Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Опера как элитарная культура

Прежде чем приступить к анализу оперы в качестве классического образца элитарной культуры, необходимо выявить сущность понятия элитарной культуры.

Понятие элитарной культуры

Определение 1

Элитарная культура – это культура привилегированной части общества. Термин элита с французского переводится «лучшее». Элитарная культура характеризуется своей смысловой закрытостью, замкнутостью, ценностной обособленностью. Элитарная культура недоступна для понимания простого человека, обладающего средним уровнем восприятия.

Произведения элитарной культуры создаются специально подготовленными, образованными людьми, а потребителями такой культуры выступают такие же образованные люди, и их немногочисленные единомышленники, которые готовы к смелым решениям, новым идеям в освоении реальности.

По мнению культурологов, именно элитарная культура хранит весь положительный культурный опыт прошлых поколений, но и, вместе с тем, является генератором культурного прогресса всего человечества. Именно идеи и формы элитарной культуры являются донором для массовой культуры, которая в силу своей творческой несостоятельности заимствует из элитарной культуры образы и идеи, адаптируя их для массового потребителя.

Замечание 1

Таким образом, элитарная культура – особая область культуры, посредством которой человечество хранит свой культурный опыт и создает динамику дальнейшего культурного развития.

Опера как часть элитарной культуры в современных социокультурных условиях

Замечание 2

В современной науке под оперой понимается особый род произведения искусства, который синтезирует в себе инструментальную музыку, вокал и сценические действия. В опере музыка является основным носителем действия.

«Опера как элитарная культура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На современном этапе развития человечества все сферы культурной жизни подвержены влиянию процессов глобализации и универсализации. Массовая культура со свойственной ей всеохватностью и всепроницаемостью поглощает некогда элитарные сферы культуры, делая их доступными широким слоям населения. Но дискурс массовой культуры и оперной классики репрезентирован особо. Посмотрим, в чем же состоят главные особенности такого взаимодействия.

Здесь следует заметить, что массовизация театрального искусства не предполагает каких-либо трансформаций классических произведений в массовое зрелище. Она проявляется, прежде всего, в массовом приобщении к классике посредствам СМИ и массмедиа, таким образом обеспечивая интерес широких слоев общества к классической опере. Но здесь следует заметить, что чаще всего интерес у широкой аудитории вызывает не сама постановка, а скандальные толки вокруг нее. В этой связи можно вспомнить постмодернистскую оперу «Дети Розенталя» (2005), оперу Глинки «Руслан и Людмила» (2011) в эпатажной постановке Д. Чернякова.

В устоявшиеся традиции оперного искусства постепенно проникают черты массовой культуры, что в большей степени распространяется на бытование классических художественных ценностей. Данная проблема в современном культурном мире приобретает особую остроту и вызывает нескончаемые споры у режиссеров, исполнителей, а также становится актуальной проблемой исследования в современном гуманитарном знании.

Таким образом, главная особенность современного бытования классической оперы, сформированная под влиянием массовой культуры, состоит в трансформации классических смыслов оперного текста. Такая трансформация проходит путь от изначальных смыслов, заложенных автором, до смысловых интерпретаций реципиентов, далеко выходящих за рамки ее изначального смыслового содержания.

Так в ходе анализа репертуара театрального сезона 2015-2016 годов Большого театра, который был представлен семью оперными премьерами, был выявлен ряд признаков масскульта, которые проявились в процессе представления классической оперы:

  • Во-первых, пресс-релиз данных премьер, опубликованный в глобальной сети Интернет, носил рекламный характер. Стиль данного текста, его содержание, а также место его публикации выводят оперную классику из области элитарного в область массовой культуры.
  • Во-вторых, только две оперы из семи, представленных зрителю, имели традиционную трактовку, в которую не было осуществлено вмешательство творческой фантазии режиссера, так в них полностью сохранился сюжет произведений, а действия и образы героев не подверглись «осовремениванию».

Все остальные оперы подверглись тому или иному режиссерскому вмешательству.

Замечание 3

Таким образом, для оперных премьер Большого театра большое значение имела их оценка не только профессионалами, но и публикой.

Но влияние масскультуры на оперу этим не ограничивается.

Большой театр обозначил свой путь приобщения классической оперы к массовой культуре. Классическая опера транслируется широким слоям общества посредством кино, телевидения, Интернета. Вместе с тем, для массовизации оперного искусства создаются псевдотрансляции спектаклей, различного рода телевизионные презентации, сообщения рекламного характера в средствах массовой информации, организуются всевозможные форумы в социальных сетях, на которых обсуждают театральные события.

По оценкам специалистов-культурологов, подобные практики неоднозначны и вызывают полемику в определенных кругах. С особой актуальностью звучат вопросы о границах популяризации классической традиции в искусстве, о сохранности смысловой первоосновы шедевров мирового искусства, их ауры, их истинной художественной и эстетической ценность.

Явление современной массовой культуры - это уникальный феномен, существующей везде и во всем. А современное общество без каких-либо исключений является одновременно и ее потребителем и ее репрезентатором. И здесь важно понимать, что явления массовой культуры в большинстве своем – это унифицированные образцы шедевров мировой культуры, усеченные и упрощенные до схематичной образной структуры для того, чтобы стать популярными и доступными массовому потребителю. И то, что кажется на первый взгляд незыблемым и неприкосновенным, неизменным культурным явлением, таким как как классическая опера, так же подвержено влиянию массовой культуры. Это влияние несет определенные положительные моменты для современного поколения, но для будущего человечества наверняка не сулит ничего хорошего, а лишь опасность утраты шедевров мировой классики, культурного достояния всего человечества.

Дата последнего обновления статьи: 24.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot