Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия французского Просвещения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Философия французского Просвещения
Философия французского Просвещения
Определение 1

Просвещение – это этап развития философии охватывающий восемнадцатый век, отличительными чертами которого являются направленность на социальную трансформацию общества, установления новых идеалов свободного, разумного, образованного человека.

Специфика французского Просвещения и его яркие представители

Гуманизм и антропоцентризм зародившиеся в эпоху Возрождения, вместе со становлением естественных наук, развитием и все большим внедрением в жизнь их плодов, порождают в восемнадцатом веке такой феномен как философия Просвещения.

В целом философия Просвещения носит достаточно утопический характер. Она связана со стремлением философов изменить устаревший за столетия средневековья социальный порядок, высвободить могучий политический, научный, исследовательский, деловой потенциал народов из-под гнета феодальных институтов – церкви, сословного общества, абсолютистской монархии. Главным средством такого высвобождения философы-просветители видели образование, повышение уровня знаний и культуры, как среди власть предержащих, так и среди всего народа, что и дало название данной эпохе развития философской мысли.

В центре философии Просвещения, также, как и в эпоху Ренессанса, находится человек – свободный, обладающий набором естественных прав, образованный, способный самостоятельно принимать решения и строить свою судьбу. Опираясь на достижения науки, философы Просвещения полагали, что развитие знаний и всеобщее просвещение способны не только в корне изменить мир, но и решить все человеческие проблемы, как экономического, так и социального характера.

Вместе с тем французское Просвещение обладало собственными специфическими чертами, отличающими его от деятельности философов других стран в этот период. К ним можно отнести:

  • ярко выраженный антиклерикализм;
  • опора на последние научные достижения;
  • стремление к социальной трансформации общества;
  • мощная гуманистическая ориентация;
  • энциклопедизм.

Деятельность философов Просвещения стала той основой, на которой сформировались идеалы Французской Буржуазной революции, приведшей к демонтажу феодальных отношений и торжеству буржуазно-демократических идеалов. Однако плодами революции и Просвещения стали не только свобода, равенство и братство, но также массовый террор и новые, ранее неизвестные социальные проблемы, которые оказалось невозможно решить с помощью одной лишь науки, что позволяет критически отнестись ко всем ее концепциям и теориям. К числу наиболее известных французских просветителей можно отнести:

  • Вольтера По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) подробнее ,
  • Ш. Монтескье,
  • Д. Дидро,
  • Ж. Ламерти,
  • Ж.-Ж. Руссо,
  • П. Гольбаха и др.

Антиклерикальные идеи французского Просвещения

Антиклерикальный характер французского Просвещения заключался прежде всего не в борьбе с верой в бога, как таковой, а в борьбе с католической церковью, как социальным институтом закрепощения умственного и духовного, простого народа, который выступает на стороне феодальной структуры власти и противится всяческим изменениям.

Антиклерикальная полемика выступает главной линией творчества одного из отцов философии Просвещения – Вольтера. Вольтер По данной теме мы уже выполнили реферат Вольтер подробнее не оставил крупных собственно философских трудов, он творил в различных литературных жанрах и формах, используя сатиру, иронию, а иногда и откровенную брань для обличения института церкви. Вольтер рассматривал церковь как мошенническую организацию, которая самыми низкими средствами удерживает в собственных сетях глупцов и легковерных. Вместе с тем Вольтер отвергает и атеизм, указывая что отсутствие какой-бы то ни было веры вообще, ничем не лучше фанатизма.

Вольтер придерживается деистской позиции, согласно которой бог создал мир и более не вмешивается в его дела, а значит не несет ответственности ни за зло, существующее в мире, ни за его несовершенство, поскольку это плоды свободной деятельности людей. Бог Вольтера – это не персонифицированный перводвигатель, причина всего, источник универсальной морали (не делай другим того, чего не хотел бы себе). Лучше всего отношение к богу мыслителя отражает афоризм «Если бы бога не существовало, его стоило бы выдумать».

Однако были среди французских просветителей и те, кто придерживался прям атеистического видения мира. Так, П. Гольбах в своем труде «Система природы» обосновывает материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как субстанцию которой присуще свойство движения, причиной которого выступает внутренняя энергия самой материи. Таким образом снимается проблема необходимости перводвигателя и первотолчка, а значит и существования бога-творца. Разнообразие форм материи раскрывается Гольбахом, через современные ему физико-химические знания о законах движения и преобразования вещества и энергии.

Атеистическое видение человека выражено в работах Ж. Ламерти. Полностью отвергая теократическую теорию души, Ламерти утверждает, что душа не более чем термин, для обозначения субъективного переживания мыслительных процессов. Ламерти рассматривает человека как сложно организованную машину, которая подчиняется законам природы, и в соответствии с закономерностями своего существования способна мыслить, чувствовать, переживать.

Социально-политические идеи

Наиболее полно социально-политический идеал просвещения выражен в работах Ж.-Ж. Руссо. В отличии от многих мыслителей своего времени Руссо видит человека по природе не злым и эгоистичным, но напротив, добрым и счастливым. Прогресс Руссо рассматривает как зло, которое оторвало человека от состояния природной гармонии и единства, но зло необходимое, поскольку возвращение в это состояние уже невозможно.

Социально-политический идеал Руссо – полная демократия, при которой власть исходит и принадлежит одному лишь народу. Лишь демократический строй, способен устранить неравенство – как источник всех бед и социальной несправедливости между людьми. Однако в стремлении создать такую политическую систему, при которой все ее члены были бы действительно равны Руссо приходит в конечном итоге к прямой противоположности собственных идеалов – тоталитарному государству, в котором граждане лишены не только всякой частной собственности, но также и любых политических прав в пользу государства (чтобы частный интерес не мог конкурировать с общественным), а для несогласных предусмотрены тюремное заключение и лагеря.