Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция культуры К. Ясперса

Определение 1

Карл Теодор Ясперс – ($1883 – 1969$) немецкий философ, психолог, психиатр, представитель экзистенциализма.

Биография

Ясперс начал с самого детства с интересом изучать философию, но под влиянием отца выбрал юридическое направление и поступил на юридический факультет Гейдельбергского и Мюнхенского университетов. С $1902$ года разубедившись в правильности своего выбора, Ясперс перепоступает на медицинский факультет.

В $1908$ году Ясперс заканчивает медицинский факультет Гейдельбергского университета и получает степень доктора медицины, затем получает место в психиатрической лечебнице Гейдельберга.

В $1919$ году выходит труд Ясперса «Психология мировоззрения», в котором он уже затрагивает философские проблематики и вопросы, что приносит ему известность в мировом сообществе. Через два года Ясперс получает место профессора философии в Гейдельбергском университете. В университете Ясперс знакомится и заводит общение с Максом Вебером, Эрнстом Блохом, Георгом Зиммелем и Георгом Лукачем.

Замечание 1

Влияние Вебера оформила мировоззренческие взгляды Ясперса, вместе с тем философия М. Хайдеггера также оказала большое влияние на становления Ясперса как мыслителя.

Основные работы

  • «Ницше и христианство»
  • «О европейском духе»
  • «Наше будущее и Гёте»
  • «Истоки истории и ее цель»
  • «Разум и антиразум в нашу эпоху»

$1959$ год – Ясперс становится лауреатом премии Эразма.

Культурологическая концепция

Карл Ясперс предложил линейную теорию динамики культуры. Основным трудом по исследованию культуры Ясперса является «Смысл и назначение истории».

Замечание 2

На общем фоне доминирования теории культурных циклов Ясперс предлагает своеобразную концепцию общечеловеческого единого истока и цели.

В своем учении Ясперс уходит от методологического анализа культур Шпенглера, так как он не дает возможности проследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение и план становления культуры. Помимо этого Ясперс считал, что не правомерно применять биологические аналоги, которые обширно использует Шпенглер в своей культурологической концепции, из-за которых культура наполняется фаталистическим смыслом.

«Концепция культуры К. Ясперса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В то же время Ясперс отрицает понимание истории в марксисткой трактовке, не признавая наличяе объективных законов исторического развития, поскольку полагал, что на оформление культур воздействует не экономические, а духовные процессы.

В развитии культуры Ясперс выделяет четыре периода:

  1. Прометеевская эпоха (ок. $5000$ лет до н.э) – доистория человека, в которой зарождаются языки, возникает орудие труда, огонь, человек оформляется как вид.

  2. Великая культура древности (с $4000$ г. до н.э.) – зарождение высоких культур Египта, Междуречья, Индии и Китая. Данные культуры Ясперс рассматривает в качестве локальных. Объединяющий критерий этих культур – письменность и «специфическая техническая рационализация».

  3. Осевое время (между $800 и 200$ гг. до н.э.) – «духовное основоположение человечества», которое в одно и то же время независимо произошло в Китае, Персии, Индии, Греции и Палестине. В это время оформляется новый тип человека, возникает религиозно-эстетические учения, разрабатываются универсальные нормы и ценности, характерные для нашего времени. Это этап становления общей человеческой истории. Осевые народы произвели колоссальный прорыв «осевого времени», а именно смогли заложить фундамент духовной сущности человечества и единой мировой истории. Ясперс замечает, что у истоков единой истории стоят осевые народы Востока и Запада, поэтому это приводит к выводу, что народы обладают общим духовным единством. Общая духовная основа предполагает преодоление разрозненной мировой истории на антагонистические концепции Запад-Восток.

  4. Эпоха развития техники – обуславливается новыми энергетическими источниками и технологиями. В этом периоде Ясперс выдвигает позитивную точку зрения касаемо человеческого будущего. Ясперс предполагает, что человечество, двигаясь через мировую историю, стремится к новому «осевому времени», которое будет характеризоваться истинным становлением человека, это время истинного «космическо-религиозного» единства культуры.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot