Общая характеристика
Французское просвещение наиболее влиятельное и соответственно наиболее известное не только в Европе, но и в мире. В этой стране эпоха закончилась Великой Французской революции. Великие французские просветители:
- Франс Вольтер,
- Жан-Жак Руссо,
- Дени Дидро,
- Шарль Луи Монтескье,
- Поль Анри Гольбах,
- Клод Адриан Гельвеций,
- и др.
оказали огромное влияние на умы Европы и России.
Идеи просветителей формировались во время обострения социального противостояния знати и низов: слишком велик был контраст между богатством аристократов и крестьянством, обремененным массой налогов и повинностей. Недовольство создавшимся положением породило во французском обществе критическое отношение к произволу и продажности властей, религии и сначала выплескивалось в виде остроумных сатирических памфлетов, эпиграмм, выступлений.
Но по мере нарастания недовольства и анализа его просветителями, стали обобщаться в их трудах по теории права, устройства государства, истории философии, критики религиозных догм.
Этапы французского просвещения
Обычно выделяют три этапа, причем хронологические рамки второго и третьего практически совпадают, они различаются только качеством распространяемых идей.
Первый этап условно начинается со смерти Людовика $XIV$ в 1715 году, и он в первую очередь ассоциируется с именами Вольтера и Монтескье. Борьба с догмами церкви, с деспотизмом и произволом знати, декларирование в качестве основы нравственности естественное стремление человека к счастью, постановка проблемы разумного государственного устройства – это основные характерные черты первого этапа французского просвещения.
На втором и третьем этапах политические и философские идеи просветителей становятся более радикальными и острыми. Второй этап представлен работами философов-материалистов Дидро, Гельвеция, Гольбаха, противники называют их «партией философов». Начавшая выпускаться знаменитая «Энциклопедия» Дидро, в которой автор стремился в доступной форме изложить научные достижения, была запрещена, как и другие сочинения этих ученых.
Несмотря на инициированные церковью судебные процессы над ними, их авторитет в общественном мнении оставался непоколебимым. Качественное отличие третьего этапа заключается в идеях Ж.Ж. Руссо, который разошелся во взглядах с другими просветителями на благотворное влияние прогресса. Он считал, что достижения культуры делают человека прагматичным, и он теряет чувство сострадания. Ему же принадлежат идеи о том, что среда формирует личность и если ее правильно воспитывать и образовывать, то через два поколения можно построить идеальное общество.
Идеи французских просветителей были восприняты всеми: от аристократов до мелкобуржуазных интеллигентов, и их последователи появились во всем мире.
Особенности культуры французского Просвещения
Для этого этапа характерен универсализм и энциклопедичность, которые оформились задолго до появления Энциклопедии. В чем это проявлялось? В первую очередь, в слиянии науки с литературой, что выразилось в легком, изящном, остроумном стиле научных трактатов и в теоретической глубине и масштабности литературных произведений. Энциклопедизм проявляется в глубочайшей образованности писателей той эпохи: они прекрасно ориентировались и в философских проблемах и естественнонаучных. Ученых же занимали, кроме чисто научных, еще и проблемы эстетики, морали, литературной критики.
Самой яркой отличительной чертой французского Просвещения является философия. Она стала объединяющим звеном всех сторон духовной культуры.
Философия становится синонимом передовых взглядов, вольномыслия во всех областях науки, религии. Часто эту эпоху во Франции называют «веком философов».