Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модернизация в культуре. Патриотическая подготовка народа к войне

Итоги довоенного развития культуры

Замечание 1

До 1939 гг. в СССР происходила культурная революция. Большевики пытались создать полностью новую социалистическую культуру. В 1930-е гг.

Политика коренизация начала сворачиваться, полностью прекратившись в 1937 г., а большинство представителей культуры национальных меньшинств были репрессированы.

В 1930 г. было создано Союзкино, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, Всесоюзный комитет по делам искусства. Проводилась унификация культуры, понукания культурных достижений под четко установленные нормы. Создавались общесоюзные объединения писателей, художников, которые должны были контролировать деятельность художников.

Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял сторону большевиков И. Павлов, К. Тимирязев, А. Жуковский. Творчество других подвергалась гонениям – Н. Гумилев, А. Платонов, С. Есенин. Развернулась борьба с религией. Большевики ликвидировали должность патриарха, закрыли большинство церквей и мечетей, массово проповедовали атеизм.

Тяжелой проблемой была неграмотность. Конституция закрепила право всех граждан на бесплатное образование. В целом доля письменных выросла с 40 % в 1917 г. до 90 % в 1939 г. С 1930 г. начальное образование стало обязательным. В 1936 г. обязательным стало 7-летнее образование. Однако в сельской местности уровень грамотности оставался низким (23 %).

Изменения в литературе и киноискусстве в 1930-е гг.

Замечание 2

Литература соцреализма уже не ограничивалась только одними классовыми интересами. Возрождалась традиционная идея мессианства русского народа, советского государства и его вождя.

Для этого периода характерен оптимизм, потому что в любой трагедии все равно добро побеждает зло, ведь в конечном итоге «победа социализма неизбежна». Изображается поиск народом лучшего пути. Этими идеями пронизаны романы М. Шолохова, Л. Леонова, В. Катаева, Н. Островского.

Реальные, живые люди, переживавшие обыкновенные человеческие события, решавшие мелкие житейские проблемы, из которых и состоит жизнь, оставались в «Сказке» М.А. Светлова, «Телеграмме» и «Голубой чашке» А.П. Гайдара, «Лисичкином хлебе» М.М. Пришвина, рассказах К.Г. Паустовского.

«Модернизация в культуре. Патриотическая подготовка народа к войне» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 3

Кинематограф 1930-х гг. тоже проходил под знаком социалистического реализма и жесткой цензуры власти. Для формирования нового мышления активно снимали документальное и художественное кино.

В 1934 году вышел фильм «Чапаев» С.Д. и Г.Н. Васильевых – «школа патриотизма» для советских людей. Картина, снятая в духе романтического романизма, вселяла в народ веру в светлое будущее и оптимизм. Даже показывая гибель главного героя, режиссеры сумели обыграть сюжет так, что в конечно итоге победа все равно оставалась за легендарным комдивом . От сценария до проката фильм находился под строгим контролем.

Известны указания, которые давались Сталиным, и судьба фильмов «Ленин в Октябре» (режиссер М.И.Ромм), «Иван Грозный» и «Бежин луг» (режиссер С.М. Эйзенштейн), «Закон жизни» (сценарист А.О.Авдеенко) и др. Таким образом, наиболее значимые фильмы должны лично утверждаться Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и даже многие просматривались лично Сталиным.

Идеологическая работа и пропаганда перед войной

Замечание 4

Портреты вождя – обязательная составляющая тоталитарной пропаганды. На многочисленных изображениях Ленин выступал как вдохновитель и организатор побед: в революционной борьбе, гражданской войне, распространении коммунистической власти на весь мир.

Портреты Сталина не менее эффективно поддерживали культ его личности, подчеркивали его «божественность». В частности, работа художника П. Филонова (1940) перекликается со Спасом Нерукотворным . Иконографию вождей строили по схемам изображений святых, она могла посоревноваться с последними по уровню разработанности и количеством вариаций. «Сталиниана» начиналась картинами на тему его ранних лет (аналогии с каноническим сюжетом «детство Иисуса Христа»), затем – выступления перед рабочими и крестьянами (схема «явление Христа народу» и проповедей), а также тема «вождь в ссылке» (перекличка с сюжетом «Христос в пустыне»). Соцреалистическая концепция изображения перетекает в идею лика, иконы, идола .

Накануне войны подчеркивание исключительности вождя приобрело еще большие масштабы. В работе «Сталинским духом крепка и сильна армия наша и наша страна» В. Дени и Н. Долгорукова (1939) тоже изображена монументальная фигуру вождя среди небольших танков, самолетов и микроскопических солдат на фоне красного Кремля. Многочисленные варианты плаката «Спасибо родному (или любимому) Сталину за счастливое детство!»

Накануне Отечественной войны художник киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии.

Идеологическая работа и пропаганда перед войной. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На нем изображены бойцы, идущие в атаку, наступают танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим мощным целенаправленным движением развевалось красное знамя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot