Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Факультативные элементы: заглавие, эпиграф

Заглавие

По мнению Л. С. Выготского, заглавие – важнейший элемент текста из-за заключенной в нем ключевой идеи произведения. Выготский считает, что именно заглавие намечает «доминанту, которая определяет построение рассказа».

По мнению Ю. М. Лотмана, заглавие – это рамочный элемент текст.

И. В. Арнольд определила заглавие как сильную позицию текста. Она полагает, что заглавие – это один из элементов сильной позиции текста, к которым еще относятся эпиграф, начало и конец текста.

Заглавие, предваряя текст, является первым семиотическим знаком, который видит читатель. Оно выполняет посредническую функцию между текстом и читателем, задавая читателю ассоциативные перспективы.

Функции заглавия можно разделить на общие и частные.

Общие функции:

  • информативная;
  • семиотическая;
  • концептуально-содержательная;
  • аттрактивная;
  • номинативная.
Статья: Факультативные элементы: заглавие, эпиграф
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Суть семиотической функции состоит в том, что заглавие состоит из букв и составляет слово – семиотический знак. Заглавие, давая информацию о теме, идее, мотиве, проблеме, сюжетной перспективе, выполняет информативную функцию. Реализация этой функции зависит от ряда факторов лингвистической и экстралингвистической реальности. Степень проявления этой функции зависит от типа заглавия, от интенции автора, от социокультурной компетенции читателя.

Концептуально-содержательная функция – это выраженность в заглавии главного концепта текста.

Любое заглавие – это имя текста, и в этом заключается номинативная функция.

Вспомогательные функции заглавия:

  • оценочная;
  • эстетическая;
  • выделительная;
  • оценочно-прогнозирующая;
  • экспрессивная;
  • смыслообразующая;
  • символическая;
  • воздействующая.

В зависимости от типа заглавия, любая из этих функции может присутствовать или отсутствовать.

И. Р. Гальперин предлагает классифицировать заглавия с позиции концептуально-фактуальной наполненности, и выделяет следующие типы: название-сообщение, название-цитата, название-тезис, название-намек, название-символ, название-повествование. А. В. Ламзина предлагает классификацию, основываясь на связи заглавия с конкретными компонентами композиции и выделяет следующие типы:

«Факультативные элементы: заглавие, эпиграф» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • заглавия, которые отображают ключевую тему или проблему произведения «(Преступление и наказание»);
  • заглавия, задающие сюжетные перспективы. Такие заглавия в свою очередь делятся на два вида: фабульные – в них отражается сюжетный ряд, кульминационные – в них отражается наивысшая точка развития действия («После бала»);
  • персональные заглавия. Центральное место в них занимают антропонимы, сообщающие о национальности, социальном статусе, родовой принадлежности главного героя («Тарас Бульба»);
  • заглавие, которое обозначает пространство и время. В них могут быть отражены названия дней недели, месяцев, а время действия может обозначаться датой, соотносимой с историческим событием («Девяносто третий год» В. Гюго).

И. В. Арнольд определяет типы заглавий по отношению их связи с текстом:

  • заглавия, в которых выражается главная тема произведения («Американская трагедия»);
  • заглавия, в которых содержится аллюзия на произведение другого автора («Мыши люди» Дж. Стейнбека);
  • заглавия, которые тесно связаны с сюжетом;
  • заглавия, которые указывают на время действия;
  • заглавия, которые указывают на имя персонажа;
  • заглавия, содержащие основную идею произведения.

Роль эпиграфа в художественном произведении

З. Я. Тураева дает следующее определение эпиграфа.

Определение 1

Эпиграф – это компонент художественного текста, отсылающий читателя к исходному тексту и программирующий сеть ассоциаций.

Эпиграф – это знак текста, способный установить интрасемиотические соответствия.

Эпиграф двунаправлен и двусторонен – он обращен и к тексту-источнику, и к цитирующему тексту. В связи с этим смысл эпиграфа необходимо искать на пересечении внетекстовых и внутритекстовых структур. Он раскрывает глубинную структуру текста, которая способствует осмыслению эпиграфа в новом контексте. Но ряд исследователей считает, что эпиграф только устанавливает однонаправленные правосторонние связи – текст, являясь развернутой конкретизацией эпиграфа, не оказывает на него влияния.

Эпиграф автономен и является средством выражения прагматической установки автора, авторских интенций. При этом для формирования читательской установки важное значение имеет не только сам эпиграф, но и его происхождение: пространственная, временная и социокультурная отдаленность источника. Как правило, источником эпиграфов являются различные прецедентные тексты: художественные тексты, библейско-религиозные сочинения, фольклорные источники.

Эпиграфы, как и заглавия, допускают различные интерпретации. Расшифровка эпиграфа не является жестко детерминированным процессом. А знание или незнание источника играет сложную аксиологическую роль и определяет отношение читателя как к произведению, так и к культуре автора.

Эпиграф – это выразитель концепта, который предшествуют его текстовому выражению. В архитектоническом и композиционном плане эпиграф автономен – он является текстом в тексте, к него свой автор, своя исходная коммуникативная ситуация, своя сфера функционирования. Эпитет и графически отделен от текста.

Как элемент текста, он полифункционален. Главной функцией эпиграфа является диалогизирующая функция. Эпиграф является одним из способов диалогизации монолога, введения в него неавторской, иной точки зрения.

Однако даже в случаях, когда языковые показатели диалога отсутствуют, следует говорить о текстовом нуле, о их значимом отсутствии, так как выбор эпиграфа означает его включение в систему авторского мышления, а значит, в систему текста.

Выделяют два типа эпиграфов: метонимический и автономный.

Автономный эпиграф – это содержательно завершенный фрагмент текста. автономность поддерживается и графическим оформлением, и позицией эпиграфа – он вынесен перед основным текстом.

Метонимический эпиграф воспринимается как часть некоторого текста.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot