Политическая ситуация накануне введения опричнины
В $1547$ году Иван IV стал первым русским царем. В $50$-е годы был проведен ряд реформ, инициированный кружком единомышленников царя – Избранной радой. Главными участниками рады были священник Сильвестр и Алексей Адашев.
В $1558$ году началась Ливонская война. Вероятно, эта война была развязана для упрочения положения России на Балтике и, как следствие этого, улучшения торговли с Западом. Военные действия шли не слишком удачно, главной ошибкой было введение перемирия в $1559$ году, поскольку затем Ливонская конфедерация прекратила свое существование, земли были поделены между соседними более сильными странами, и у России оказалось сразу несколько противников. Инициатива о перемирии исходила от Избранной рады, в частности, особо настаивал А. Адашев. По мнению Ивана Грозного, он превысил свои полномочия, царь был против остановки кампании.
После смерти жены царя Анастасии бывшие сторонники попали в опалу, Адашев умер в ссылке, вскоре был истреблен весь его род.
Концепция, согласно которой царь является Божьим помазанником, привела к тому, что психически нестабильный Иван IV развязал в стране страшный террор, называемый опричниной. Иван IV считал, что бояре – изменники, что военные деятели умышленно неудачно вели войну, и это означало с его точки зрения предательство государства и веры одновременно.
Основные события периода опричнины
Избранная рада распалась в $1560$ году. В $1563$ году умер митрополит Макарий, который после опалы Сильвестра сдерживал дурной нрав царя. Весной $1564$ года в Польшу бежал Андрей Курбский.
В декабре $1564$ года царь демонстративно покинул Москву, выехав в Александровскую слободу. В начале января он объявил об отречении, вызванном «гневом» на бояр. Испуганная реакцией народа Боярская дума вынуждена была просить царя вернуться. Приняв их просьбу, $5$ января Иван IV объявил о создании опричнины.
С $XIII$ века опричниной называли удел вдов великокняжеского рода. Иван Грозный вложил в это слово новый смысл: все государство делилось теперь на опричнину и земщину. Опричные земли управлялись непосредственно царем, для них создавалось специальное опричное войско. Земщиной управляла Боярская дума. Отметим, что в опричнину вошли лучшие земли и крупные города. Землевладельцы с территорий, включенных в опричнину, выселялись. Опричники в основном были людьми из государева двора, но среди них были и князья, и бояре. Любопытно, что Иван Грозный мыслил опричнину как подобие европейских церковных орденов, называя себя игуменом, а опричников – братией.
Символом опричнины стали песья голова и метла – выметание и «выгрызание» измены.
Сразу с утверждением опричнины начались казни. Целью было ослабление Боярской думы, поэтому первые жертвы – представители знатных семейств, включая родственников царя Глинских. Особо рьяными опричниками были Малюта Скуратов-Бельский, боярин Алексей Басманов и князь А.И. Вяземский.
Дворянство и духовенство было крайне недовольно сложившейся ситуацией. В $1566$ году подавшие челобитную по поводу опричнины знатные люди были все казнены.
Но тотальный террор начался в $1568$ году с дела боярина Федорова, когда было казнено около $400$ человек, в основном боярского рода. Митрополит Филипп, выступивший против этого безумия, был арестован, а затем задушен Малютой Скуратовым.
В $1570$ году пришла очередь Новгорода. Выступив в поход, опричники разносили все, попадавшееся на пути. Разгром Новгорода длился $6$ недель, количество жертв по разным подсчетам варьирует от $5$ до $15$ тысяч человек.
Итоги
В $1571$ году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву. Опричное войско просто отказалось защищать город, боеспособность России была уже слабой. После этого Иван IV свернул опричнину.
Страна находилась в крайнем истощении. Экономика рухнула. Общее количество жертв равняется примерно $20$ тысячам. Образ царя потерял священность. Бегство крестьян от произвола опричников привело к введению «заповедных лет», а затем и полному закрепощению. Идея «Москвы – третьего Рима» потеряла смысл.
Кризис был всеобщим, системным и привел к Смутному времени.