Карл Теодор Ясперс – ($1883 – 1969$) немецкий философ, психолог, психиатр, представитель экзистенциализма.
Биография
Ясперс начал с самого детства с интересом изучать философию, но под влиянием отца выбрал юридическое направление и поступил на юридический факультет Гейдельбергского и Мюнхенского университетов. С $1902$ года разубедившись в правильности своего выбора, Ясперс перепоступает на медицинский факультет.
В $1908$ году Ясперс заканчивает медицинский факультет Гейдельбергского университета и получает степень доктора медицины, затем получает место в психиатрической лечебнице Гейдельберга.
В $1919$ году выходит труд Ясперса «Психология мировоззрения», в котором он уже затрагивает философские проблематики и вопросы, что приносит ему известность в мировом сообществе. Через два года Ясперс получает место профессора философии в Гейдельбергском университете. В университете Ясперс знакомится и заводит общение с Максом Вебером, Эрнстом Блохом, Георгом Зиммелем и Георгом Лукачем.
Влияние Вебера оформила мировоззренческие взгляды Ясперса, вместе с тем философия М. Хайдеггера также оказала большое влияние на становления Ясперса как мыслителя.
Основные работы
- «Ницше и христианство»
- «О европейском духе»
- «Наше будущее и Гёте»
- «Истоки истории и ее цель»
- «Разум и антиразум в нашу эпоху»
$1959$ год – Ясперс становится лауреатом премии Эразма.
Культурологическая концепция
Карл Ясперс предложил линейную теорию динамики культуры. Основным трудом по исследованию культуры Ясперса является «Смысл и назначение истории».
На общем фоне доминирования теории культурных циклов Ясперс предлагает своеобразную концепцию общечеловеческого единого истока и цели.
В своем учении Ясперс уходит от методологического анализа культур Шпенглера, так как он не дает возможности проследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение и план становления культуры. Помимо этого Ясперс считал, что не правомерно применять биологические аналоги, которые обширно использует Шпенглер в своей культурологической концепции, из-за которых культура наполняется фаталистическим смыслом.
В то же время Ясперс отрицает понимание истории в марксисткой трактовке, не признавая наличяе объективных законов исторического развития, поскольку полагал, что на оформление культур воздействует не экономические, а духовные процессы.
В развитии культуры Ясперс выделяет четыре периода:
-
Прометеевская эпоха (ок. $5000$ лет до н.э) – доистория человека, в которой зарождаются языки, возникает орудие труда, огонь, человек оформляется как вид.
-
Великая культура древности (с $4000$ г. до н.э.) – зарождение высоких культур Египта, Междуречья, Индии и Китая. Данные культуры Ясперс рассматривает в качестве локальных. Объединяющий критерий этих культур – письменность и «специфическая техническая рационализация».
-
Осевое время (между $800 и 200$ гг. до н.э.) – «духовное основоположение человечества», которое в одно и то же время независимо произошло в Китае, Персии, Индии, Греции и Палестине. В это время оформляется новый тип человека, возникает религиозно-эстетические учения, разрабатываются универсальные нормы и ценности, характерные для нашего времени. Это этап становления общей человеческой истории. Осевые народы произвели колоссальный прорыв «осевого времени», а именно смогли заложить фундамент духовной сущности человечества и единой мировой истории. Ясперс замечает, что у истоков единой истории стоят осевые народы Востока и Запада, поэтому это приводит к выводу, что народы обладают общим духовным единством. Общая духовная основа предполагает преодоление разрозненной мировой истории на антагонистические концепции Запад-Восток.
-
Эпоха развития техники – обуславливается новыми энергетическими источниками и технологиями. В этом периоде Ясперс выдвигает позитивную точку зрения касаемо человеческого будущего. Ясперс предполагает, что человечество, двигаясь через мировую историю, стремится к новому «осевому времени», которое будет характеризоваться истинным становлением человека, это время истинного «космическо-религиозного» единства культуры.