи.

Борисов-Мусатов использует в своих картинах мягкие пастельные тона – голубой, бирюзовый, сиреневый, бледно-зеленый. Его полотна написаны легким скользящим мазком, напоминают гобелены. Одна из картин так и называется «Гобелен», в ней все соткано из полусна-полуяви.

Усилиями таких поэтов, как Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др., символизм превратился в наиболее заметное явление русской литературной жизни тех лет.

А. Блок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наиболее известным было имя Александра Блока. Анна Ахматова назвала его «человеком-эпохой». Для многих в России начала XX в. слово Блока было равнозначно пророчеству Для символистов характерно использование слов, за каждым из которых тянется целый шлейф ассоциаций. Но при всем разнообразии образного мира у символистов единый круг тем, обнимающий главные понятия человеческого бытия – жизнь, любовь и ненависть, добро и зло, свет и тьма.

Большое значение в стихах символистов имеет цвет. (Здесь проявлялась большая связь поэзии с живописью, их взаимное влияние, чему в это время деятели искусств придавали огромное значение). Блок, например, разделял свое творчество на три части, три тома, и считал, что каждый из них окрашен в свой цвет.

  • Первый том – «Стихи о Прекрасной Даме» – виделся ему в белых тонах, белый – это символ чистоты и недосягаемости идеала.
  • Во втором, названном поэтом «Незнакомка», преобладает синий цвет, символ тайны; в третьем, посвященном судьбам России, главный цвет – красный, символ крови, жертвенности, трагедии.
Замечание 2

Символизм мыслил себя пророческим течением, потому что художники и поэты пытались увидеть смысл грядущих событий. И часто в их произведениях слышались трагические ноты

В то время как одни художники ратовали за преображение мира, другие наслаждались его красотой, главное достоинство которой – мимолетность и постоянное ускользание. «Остановись, мгновенье!» – так мыслили художники-импрессионисты.

Многоликий авангард

Наиболее яркими представителями русского авангарда, слава которых перешагнула за пределы России, считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский. К. Малевич, как и многие его современники, главный акцент ставил на первоэлементах живописи – цвете и форме, – доводя изображение до предельного обобщения, а нередко и до абстракции. Яркий пример – «Черный квадрат», где все сведено к форме четырехугольника и к двум цветам – черному и белому. О чем говорит этот образ? Ни о чем и обо всем сразу. Здесь и отрицание живописи, и ее рождение заново, квадрат – это форма, содержащая в себе все многообразие мира.

Малевич выстраивал изображения из геометрических элементов и контрастных цветов плоскостей. Сходные приемы приверженцы авангарда использовали и в поэзии, конструируя образы из звуков.

Современник Малевича – В. Кандинский – также пришел к абстрактному, беспредметному искусству как логической стадии отрицания сюжета, внешнего сходства форм искусства с окружающим миром. Пятно, линия, цвет – вот основа его живописи.

Другие авангардисты культивировали живопись, основанную на эстетике примитива – детского рисунка, народного лубка, городской вывески. Они объединились в группу «Ослиный хвост», лидерами которой стали художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. При взгляде на их картины кажется, что они написаны не профессионалами, что художник как бы не умеет рисовать. Но это не так. Художник провоцирует зрителя, бросая ему вызов, словно говоря: возьми кисть и попробуй нарисовать лучше. Авангардисты были уверены, что художник скрыт в каждом человеке, только немногие об этом догадываются. Свои выставки они нередко превращали в акции, в которых зрители вовлекались в творческий процесс.

Изображение мира не таким, каков он есть, а подобным видению и восприятию художника, – было задачей российских «сезаннистов» (Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и др.). Своим кумиром они считали французского художника Поля Сезанна, который первым стал экспериментировать с геометрическими формами предметов. «Сезаннисты» объединились в группу, назвав ее «Бубновый валет». Выставки их картин неизменно вызывали бурную реакцию в обществе, почти граничащую со скандалом.

Наиболее заметным явлением в поэтическом авангарде начала века стал футуризм. Футуристы – Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Василий Каменский, братья Бурлюки – искали нетрадиционные ритмы, прибегали к чистой звукописи, извлекали слова из обыденной речи и пытались придать им новый смысл.

В. Хлебников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Приемы многих поэтов-футуристов были сродни тому разложению предметов на геометрические элементы, которым пользовались художники-кубисты. Поэтому некоторых авангардистов стали называть кубофутуристами.

Хлебников стремился найти волшебный способ бесконечного превращения всех славянских слов одно в другое. Он создал звучное, с еле мерцающим подобием содержания, стихотворение, сливающееся в целостный звукообраз.

Хлебников искал также соответствия зрительного и звукового. Почитатели поэта расхваливали как высшее его достижение стихи-перевертыши, которые можно читать слева направо и справа налево.

Замечание 3

Кубизм в поэзии и живописи был попыткой не только разъять действительность на элементы, но и составить из этих элементов нечто новое – подобно тому как импрессионисты создавали своеобразную целостность из света, тени и световых пятен. Интересно, что некоторые художники использовали – в разных произведениях – и технику импрессионистов, и приемы геометрической живописи кубизма.