Модернизация – это процесс полного или частичного изменения общественной системы с целью ускорения развития.
Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культурная составляющая модернизации
Проводя анализ процесса модернизации, следует тщательно рассматривать ее культурное начало. В общественных дисциплинах особое место принадлежит культурологическому подходу. Культурное начало и общественное начало являются разными сторонами одного и того же явления. Если говорить о социальном развитии, то ему в данном случае принадлежит ведущая роль. На каждом этапе культурного развития человечество сталкивается с противостояние нескольких идей, некоторые из них поддерживаются, некоторые отклоняются, в итоге на лидирующих позициях остаётся одна идея. После того как общество в своем большинстве принимает эту идею, подстраивает свое поведение под эту идею, она становится объективной. Объективная идея становится социальным фактом и вместе с тем продолжает быть культурным фактом. Поведение людей начинает основываться на том, как они понимают окружающую действительность, на их идеологии.
Социум существует именно в таком виде в каком он представлен в сознании людей. Культура не может быть неправильной, она существует в таком виде, в котором есть, культура никогда не противопоставляется социуму. Общество развивается и эволюционирует при условии культурного влияния.
Европейское просвещение первым стало развивать мысль о культуре как независимой сфере духовной деятельности, которая несет высокую миссию для людей. По мнению таких известным европейских философов как А. Вольтер, И. Гердер, И. Гете, Ф. Шиллер культура представляла собой богатый духовный человеческий мир, основой этого внутреннего мира служат в первую очередь правда и доброта. Культура помогает человечку справиться со своей ограниченной сущностью, именно культура дает возможность человеку чувствовать своё единение с окружающим миром, с прошлым и будущим. В этот период понимание культуры в первую очередь имело гуманистическое содержание, однако внешняя оболочка была направлена на эстетику и этичность. Главными целями деятельности человека были добро и красота, именно эти понятия могут улучшать мир.
Просветители негативно относились к религиозной схоластике, религиозному фанатизму, нетерпимости, феодальным порядкам. Наследие прошло подвергалось их обработке, таким образом они освобождали место для новых прогрессивных идей. По их мнению, общественный прогресс мог свериться только при условии сильного человеческого духа, ясного разума, отрицанием корысти и невежества. Все эти постулаты нашли своё отражение в высокой культуре.
Наличие просветительского начала в культуре в последствии позволило обогатить духовную жизнь народа и дать начало народному образованию. Но мыслители Просвещения оставили без внимания ряд важных условий – экономические, социальные, политические. Ограниченность европейского просветительства стала еще более заметна на фоне других культур, где во внимание были взяты эти факторы.
В XIX веке иллюзии по поводу того, что просвещение может изменить человечество стали постепенно сходить на нет. В следствии этого мыслители стали более тяготеть к романтическому подходу, не желая уживаться в несовершенном обществе, они искали гармонию подальше от него, в природе. Однако позже на смену романтизму пришел реализм, он заставил просветителей трезво взглянуть на общественную и культурную ситуацию.
Трактовки термина «модерн» в культурологии
Так как модернизация и культура неотъемлемые части друг друга, более подробно следует остановиться на определении понятия «модерн». Под «модернизмом» понимали ряд авангардных культурных явлений в первой половине XX столетия. Модернизм подвергался критике со стороны консервативной культурной линии. К модернизму относили абсолютно разные проявления художественной культуры. Достаточно часто они не имели ничего общего, кроме отхода от традиционных направлений.
Так же термин «модернизм» обозначал направление европейской культуры середины XIX - начала ХХ веков. В данном случае модерн является специфическим монолитным культурно-историческим комплексом, который находил свое проявление во всех сферах человеческой деятельности.
Сюда же можно отнести и термин «постмодерн», под которым понимается культурное течение конца XX века. Постмодерн является реакцией на культуру модерна. Для постмодерна характерны отказ от жестких концепций, уход к маргинализации, безоценочность, дестабилизация.
Модернизацию так же понимают, как процесс комплексных культурных трансформаций. Иными словами, модернизация в культуре предполагает изменения передового характера. Модернизация является антонимом к понятию традиционность и консерватизм.
Однако модернизация может иметь и более узкий смысл – изменения в культуре за последние 50 лет, связанные с современными требованиями.
Модернизация и личность
Модернизация приводит к распаду традиционных устоев. Прогресс способствует индивидуализации личности. Существуют следующие факторы, которые указывают на модернизацию личности:
- готовность к новым взаимоотношениям с людьми и осуществлению новой деятельности;
- независимость от власти таких институтов как семья, религия, профсоюзы;
- вера в науку, уход от фатализма;
- стремление обрести более высокий профессиональный и общественный статус;
- пунктуальность, планирование;
- интерес к социальной и политической жизни;
- интерес к международным новостям.
В процессе модернизации может появиться большое количество маргинальных личностей. Маргинальная личность - это человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов, классов. Маргинальная личность – это человек стоящий на стыке двух культур.
Модернизация ставит высокие требования для личности. Модернизация невозможна без ускоренного прогресса личности, мерой контроля является культура. Уровень развития общества можно оценить по следующим критериям: