Процесс восприятия человека человеком
Восприятия человека человеком – это психологическое познание людьми сущности других людей в условиях непосредственного общения.
Процесс восприятия человека человеком включает в себя различные уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. Этот процесс подчиняется общим закономерностям психологического отражения с учетом специфики восприятия человеческой значимости как предмета окружающего мира. Человек воспринимается нами не только как социальная сущность, но и как часть окружающего нас природного мира, разновидность животного.
При восприятии нового человека другой человек учитывает ряд весьма разносторонних факторов:
- одежда человека;
- выражение лица человека, проявляемые эмоции и жесты;
- волосы, прическа, глаза;
- Иные компоненты внешности, которые подчеркивают индивидуальность человека, выделяют его среди других
Процессы познания друг друга людьми определяют черты характера, способности и интересы, уровень профессиональной подготовки, а также иные важные факторы. Осознание характеристики личности ведет к социализации в обществе, сравнении себя с другой личностью. Однако в силу познавательных способностей возникает проблема восприятия человека по внешним факторам. Так, согласно известной пословице «Встречают по одежке». То есть первое мнение складывается именно на основе физических признаков. Осознание данных характеристик формирует более устойчивое мнение по отношению к личности, однако минусом является то обстоятельство, что человек не учитывает внутренние характеристики, то есть характер, темперамент, интеллектуальные способности, что в дальнейшем может вызвать некоторые проблемы.
Способы интерпретации личности по внешности
Человек интерпретирует другого человека, в первую очередь, по признакам внешности. Экспериментально удалось установить четыре основных способа интерпретации человека по внешности:
- Аналитический, а именно элементы внешности связывается с характером человека. Например, плотно сжатые губы являются признаком строгости, широко распахнутые глаза – признаком откровенности и так далее.
- Эмоциональный, то есть эмоциональные качества. Они приписывается личности исходя из внешней привлекательности.
- Индивидуально-ассоциативный. Человеку предписывается качество другого человека, который внешне схож с ним и с которым анализирующий ранее встречался.
- Социально ассоциативный. Человеку предписывает качество той группы лиц, к которым внешне он относится. Например, готам приписывается качества жесткости, развязности, коммунистам – говорливости, сварливости и так далее.
Анализ перечисленных качеств происходит при непосредственном общении людей друг с другом. Первоначально внимание уделяется именно внешности, особенно чертам лица. Далее в ходе общения формируется общее представление о характере, интеллектуальных и эмоциональных способностях, темпераменте, которые очень часто связывают с профессиональными качествами человека, его родом деятельности. Особенности восприятия могут различаться не только исходя из характера темперамента людей, но исходя из возраста.
Рисунок 1. Восприятие человеком окружения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности восприятия человека человеком
Восприятие определяет не только общую характеристику человека, но и место человека в жизни анализируемого. В голове у человека при анализе складывается определенный образ, на который он опирается. Молодым людям, например, характерно излишне идеализировать объект, особенно если они в него влюблены. Подростки в большей степени используют зрительный образ, то есть они запоминают общие пропорции объекта и расположение основных частей тела. Только со временем наблюдается формирование глобального и адекватного восприятия, когда образ становится более четким и дифференцированным.
Важное значение играет ракурс, при котором люди общаются друг с другом. Например, разница в росте между людьми может восприниматься как фактор, влияющий на восприятия людей друг другом. Важным также является установление зрительного контакта. Если он непрерывен, то позволяет установить более качественные связи людей друг с другом. С помощью зрительного контакта люди производит активные «нащупывающие движения» глазами, то есть разглядывает своего оппонента, отражают его зрительный образ на сетчатке. Возрастом восприятие человека человеком с возрастом меняется.
Так, в ходе развития ребенка имеет место восприятие других людей, а также формирование его как члена семьи. Ребенок анализирует психические качества людей, с которыми общается, особый интерес у него вызывает психика взрослых. Именно поэтому у ребенка наблюдается потребность в общении, познании и труде. Он специфически реагирует на ухаживающих за ними взрослых, что свидетельствует о том, что он выделяет их из общего круга людей, окружающих его.
М. Ю. Кистяковская указывает, что ребенок уже в возрасте от 3 до 6 месяцев способен избирательно относиться как взрослым. Он начинает отделять свою мать от окружающих уже в 3 месяца, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Когда ребенок оказывается в яслях, в детском саду, то резко увеличивается круг лиц, с которыми он связан, поэтому возникает необходимость дифференцировать их, отличать своих от чужих. В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные связи с теми, с кем возникает речевой контакт. При этом он анализирует не только слова, но и позу, жесты, выражение лица, иные проявления.
Общаясь со взрослыми людьми, дети учатся читать их эмоциональные состояния, способны копировать его, переживать похожие эмоции. Например, дети очень хорошо чувствуют эмоции страха, радости или переживания взрослых.
Пожилые люди несколько иначе воспринимают людей, так как у них снижаются различные виды чувствительности. Так примерно от 32 до 50 % людей в возрасте 80 лет имеет проблемы со слухом, что вызывает необходимость применять иные органы чувств при общении с людьми, воспринимать высокочастотные звуки. Около 16 % людей старше 75 лет практически полностью теряют зрительные функции, в результате чего не способны зрительно воспринимать других людей, наблюдается проблема в восприятии.
Рисунок 2. Восприятие другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ