Общие замечания
Современными типологиями культур принято считать те, которые появились во второй половине XX века и появляются до сих пор. Многие ученые- культурологи к первой современной теории типологии культуры относят концепцию известного немецкого философа К. Ясперса. Ученый критиковал идеи европоцентризма и, признавая единство мировой истории и культуры, считал, что «ось» мировой истории необходимо искать не только на Западе, но и еще в двух центрах культуры – в Китае и Индии.
Концепция Карла Ясперса
Ядром теории ученого является понятие «осевого времени». Базой концепции служит убеждение в том, что человечество имеет единое происхождение и единый же путь развития, который условно можно поделить на четыре типа культуры:
- прометеевский тип культуры существовал в доисторический, или первобытный, период (приблизительно 5000 лет до н.э.);
- тип великих культур древности, куда относится западная шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культуры, а так же восточная архаическая культура Китая (где-то 4000 – 2000 лет до н.э.);
- «осевое время» – своеобразный перелом, в этот период развиваются основы человеческого бытия, человек начинает осознавать себя как личность, закладываются основы гуманитарной культуры (около VIII—II вв. до н. э.);
- «имперская» эпоха, которая характеризуется развитием науки и техники (в Европе это XVII-XX века).
Из всех эпох К. Ясперс важнейшей считал третью – «осевое время», так как именно в это время меняется способ человеческого существования вследствие того, что человек стал осознавать себя как личность, и соответственно ее потенциал. Появилась возможность универсального развития человечества, именно здесь были заложены основы гуманизма.
По мысли ученого, категории, которыми мы мыслим и сегодня, были разработаны в эту эпоху, сформировались мировые религии, которые и сегодня определяют жизнь людей.
Концепция Макса Вебера
Концепция представляет собой теорию идеальных типов, согласно которой они представляют собой образцы, схемы, не имеющие аналогов в реальной жизни, но эти схемы позволяют систематизировать фактический материал, найти причины, по которым отклонялись те или иные культуры от идеальной модели. Чтобы понять судьбы культур отдельных социумов ученый выделил три типа господства:
- в основу «легального» (рационального) положена законность власти, которая связана с эмоциональным ее восприятием; сюда относятся правовые государственные системы;
- традиционный тип характеризуется патриархальной общностью с главой-господином, который распоряжается подданными, почитанием обычаев и традиций;
- харизматический покоится на личности, которая способна вести за собой, убеждать, подчинять своему авторитету.
М. Вебер считал, что единство трех типов способно обусловить устойчивое и здоровое существование социума, если они уравновешены и соответствуют времени.
Концепция Альфреда Кребера
Концепция этого ученого отличается тем, что он вводит понятие «культурный стиль», которое у него расширено до границ понятий «тип культуры» или «тип цивилизации». По Креберу, появление, рост, формирование, продолжительность существования самобытной культуры тесно связаны с вырабатыванием культурного стиля. Всякий стиль в пределах целостной культуры не имеет завершенности в силу существующих, кроме окружающей среды и потребностей человека, множества внешних факторов, среди которых и влияние инокультур. При условии того, что другая культура более сильная, то ее влияние может быть разрушительным.
Однако влияние одной культуры на другую разнообразно, и, как правило, новые культурные элементы успешно адаптируются к новым условиям и вскоре становятся частью культурного стиля.