Освальд Шпенглер – ($1880 – 1936$) выдающийся немецкий философ, культуролог, историк, представитель современной философии культуры.
Главное творение Шпенглера – «Закат Европы» принесло ему известность и успех.
Цель этой монументальной работы можно представить следующим образом: исходя из замыслов философа, книга является попыткой предопределить историю, передать драму жизни и гибели культуры Запада.
На творчество Шпенглера оказали большое влияние:
- философияА. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона,
- эстетическое учение В. Воррингера,
- творчество Гете.
Философия культуры
В своём подходе изучения культуры Шпенглер уходит от концепции единства всего культурно-исторического процесса, который подводился под одну стержневую логику, охватывающую всю историю, завершаясь в ключевой точке.
Шпенглер утверждает сравнительно-типологический принцип процесса рассмотрения исторической картины мира, подрывая тем самым основы европоцентризма.
Шпенглер не полагал никакой единой мировой культуры. Его концепция культуры заключалась в том, что существуют разнообразные культуры со своей особенной судьбой. Шпенглер писал, что человечество не имеет идеи и плана, а линейный процесс развития всемирной истории он считал бездарным.
Каждая культура имеет свою идею, которая не схожа с идеей, которую понимал, к примеру, Гегель. Гегель видел в основе идеи логику, Шпенглер принимал за такую основу душу культуры. Логика, наука и искусство выступают чем-то вторичным по отношению к душе.
Таким образом, Шпенглер понимал под культурой символически выраженную систему, в которой реализуется определенная душа:
«Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее, культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет».
Культура совпадает по своему смыслу с понятиями история, общество.
Цивилизация – это старость культуры, которая ведет к медленному умиранию энергии в душе культуры, признаками которой являются атеизм, материализм, революции.
Очень важно понять, какое значение Шпенглер заключает в понятие «душа» культуры.
«Душа культуры» по Шпенглеру является ярким и точным определением того факта, что культурный фундамент не сводим к разуму. Каждая культура имеет свою собственную душу, которая реализуется в бесконечном множестве индивидуальных жизней.
Душа культуры является уникальной и невыразимой с помощью рациональных средств. Это одна из основных причин, по которой люди других культур не могут понять внутренний мир общества иной культуры, ее чувств, символов, таинств.
«Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре».
Шпенглер рассматривает три исторические культуры:
- Античную
- Европейскую
- Арабскую
Каждой культуре присуща соответствующая душа:
- Аполлоновская душа, идеальным типом которой стало чувственное тело
- Фаустовская душа избрала для себя символ беспредельного пространства, динамизм
- Магическая душа, которая олицетворяет борьбу между душей и телом, выражая магическую взаимосвязь между ними.
Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит.
Культуре дано пройти возрастные ступени, которые соответствуют жизни отдельного человека:
- Детство
- Юность
- Зрелость
- Старость
Вместе с тем Шпенглер отмечает, что все культуры являются равноправными, уникальными, неповторимыми, ни одну из них нельзя осудить с какой-то внешней стороны, позиции иной культуры:
«феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины».