Достижения советской литературы
В центре внимания писателей оставалась тема Великой Отечественной войны. Ей посвящались произведения самых различных жанров. Михаил Шолохов написал запоминающийся рассказ «Судьба человека», в котором создал собирательный образ солдата Андрея Соколова, вынесшего на своих плечах все тяготы войны. В 1959 г. вышла первая часть трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые».
Константин Федин опубликовал первую книгу романа «Костер» – «Вторжение» (1961). Среди произведений о войне были роман Николая Чуковского (сына К. И. Чуковского) «Балтийское небо» (1954), рассказы белорусского писателя Василия Быкова, стихи Николая Тихонова, Алексея Суркова, Константина Симонова, Степана Щипачева.
О судьбе тружеников послевоенной деревни глубоко и правдиво писали:
- Федор Абрамов,
- Василий Белов,
- Борис Можаев,
- Валентин Овечкин,
- Валентин Распутин,
- Владимир Солоухин,
- Владимир Тендряков,
- Василий Шукшин.
В рассказах и очерках писателей-«деревенщиков» представлено многообразие художественных образов, несущих в себе нравственную чистоту. Особую привлекательность имели повествования о делах и судьбах крестьян, обычном круговороте сельской жизни. Изданная литература тяготела к социальному анализу. В ней звучала душевная боль и писательское стремление изменить положение к лучшему. Люди с огромным интересом читали повести Чингиза Айтматова «Джамиля», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!», в которых затрагивались острые этические и социальные вопросы современности.
Музыкальная культура
В музыкальной жизни вторая половина XX в. ознаменовалась новыми творческими достижениями и расширением аудитории слушателей. Впервые за всю историю партии в мае 1958 г. ЦК издал постановление, признав бездоказательными и несправедливыми прежние оценки творчества Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского. Так партия сняла сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления» с выдающихся композиторов.
Наиболее остро ощущал потребность свободы творчества композитор Дмитрий Шостакович, вновь оказавшийся в центре внимания музыкальной общественности. В 1957 г. прозвучала его 11-я симфония «1905 год», в 1961 г. – 12-я симфония («1917 год»). В 1962 г. дирижер К. П. Кондрашин озвучил никогда не исполнявшуюся 4-ю симфонию Шостаковича, названную музыкальной общественностью «первой великой симфонией, появившейся в России после революции».
Наряду с Шостаковичем ярко заявили о себе:
- Г. В. Свиридов,
- Ю. А. Шапорин,
- А. Г. Шнитке,
- Р К. Щедрин,
- В. А. Гаврилин.
Свиридов возглавлял в 1962–1974 гг. Союз композиторов СССР и в 1968–1973 гг. – Союз композиторов РСФСР, получил звание Героя Социалистического Труда.
В молодежной среде популярностью пользовались песни Василия Соловьева- Седого, Александры Пахмутовой, Андрея Петрова, Эдуарда Колмановского. С 1978 г. проводились ежегодно фестивали современной музыки «Московская осень». Официальное предпочтение также отдавалось легкой эстрадной музыке, представленной творчеством Эдиты Пьехи, Софии Ротару, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и многих других исполнителей. Одновременно ширился круг поклонников Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича – ярких представителей «бардовского движения», расцвет которого пришелся на годы «застоя
Киноискусство и театр
Несомненные успехи после войны делало киноискусство. В основу многих фильмов были положены острые жизненные конфликты, встречавшиеся в труде, общественной жизни, семейных отношениях. Зрители полюбили фильмы «Высота» (режиссер Александр Зархи), «Весна на Заречной улице» (режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев), «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов), «Тихий Дон» (режиссер Сергей Герасимов), «Хождение по мукам» (кинотрилогия, поставленная Григорием Рошалем). Режиссер Роман Кармен создал 20-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная война».
«Мосфильм», «Ленфильм» и более десяти республиканских киностудий с конца 1950-х гг. выпускали ежегодно около 100 игровых фильмов. Кинематограф расширял тематику. Новое поколение кинодраматургов и режиссеров вело поиски интересных сюжетов. Основным жанром стали семейные отношения, бытовая драма, внутренний мир человека, становление личности. Одновременно шла экранизация мировой классики и советской прозы.
В эпоху «застоя» 1970–1980-х гг. зрительские симпатии снискали телесериалы «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» В. А. Красноиоль- ского и В. И. Ускова, комедийные и игровые ленты. Одновременно велись поиски новых жанров и оригинальных сценариев, появилось авторское кино (Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Кира Муратова, Алла Сурикова, Вадим Абдрашитов и др.). В «перестроечное время» видное место в киноискусстве заняла тема морального осуждения сталинизма. В этом отношении следует отметить яркий фильм Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1988), который вызвал наибольший общественный резонанс.
После войны получило дальнейшее развитие театральное искусство. Особенно разительные перемены начались в период хрущевской «оттепели», когда театры почувствовали некоторую свободу творчества.
На сценах столичных и периферийных театров и творческих мастерских ставятся разнообразные спектакли, соответствующие запросам и интересам современных зрителей. Деятели театров получили возможность для неограниченного самовыражения и формирования многообразной культурной среды в России.