Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Музыка и кино начала XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Музыка и кино начала XX в.

Возникновение и развитие кинематографа

Уже в начале XX в. возник новый вид искусства – «синематограф». Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тысяч кинотеатров.

Стали появляться первые русские фильмы. В 1908 г. было снято первое русское игровое кино «Стенька Разин и княжна», а первый полнометражный появился в 1911 г. – это был фильм «Оборона Севастополя».

Накануне Первой мировой войны в России уже работало около 30 кинофирм. Александр Ханжонков в 1904 году основал первую в России кинофабрику. 1913 экранизирован популярный среди читателей роман Анастасии Вербицкой «Ключи к счастью», а в следующем – шедевр Льва Толстого «Крейцерова соната». Вера Холодная и Иван Мозжухин стали первыми звездами «немого» кино в России.

Замечание 1

Таким образом, кинематограф стал доступен широким слоям населения.

Популяризатором литературы стало и такое новое культурное явление как кино, или, как тогда его называли, «иллюзион». В России два первых кинотеатры (в Москве и Петербурге) появились сразу после того, как французские братья Люмьер изобрели кинематограф, а 1905 только на Невском проспекте Петербурга действовало почти 100 «Иллюзион». К 1914 г..

Замечание 2

Таким образом, урбанизация, развитие образования, рост грамотности способствовали распространению среди населения достижений высокой культуры. Книги, газеты, журналы, библиотеки, музеи, концерты, выставки и т.д. размывали различия между элитарной и массовой культурой.

Развитие музыкального искусства

Идеи символизма оказали влияние и на развитие музыки. В какой-то мере этими идеями вдохновлялся А. Н. Скрябин, создатель ряда новаторских произведений. В дневниковых записях композитор попытался сформулировать свое понимание бытия как вселенской истории человеческого сознания, стремящегося дорасти до Божественного разума. Созданная Скрябиным музыкальная «Поэма экстаза» посвящена противостоянию «жаждой жизни окрыленного Духа силам Мрака». Об этом произведении композитор писал:

«Я начинаю свою повесть, повесть мира, повесть Вселенной... Я пришел поведать вам тайну жизни, тайну смерти, тайну неба и земли».

В другом музыкальном произведении, поэме огня «Прометей», композитор призывал к преображению. Он искал новые формы. Орган звучал у него необычно, очаровывая мистической звучностью, а медленные темпы были столь медленны, что создавали ощущение присутствия вечности. Мощный оркестр, фортепиано, без слов поющий хор и игра света завораживали слушателей. «Прометей» был первым в истории светомузыкальным произведением.

Основным направлением творчества Александра Скрябина (1872-1915) была фортепианная и симфоническая музыка. Он написал 3 симфонии и 3 поэмы для оркестра, 10 сонат, 90 прелюдий, поэмы, этюды для фортепиано подобное. Композитор-новатор А. Скрябин расширил круг образов и тем русской музыки, создал свой особый звуковой мир. Его произведения воспевают человека мятежного духа, пафос борьбы.

Замечание 3

Выделялась и Московская частная русская опера, принадлежащая Савве Мамонтову, на сцене которой выступал Федор Шаляпин (1873– 1938). Выдающийся певец с мировой славой. Родился он в бедной семье, с музыкальной грамотой ознакомился в церковном хоре в 1891-1892 гг. ездил На рубеже ХІХ-ХХ вв. в творчестве композиторов происходил пересмотр музыкальных традиций, повышающееся интерес к внутреннему миру человека, философско-этическими проблемами.

Профессор и дирижер Петербургской консерватории Александр Глазунов (1865-1936) на рубеже веков создал 8 симфоний, 5 концертов для оркестра, ряд сюит, увертюр, юбилейных кантат, романсов, написал музыку к нескольким балетам, в частности, к одному из лучших русских классических балетов – «Раймонда», к драме М. Лермонтова «Маскарад».

А. Глазунов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ранние произведения Игоря Стравинского (1882-1971) – балеты «Петрушка», «Жар-птица» – связаны с образами украинского и русского фольклора. В дальнейшей творчество Стравинского как представителя музыкального модернизма, были отражены различные направления западноевропейской, а позднее – и американской музыки.

Сергей Танеев (1856-1915) в начале XX века. создал ряд симфоний (оперная трилогия «Орестея» по Эсхилу), кантат, романсов, написал музыкально-теоретические труды по проблемам полифонии. С. Танеев был профессором Московской консерватории, 1906. основал Народную консерваторию в Москве. Ученик С. Танеева Сергей Рахманинов (1873-1943) получил мировую славу как пианист и дирижер.

На рубеже веков С. Рахманинов создал несколько опер, 3 симфонии, симфоническую поэму, кантату «Весна», ряд инструментальных и вокальных произведений. В творчестве Рахманинова романтический пафос сочетается с лирическими настроениями, неистощимое мелодическое богатство и ритмическая энергия.