Фридрих Ницше – ($1844$ – $1900$) немецкий философ, культуролог, мыслительосновоположник течения «философия жизни».
Особенность философии Ф.Ницше
Учение Фридриха Ницше представляет собой яркий и динамичный процесс в истории развития философской мысли и культуры в целом. Он во многом предвидел и осмыслил основные события в социальной и духовной жизни прошедшего и грядущего столетия: кризис культуры и высших ценностей, борьба за господство, массовость культуры.
Значительное влияние Ницше выходит за пределы философских учений, вдохновляя представителей художественной культуры, литературы, живописи, музыки и кинематографа, позволяя переосмыслить кризисные и поворотные моменты в развитии культуры. Его творчество охватывает важнейшие аспекты культуры, искусства и философии.
Сложно найти такую область культуры, философии, искусства, политики, социологии, психологии, на которую бы не повлияла его философия.
Философско-культурологическая концепция Ф.Ницше
Тема жизни получила ключевое место в философско-культурологической концепции Ницше. Основу жизни составляет, по Ницше, воля. Изначально, в ранний период философии Ницше, жизнь и воля проходят период эстетизации.
Воля может быть выражена при помощи разума и науки, через синтетическую форму жизнедеятельности человека – искусство. Искусство полагается Ницше в виде дополнения и завершения бытия.
Искусство, по Ницше, имеет два начала:
- Аполлоническое начало – характеризуется упорядоченностью, рациональностью, критичностью.
- Дионисическое начало – характеризуется чувственностью, опьяненностью.
Ницше руководствуется греческой мифологией, где боги Дионис и Аполлон представляются в качестве противоположных символических типов. Аполлон является сыном Зевса, небесным и солнечным богом, который сменяется на Олимпе бога Солнца Гелиоса. Его источником считается свет, он представлен в виде солнечного начала и божественного откровения:
«Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в тоже время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее».
Являясь противоположностью Аполлона, Дионис - бог плодородия, всего земного, растительного, это бог земледелия и виноделия. Он олицетворяет веселье, буйство, радость:
«Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчуждённая, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком».
Два этих бога – символы земного и небесного начала.
Таким образом, чтобы понять суть «аполлонического и дионисийского» начал, нужно провести анализ понятий и принципов, которые выражают образ Аполлона или Диониса.
Аполлон является олицетворением полноты чувства меры, порядка и покоя, принципа индивдуализма.
Дионис является олицетворением дикого порыва, отсутствия чувства меры, буйства, чудовищного ужаса. Однако, Аполлон и Дионис имеют общую сущностную характеристику – они оба воодушевляют людей через порождение образов различного масштаба.
Поэтому Ницше и выделяет эти разноплановые начала бытия и художественного творчества. Они исходят из самой природы «без посредства художника-человека». Человек в этой теории является лишь подражателем, он – проводник этих сил:
«каждый художник является только подражателем и притом либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, одновременно художником и опьянения и сна».
Когда Дионис подчиняется Аполлону, то рождается трагедия. Это не только вид искусства, это состояние человека, чьё творческо-импульсивное начало попадает под давление начала рационально-критического.
Трагическое мироощущение, которое зиждиться в культуре на противостоянии аполлонического и дионисийского начала, суть колоссального успеха, которого достигли древние греки, по мнению Ницше.
Эпоха рационализма в культуре – Просвещение привели к упадку трагедии. Современное искусство должно иметь своей фундаментальной задачей возвращение трагического мифа, который несёт в себе сильный заряд творчества и жизни.