Среди многочисленных социальных функций культуры особую актуальность в век информатизации приобретает информативная. Как и все, что окружает человека, информация представляет собой механизм культуры, обеспечивающий сохранение и трансляцию какого-либо содержания.
Подходы к пониманию информации в культурологии
В основе понимания указанной функции лежит культурологическое понимание феномена информации. В рамках культурологии категория информации часто интерпретируется как синоним сообщения, множественная информация, определенный дискурс. Любой текст характеризуется высокой степенью интегративностью, включает в себя цитирования, ссылки на другие источники, аллюзии и пр., что позволяет рассматривать его в качестве культурного феномена.
Информация же – производное от сообщения, текста, поскольку обеспечивает передачу любых видов текстов.
Взаимосвязь культуры и информации
Информация выступает порождением культуры, более того, указанные феномены выступают взаимосвязанными и взаимообусловленными. Информация транслируется посредством знаковых систем, разработанных в рамках культурной модели, приемов и средств использования указанных систем. Культура, в свою очередь, развивается под влиянием информации, закреплённой в системе языка, в процессе обмена знаниями, межличностного общения, функционирования СМИ и пр.
Культура выступает своеобразным цензором информации, в информации же скрыта как созидательная сила, которая способствует развитию культуры, так и сила катастрофически разрушительная, способная привести к гибели культуры, особенно, ее нравственной составляющей.
Таким образом, механизмы, особенности взаимодействия культуры и информации представляют собой одну из наиболее актуальных, вечных проблем, сложность которых может варьироваться в зависимости от уровня развития цивилизационной модели, в которой формируется, развивается и функционирует культура.
Язык как основа информативной функции культуры
Основой реализации информативной функции выступают многочисленные знаковые системы, включая:
- естественный и научный языки,
- языки искусства (цветовая палитра, звуки, хореография и пр.),
- языки межличностного общения (жесты, внешность, мимика, внешний вид и пр.).
В процессе своего развития культура создает и развивает различные знаковые системы, которые становятся ее носителями и инструментами репрезентации, воплощения культурных ценностей. Вся совокупность знаковых и знаковых систем, существующих в обществе, составляет культуру определенного исторического периода, того или иного социума. Знак как инструмент реализации информативной функции
Соответственно, в каждом знаке заключен определенный смысл, выраженный и зафиксированный в семантической структуре данного знака, символа. Другими словами, каждый знак, символ имеет концепт, форму выражения и содержательную сторону.
Под содержанием знака понимают многоплановую, сложную, сконцентрированную информацию, предназначенную для восприятия, интерпретации тех, кто способен ее прочитать.
Содержательная сторона знака обеспечивает преемственность культуры, возможности ее передачи от поколения к поколению.
Культурная память не передается генетически, она живет только в знаках, в системе культуры. Соответственно, передача информации в знаковой форме выступает инструментом сохранения самой культуры.
Обмен информацией, содержащейся в знаковых системах, осуществляется как в историческом, диахроническом аспекте, от поколения к поколению, так и в синхроническом – в процессе синергетических межкультурных обменов.
Таким образом, информативная функция культуры обеспечивает не только синергетическое взаимодействие в диахроническом и синхроническом аспектах, не только формирование и развитие, но и само сохранение культурной модели.