Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность и массовая коммуникация).
Что такое «межкультурная коммуникация»
Понятие межкультурная коммуникация впервые было введено антропологами Э. Холлом и Д. Tpaгepом в 1954 году. Сегодня это направление активно развивается во многих странах мира. Это направление находится на стыке таких дисциплин как лингвистика, психология, культурология, культурология, философия.
В межкультурной коммуникации выделяются ряд основных теорий:
- теория адаптации
- координированное управление значением и теория правил
- риторическая теория
- конструктивистская теория
- теория социальных категорий и обстоятельств
- теория конфликтов
Теория адаптации
Теория адаптации – одна из главных теорий межкультурной коммуникации. Автором этой теории является М. Ким. Согласно этой теории адаптация представляет собой комплексный процесс. Находясь в состоянии адаптации человек постепенно начинает привыкать к новым условиям, в которых он находится. Этот процесс, как и любой другой наделен динамической составляющей. Динамика этого процесса носит название динамика стрессово-адаптационного роста. Этот динамический процесс можно выразить в тезисе «два шага вперед, один шаг назад». Периодически человеку приходится отдалятся от своей основной цели – полной адаптации. Эти шаги назад затягивают процесс адаптации. Отступления связаны с кризисами в межкультурных отношениях. Для того чтобы адаптационный процесс имел успех, необходимо соблюдать ряд определенных условий:
- Во-первых, необходимо наладить общение с новым окружением, для этого необходимо урегулировать частоту контактов и иметь во время коммуникации позитивный настрой.
- Во-вторых, необходимо знать иностранный язык, без знания языка достаточно сложно достигнуть положительных результатов коммуникации.
- В-третьих, большое значение имеет мотивация для общения.
- В-четвертых, человеку, который хочет максимально быстро и позитивно адаптироваться следует принимать участие в различных мероприятиях.
- В-пятых, следует изучать данные средств массовой информации.
Координированное управление значением и теория правил
Человеческая коммуникация всегда будет неидеальным явлением, идеальная коммуникация - это нечто недостижимое. Следует отметить, что не при всех коммуникационных актах участники преследует некую цель, таким образом взаимопонимание во время процесса коммуникации вовсе не является обязательным. В подобных случаях целью коммуникации становится координация. Координация становится реальна только при взаимодействии, которое ясно для всех участников коммуникационного процесса. Немаловажным является то насколько правила общества согласованы между собой.
Риторическая теория
Согласно риторической теории в межкультурной коммуникации важным является индивидуальные характеристики и специфика контекста. Эта теория позволяет проводить анализ не только индивидуальных характеристик, но и так же анализировать особенности определённых групп. В эту теорию так же включен анализ подсознательной адаптации сообщений в отношении определенных коммуникационных ситуаций. Реципиент интерпретирует смысл передаваемой информации основываясь на контексте, который закладывает отправитель информации, так же информация становится понятна из конкретной ситуации.
Конструктивная теория
Каждый человек обладает своей собственной когнитивной системой, она помогает ему правильным образом понимать слова и действия других членов коммуникации. Однако культура влияет на индивидуальное развитие каждого человека, таким образом члены разных культур имеют разные мировоззрения. Своя собственная культура оказывает влияние на систему восприятия каждого человека. Члены разных кулуарных общностей имеют не одинаковое преставление об окружающей реальности. Каждый человек обладает своим собственным когнитивным сознанием, именно оно определяет поведение индивида в определённых ситуациях.
Теория социальных категорий и обстоятельств
Теория социальных категорий и обстоятельств межкультурной коммуникации сосредоточена на определённых стереотипах, схемах коммуникативного процесса, иными словами – на механизмах восприятия, которые лежат в основе взаимопонимания между людьми и социальным сознанием. Большую роль в данном вопросе играет самооценка человека, она складывается под влиянием социальных групп к которым принадлежит человек. Когда индивид вступает в коммуникация с представителями другой культурной общности происходит так называемая «коммуникативная аккомодация», то есть человек настраивается на общение с другой личностью. Все это проявляется в оправленных стереотипах, которые складываются в нашем сознании относительно оперённых культур.
Теория конфликта
Теория конфликта в межкультурной коммуникации играет не маловажную роль. Конфликт в данном случае считается вполне нормальным явлением. Эта конфликтная ситуация в свою очередь подвергается регулированию нормами определённой культуры. Каждая культурная общность в свою очередь имеет определенные конфликтные модели и имеет также определённые способы, которые способны разрешать эти конфликтные модели. Следует отметить, что имеются различие между разрешением конфликтов у коллективистских культур и индивидуалистических культур. В культура где господствует коллективизм, особое значение придается причинам конфликта, сильная реакция дается при нарушении правил коллектива, но завершение конфликтов достаточно часто происходит на интуитивном уровне. Индивидуалистические культуры предпочитаю разрешать конфликты прямым способом.
Таким образом все вышеперечисленные культурные теории представляют собой стороны такого сложного явления как межкультурная коммуникация. Следует отметить, что межкультурная коммуникация явление разностороннее, поэтому единый подход в этом направлении еще не выработался. Межкультурная коммуникация считается эффективной в том случае, если принятое сообщение является адекватным по отношению к отправленному. Если между участниками коммуникации нет понимания, то такой процесс можно расценивать как бессмысленный.