Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Советская литература первой половины XX века

Общие замечания

Среди исследователей принято считать, что в развитии литературы $XX$ век начинается в 90-х годах XIX столетия. В этом плане переходной фигурой является А.П. Чехов, творчески принадлежащий как к $XIX$, так и к $XX$ веку. Он стал не только классиком малого жанра, но и реформатором драматургии и театра. Хотя его последняя пьеса «Вишневый сад» (1903), хотя и была написана позже горьковской «На дне» (1902) представляется скорее завершением традиций $XIX$ века, а не вступлением в новый век.

Символисты и последующие модернистские направления, а также Горький, Андреев, Бунин - это уже, безусловно, век двадцатый, несмотря на то, что многие из них начинали в календарном $XIX$-м. Это противоречит принятому в советском литературоведении принципу связывать возникновение литературы $XX$ века с гражданской войной и революцией 1917г.

Замечание 1

После прихода к власти большевиков в 20-е годы создается особый пласт литературы, который можно охарактеризовать как литература демократии и творческого эксперимента (взлет сатиры, модернизм 20-х годов).

Характерные черты литературы XX века

В это время появляются известные романы Горького «Васса Железнова», «Егор Булычов и другие», эпопея «Жизнь Клима Самгина», где автор обращается к проблеме «слабого человека», к социально-бытовым темам дореволюционной России.

Русская поэзия в 20-30 годы представлена целой плеядой поэтов Серебряного века, творчество которых приобрело трагический отсвет в годы советского режима. Так, творчество Маяковского представляет собой попытку создания социалистического мифа и разочарование в действиях власти, поэзия Есенина отражает судьбу человека, безуспешно пытающегося найти свое место в бурном водовороте истории, стихи Цветаевой в большинстве своем посвящены проблемам неудачной эмиграции и ненужности поэта на Родине. Не менее сложны и наполнены трагизмом произведения Ахматовой, Пастернака Мандельштама.

«Советская литература первой половины XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Тоталитарный режим вызывает к жизни такие литературные жанры, как антиутопия и фантастика. Среди произведений этого направления особенно заметны роман-антиутопия Замятина «Мы», написанный в 1920г., но вышедший в России только в 1988г. и направленный против тоталитарного общества с его стремлением к уничтожению духовной жизни личности, и бессмертное «Собачье сердце» Булгакова, с его острой сатирой и развенчанием победившего гегемона.

Яркими представителями жанра сатиры являются Зощенко, Ильф и Петров и др.

В 30-е годы появляются такие известные произведения, как:

  • «Тихий Дон» Шолохова,
  • «Повесть непогашенной луны» Пильняка,
  • «Котлован» Платонова,
  • «Петр I» А. Толстого,

в которых авторы пытаются представить свое понимание сильной личности, свое видение истории и тех процессов, которые происходят в Советском государстве, о том, как революция ломает людей и их отношения между собой. Общечеловеческие понятия чести, родины, дома – основные приоритеты Булгакова, которые он доносит до читателя на страницах своих пьес и романов. Он описывает благородство и подвиг белых офицеров в драме «Дни Турбиных», трагедию потери Родины в произведении «Бег», создает знаменитый роман «Мастер и Маргарита» о поиске человеком своих начал (любовь, творчество).

Замечание 3

Параллельно с развитием литературы в Советской стране, создается так называемая литература русского зарубежья. Писатели-эмигранты увезли с собой свою Россию и воплотили ее в своих произведениях так, как не могли и не хотели ее описывать советские писатели.

Они мечтали переделать весь мир, русские литераторы-эмигранты стремились сохранить и восстановить былые культурные ценности. И то, и другое было утопией, так как невозможно построить на земле рай с помощью адских средств, как невозможно и вернуть все то, что уже стало достоянием прошлого.

Конечно, литература русской эмиграции в определённой степени тоже испытала влияние революции. Можно вспомнить «Окаянные дни» Бунина или «Солнце мертвых» Шмелева, поэзию Владислава Ходасевича, Георгия Иванова, Игоря Северянина, Марины Цветаевой.

Военная тема в эмигрантской литературе также имела свои особенности. Эмигранты знали не Великую Отечественную, а вторую мировую войну и первыми обратили внимание на противоречия военного времени, среди них Ржевский, Юрасов, отчасти Ширяев), хотя, безусловно, тема Великой Отечественной – достояние, прежде всего советских писателей. Даже Солженицын эту тему затрагивает только в связи с «лагерной»: война способствовала единению народа, а для писателя более важным представляется анализ истоков проявления раскола нации, который стал самой большой трагедией $XX$ в.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot