Общие замечания
Возрождение, или Ренессанс, как феномен культурного развития обнаруживается во всех странах Западной Европы. Безусловно, культура этого периода отличается своеобразием в каждой стране, однако общие положения, на которых основывается культура Возрождения, можно свести к следующим: философия гуманизма, «природосообразность», т.е. материалистическое понимание законов природы, рационализм.
Ренессанс заложил новую систему ценностей всей современной западноевропейской цивилизации.
Специфика испанского Возрождения заключается в том, что в момент его зарождения, в стране «свирепствовала» инквизиция, на которую опиралась католическая идеология. В этих условиях была невозможна активная критика религиозных догм. Однако, после завершения объединения Кастилии и Арагона, или реконкисты, происходит взлет культуры Испании в $XVI$ – первой половине $XVII$ века.
Испанские гуманисты
Прежде всего, испанский гуманизм связан с именем Эразма Роттердамского, который жил при дворе Карла Испанского и гуманистические идеи которого были извествны все Европе, Испанских его последователей даже называют «эразмистами». Наиболее известными и значимыми были Альфонсо де Вальдес, Хуан Луис Вивес и Франсиско Санчес.
Вальдес в своих язвительных диалогах обнажает корыстолюбие и распущенность представителей католической церкви и папского престола. Вивес критикует схоластику Аристотеля и отдает приоритет в науке наблюдению и эксперименту в науке, с помощью которых можно не только проникнуть глубоко в природу, но и найти путь к познанию мира.
Этого ученого считают предшественником Френсиса Бэкона. Ученый ратует за прогрессивную систему образования с включением в нее классических языков, а так же за женское образование. Санчес тоже был критиком схоластики, но он отличался скептицизмом во взгляде на свободное исследование. У него есть нашумевшая работа «О том, что знания нет», в которой ученый приходит к выводу о том, что все наши знания, недостоверны, относительны, условны, потому что сам процесс.
Отметим, что идеи испанских гуманистов, в отличие от итальянских, не оставили заметного следа в философских изысканиях той Эпохи.
Литература и художественная культура испанского Возрождения
Испанская литература, живопись, скульптура переживают расцвет в эту эпоху. Коротко охарактеризуем каждое направление.
Литература испанского Ренессанса явилась соединением национального фольклора с формами гуманистической литературы. Особенно это проявляется в поэзии, представителями которой были:
- Хорхе Манрике,
- Луис де Леон,
- Алонсо де Эрсилья,
- и другие.
Однако для описания современной жизни наиболее популярным жанром был роман. Испания известна рыцарскими («Дон Кихот» Сервантеса) и плутовскими романами. В последних авторы («Селестина» Фернандо де Рохаса, «Приключения и жизнь плута Гусмана де Альфараче, дозорная башня человеческой жизни» Матео Алемана) показали, как проникали в испанскую жизнь денежные отношения, разлагались патриархальные связи, разорялись и нищали народные массы.
Мировую известность получили и испанские национальные драмы. Наиболее известный драматург этой эпохи Лопе де Вега, который написал более 2000 произведений, из которых известны 500, а многие из них идут на подмостках всех ведущих театров мира и экранизированы, например, «Собака на сене» и «Учитель танцев».
Отметим еще и Тирсо де Молина, под этим именем скрывался монах Габриэль Тельес. Его перу принадлежит комедия «Севильский озорник, или Каменный гость», принесшая ему всекмирную известность. Живопись испанского Возрождения представлена именами Эль Греко и Диего Веласкесом, произведения которых являются ценностями всемирно-исторического масштаба.
Мучительные противоречия времени с огромной драматической силой отражены в картинах Греко. Для картин Веласкеса характерна смелость романтики, проникновение в характер персонажа, высокое чувство гармонии.